Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средняя группа (от четырех до пяти лет)




Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет

О «Прог­рамме вос­пи­тания и обу­чения в дет­ском са­ду»

Нас­то­ящее из­да­ние яв­ля­ет­ся частью ме­тоди­чес­ко­го ком­плек­та к «Прог­рамме вос­пи­тания и обу­чения в дет­ском са­ду» (под ре­дак­ци­ей М. А. Ва­силь­евой, В. В. Гер­бо­вой, Т. С. Ко­маро­вой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мо­за­ика-Син­тез, 2007), ко­торая в со­от­ветс­твии с сов­ре­мен­ны­ми за­дача­ми дош­коль­но­го об­ра­зова­ния пре­дус­матри­ва­ет всес­то­рон­нее раз­ви­тие ре­бен­ка на ос­но­ве его воз­рас­тных воз­можнос­тей и ин­ди­виду­аль­ных спо­соб­ностей.

Ве­дущие це­ли «Прог­раммы» – соз­да­ние бла­гоп­ри­ят­ных ус­ло­вий для пол­но­цен­но­го про­жива­ния ре­бен­ком дош­коль­но­го детс­тва, фор­ми­рова­ние ос­нов ба­зовой куль­ту­ры лич­ности, раз­ви­тие пси­хичес­ких и фи­зичес­ких ка­честв, под­го­тов­ка ре­бен­ка к жиз­ни в сов­ре­мен­ном об­щес­тве, к шко­ле.

«Прог­рамма» ре­комен­до­вана Ми­нис­терс­твом об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции для уч­режде­ний дош­коль­но­го об­ра­зова­ния.

К «Прог­рамме» под­го­тов­ле­ны крат­кие «Ме­тоди­чес­кие ре­комен­да­ции» (М.: Из­да­тель­ский дом «Вос­пи­тание дош­коль­ни­ка», 2005; М.: Мо­за­ика-Син­тез, 2005), рас­кры­ва­ющие осо­бен­ности ор­га­низа­ции и ме­тоди­ки ра­боты по всем ос­новным раз­де­лам вос­пи­тания, обу­чения и раз­ви­тия ре­бен­ка в дет­ском са­ду на раз­ных воз­рас­тных эта­пах дош­коль­но­го детс­тва.

Бо­лее под­робные ме­тоди­чес­кие ру­ководс­тва к «Прог­рамме» со­дер­жатся в ме­тоди­чес­ких по­соби­ях: Ко­маро­ва Т.С. «Изоб­ра­зитель­ная де­ятель­ность в дет­ском са­ду» (М.: Мо­за­ика-Син­тез), Гер­бо­ва В. В. «Раз­ви­тие ре­чи в дет­ском са­ду» (М.: Мо­за­ика-Син­тез), Теп­люк С.Н., Ля­мина Г. М., За­цепи­на М.Б. «Де­ти ран­не­го воз­раста в дет­ском са­ду» (М.: Мо­за­ика-Син­тез) и др.

По­собие «Тру­довое вос­пи­тание в дет­ском са­ду» про­дол­жа­ет се­рию из­да­ний дан­но­го учеб­но-ме­тоди­чес­ко­го ком­плек­та. Кни­га вклю­ча­ет прог­рамму и ме­тоди­чес­кие ре­комен­да­ции по тру­дово­му вос­пи­танию де­тей 2–7 лет. В каж­дой воз­рас­тной груп­пе оп­ре­деле­ны ви­ды, за­дачи и со­дер­жа­ние тру­довой де­ятель­нос­ти дош­коль­ни­ков.

Тру­довое вос­пи­тание в дет­ском са­ду.

Прог­рамма

 

Тру­довое вос­пи­тание в «Прог­рамме» яв­ля­ет­ся обя­затель­ным ком­по­нен­том раз­ви­тия ба­зовых и твор­ческих спо­соб­ностей ре­бен­ка, важ­ней­шим средс­твом фор­ми­рова­ния куль­ту­ры меж­личнос­тных от­но­шений. Ста­вит­ся за­дача пос­те­пен­но­го раз­ви­тия у де­тей (с уче­том воз­рас­тных воз­можнос­тей) ин­те­реса к тру­ду взрос­лых, вос­пи­тания же­лания тру­дить­ся, на­выков эле­мен­тарной тру­довой де­ятель­нос­ти, тру­долю­бия.

Эти за­дачи ре­ша­ют­ся че­рез оз­на­ком­ле­ние де­тей с тру­дом взрос­лых и че­рез не­пос­редс­твен­ное учас­тие де­тей в по­силь­ной тру­довой де­ятель­нос­ти в дет­ском са­ду и до­ма. При этом осо­бо под­черки­ва­ет­ся роль оз­на­ком­ле­ния с об­щес­твен­ной нап­равлен­ностью тру­да, его со­ци­аль­ной зна­чимостью, фор­ми­ру­ет­ся ува­житель­ное от­но­шение к лю­дям тру­да.

В каж­дой груп­пе оп­ре­деле­ны ви­ды и со­дер­жа­ние тру­довой де­ятель­нос­ти де­тей, за­дачи, ко­торые ре­ша­ют­ся в про­цес­се дет­ско­го тру­да.

Ор­га­низуя тру­довую де­ятель­ность, вос­пи­татель обес­пе­чива­ет всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

Самообслуживание:

Продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). В процессе одевания и раздевания направлять внимание на последовательность действий. Приучать к опрятности.

Хозяйственно-бытовой труд:

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Учить совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.

Труд в природе:

В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).

Поощрять детей к совместным со взрослым действиям по уходу за объектами природы.

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

При каждом удобном случае рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать их представления о трудовых операциях, результатах труда. Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности взрослых.

Самообслуживание:

Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд:

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

Труд в природе:

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Учить замечать изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т. д.).

Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях.

Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Самообслуживание:

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок – чистить, просушивать. Воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

Приобщать к культуре поведения за столом.

Приучать самостоятельно готовить к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией свое рабочее место и убирать его после занятий (мыть баночки, кисточки, протирать стол и т. д.).

Хозяйственно-бытовой труд:

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе:

Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.

Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).

Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...