Средняя группа (от четырех до пяти лет)
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Ребенок 4–5 лет уже относительно самостоятельный и независимый. Его движения более разнообразны, координированны, уверенны, чем раньше. В этом возрасте увеличиваются физические возможности ребенка (сила, ловкость, глазомер). Он широко использует усвоенные действия, начинает оценивать свои личностные качества (самооценка сильно завышена). Дошкольники стремятся к дружным партнерским взаимоотношениям со сверстниками и объединяются по интересам. («Хочу подметать с Олей».) Ребенок способен ставить перед собой цель и настойчиво пытается ее реализовать, правда, часто переоценивает свои возможности. Он активно заявляет о своем желании «быть как взрослый» и включаться в настоящие дела. У ребенка появляется чувство ответственности за порученное дело, осознание значения своих действий для других. Он проявляет большой интерес к деятельности взрослых. Самообслуживание: В этом возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладели в младших группах. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно вешают и складывают одежду, относят в сушильный шкаф влажные вещи, моют руки по мере загрязнения, едят, пользуясь ножом и вилкой, и т. п. Однако контроль за правильным и добросовестным выполнением операций по самообслуживанию необходим. У многих детей пятого года жизни наблюдается снижение интереса к самообслуживающему труду, поскольку они уже не видят в нем новизны. У дошкольников достаточно прочно сформировано понятие «надо». Они правильно обосновывают, для чего необходимо мыть руки, чистить зубы, причесываться, почему важно аккуратно вешать свое полотенце за петельку и не допускать, чтобы оно касалось пола, почему нельзя шалить в умывальной комнате и мешать друг другу и т. д. Но поведение ребят зачастую не совпадает с имеющимися у них представлениями, и педагог замечает, что дети трудятся формально. Это происходит потому, что в этом возрасте дети еще не воспринимают труд как деятельность, основанную на воле, долге и дисциплине. Поэтому в работе с дошкольниками главными остаются интересные для них игровые приемы, занимательный и в то же время обучающий материал. Это могут быть картинки с изображением веселых зверюшек, занимающихся самообслуживанием, отгадывание загадок о предметах личной гигиены, увлекательные игры и упражнения типа «Что мы делаем не скажем, лучше мы это покажем», разные «отвечалочки», «угадалочки», «узнавалочки», «удивлялочки» и многое другое. Эти приемы помогают воспитателям подкреплять усвоенные детьми умения и формировать из них стойкие привычки. А систематический контроль за действиями каждого ребенка в сочетании с обращением к положительному примеру и мягким доброжелательным напоминанием дает особенно положительный эффект.
Дети 4–5 лет – большие фантазеры. Они жаждут поделиться со сверстниками своими впечатлениями, подчас фантастическими, и получить их одобрение. Это часто отвлекает детей, особенно во время одевания (на прогулку, после дневного сна). Их надо приучать начинать процесс одновременно и по возможности одновременно заканчивать его. Постепенно содержание труда детей расширяется. Большое внимание уделяется формированию у них исполнительности, умения доводить начатое дело до конца (одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь). Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и постоянном контроле за действиями детей. Перед мытьем рук воспитатель говорит: «Сегодня Буратино пришел учиться у вас мыть руки. Он не верит мне, что дети умеют мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам».
Можно также напомнить детям строки из стихотворения: Кран, откройся! В этом возрасте у ребенка начинает появляться стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи («Сегодня мы так быстро собрались на прогулку, потому что помогли друг другу одеться. Поэтому мы будем гулять дольше»). Вместе с тем необходимо следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию. В средней группе следует использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребенка («Сейчас мы с Катей, Витей и Алешей проверим, аккуратно ли сложены вещи в шкафах»). Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно нужно помнить, что прием объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. Например, многие дети в этом возрасте неправильно надевают колготки (наизнанку, задом наперед, когда два шва оказываются впереди). Чтение стихотворения, сопровождаемого соответствующими действиями, поможет научить ребенка этому «трудному» делу: Вот колготки. Посмотри, В этом возрасте особое внимание уделяется самообслуживанию в процессе еды. Детей учат аккуратно, красиво есть (тщательно, с закрытым ртом, пережевывать пищу, не набивать ею полный рот, не разговаривать с набитым ртом и т. д.), культурно вести себя за столом, овладевать умением пользоваться ножом и вилкой. Обучая дошкольников пользоваться ножом и вилкой, воспитатель должен сесть перед детьми и показать, как принято держать эти предметы, отрезать и накладывать на вилку еду.
На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи: забыл убрать в свой шкаф сменную обувь – будешь долго ее искать после прогулки; не завернула рукава платья или сделала это небрежно – будешь ходить с мокрыми рукавами и т. д. Хозяйственно-бытовой труд: В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и ранее, основной формой его организации являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Трудовые усилия детей надо обязательно оценивать: «Спасибо, вы мне здорово помогли. Вы так быстро справились с работой! Должно быть, работали дружно и слаженно. Я права?». Хвалить ребенка надо при всех детях, но если он заслуживает порицания, сказать ему об этом надо с глазу на глаз: детей этого возраста очень огорчают публично высказанные замечания. Воспитатель. Дима, я видела, что ты не только не помогал ребятам, но и мешал им. Я не хотела делать тебе замечание при всех, это поставило бы тебя в неудобное положение. Но если ты и впредь будешь так поступать, твое поведение заметят дети и не захотят трудиться вместе с тобой. В этом возрасте детям чаще дают поручения, результаты которых сверстникам не видны: куда-то сходить, что-то принести, отнести, попросить, предупредить и т. п. Следует объяснить ребенку, что надо сделать. После того как он выполнит просьбу, обязательно нужно поинтересоваться, сложно ли было ее выполнить и как он это сделал (к кому обратился, что и как спросил, что ему сказали в ответ).
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется. Если раньше дети выполняли отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, подклеивают книжки и т. д.). Хозяйственно-бытовой труд можно организовывать в утренние и вечерние часы, в группе и на прогулке. Важно напоминать ребенку, что выполненная им работа нужна не только ему, но и его сверстникам, малышам, взрослым. Это даст возможность еще раз подчеркнуть общественную значимость труда. В этом возрасте ребенок один полностью сервирует свой стол, так как пока детям трудно согласовывать свои действия с действиями сверстника. Со второй половины года дежурный может сервировать уже два стола. Убирать посуду, кроме чашек (их дети сами относят в раковину), должен взрослый. Для того чтобы ребята быстрее усваивали способы сервировки и последовательность действий, можно использовать следующее стихотворение:
Учитывая, что дети данного возраста только начинают планировать свою деятельность и им еще трудно удерживать в памяти последовательность действий, важно обращать их внимание на промежуточный результат работы: «Хорошая хозяюшка наша Катюша, она уже все разбросанные тряпочки собрала в кукольном уголке и так аккуратно их сложила! А теперь она будет складывать их в шкафчик». В средней группе не только значительно расширяется сфера детского труда, но и изменяются некоторые подходы к его организации. Появляется возможность приобщать детей к «общему труду». Этот вид труда объединен одной целью и общим результатом. Так, можно давать коллективные поручения одновременно небольшой группе детей (3–4 человека), например, можно поручить троим ребятам вместе навести порядок в шкафу с игрушками. Конечно, необходимо учить детей этому виду организации труда, который предполагает умение договариваться о распределении функций, работать слаженно, в едином темпе, добиваться хорошего результата.
В этом возрасте становится возможным организовывать такую совместную деятельность взрослых и детей, в процессе которой ребята вносят в общее дело пусть еще небольшой, но реальный вклад. Например, взрослые могут обрезать кусты, а их маленькие помощники подбирать веточки и относить их в специально отведенное место. Дворник может подметать участок, а дети – веранду; няня мыть столы, а ребята протирать стульчики и т. д. При такой организации деятельности ребенок хорошо осознает свою причастность к настоящему общему делу, ему понятна общественная значимость труда, он учится ценить труд взрослых, свой труд, познает его культуру. Таким образом, воспитательно-образовательная ценность труда продолжает выступать на первый план. Важно постепенно формировать у детей разные виды трудовой деятельности, с тем чтобы в старшем дошкольном возрасте у них сформировались все ее компоненты. Напомним, что любая деятельность состоит из пяти компонентов: мотив (надо!), цель (буду!), планирование (как?), отбор средств (чем?), результат (есть!). Приведем пример. Кто-то пролил кисель на пол. Педагог дал ребенку тряпку и предложил протереть это место. Когда ребенок вытер пол, воспитатель похвалил его за старание и попросил помыть руки. В этом примере ребенок просто выполнил действие, кстати, для данного возраста еще не совсем соответствующее. Но гораздо важнее научить детей определять мотив деятельности. Например. Воспитатель. Надо протереть пол, а то кто-нибудь подскользнется, упадет, ушибется. Я протру пол (ставит цель). А что я буду делать? Сначала всем скажу: «Острожно, здесь скользко!» Теперь давайте поищем, чем устранить непорядок (планирование). Я возьму это ведерко, наполню его водой и намочу эту тряпочку (отбор средств). Теперь будем протирать пол. Я отожму тряпку и хорошо протру место, где пролился кисель. Вот и стало сухо (результат). Надо убрать на место ведро и тряпку. Я вылью грязную воду, налью чистой, прополощу тряпку и повешу ее сушиться. Потом я вылью воду, сполосну ведро, протру его сухой тряпкой и поставлю в шкаф на место. Вот как я поработала! А кто же меня похвалит? Дети. Я похвалю! Я! И Анна Ивановна похвалит.
Важно, что ручной труд способствует развитию у детей смекалки, учит рационализировать деятельность. Например, ребенок на опыте убеждается, что с помощью маленькой кисточки долго, трудно и неудобно намазывать клеем большие поверхности; что можно сразу вырезать много форм, если сложить бумагу в несколько раз, и т. д. В этом виде труда заложены большие возможности для познания свойств, качеств разных материалов, для детского экспериментирования и самообучения. В этом возрасте детей продолжают знакомить с трудом взрослых, с разными понятными им профессиями. Так же как и в предыдущей возрастной группе, внимание детей обращают на мотив труда, материалы, оборудование, инструменты, необходимые для той или иной деятельности, на отношение человека к труду, на качество его работы. С этого возраста начинают обращать внимание детей на характер взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности и вводят понятие «профессия». Воспитатель. Давайте поможем Анне Ивановне отнести посуду в мойку после обеда (в повседневной жизни дети относят только чашки). Вот ее сколько! Справитесь с мытьем, Анна Ивановна? Анна Ивановна. Я постараюсь и быстро вымою посуду, ведь вы мне уже помогли перенести ее в мойку. Спасибо вам за это! Воспитатель. Льется чистая водица, Воспитатель. Посмотрите, как Анна Ивановна старается, как она работает быстро и аккуратно. Когда она домоет посуду, мы полюбуемся ее работой. У Анны Ивановны очень нужная профессия. Она няня! Она трудится для нас. Детям продолжают давать конкретные представления о труде людей. При этом увеличивают время для наблюдений за тем или иным видом деятельности, чтобы ребята могли увидеть целостность трудовых процессов. В наблюдения начинают включать рассказы людей об их работе (чем занимаются, как, для кого). Ребят продолжают знакомить с трудом взрослых, работающих в детском саду, результаты деятельности которых имеют для детей прямое значение. Например, дети наблюдают за трудом повара: как он нарезает овощи для винегрета с помощью овощерезки, как заправляет его маслом, вымешивает, выкладывает в салатник, красиво оформляет вырезанными из овощей розочками, листочками, зеленью и т. д. Дети наблюдают и за эпизодическим трудом взрослых в детском саду. (Мамы утепляют окна к зиме, электрик меняет лампочку, сантехник чинит кран и пр.) В этом возрасте становится возможным организовать экскурсию к ближайшему киоску и купить детскую книжку, встретить почтальона, поговорить с ним, получить корреспонденцию (детский журнал, письмо) и т. д. С ребятами рассматривают иллюстрации, репродукции картин, на которых запечатлен труд людей разных профессий (понятных детям): доярки, строители, швеи, рабочие по укладке асфальта и др. Дошкольникам читают художественные произведения (например, С. Маршак «Пожар», К. Чуковский «Айболит», Л. Толстой «Мальчик стерег овец», С. Дрожжин «В крестьянской семье», Э. Мошковская «Кондитер» и др.), показывают слайды, видеофильмы о труде. С детьми заучивают пословицы и поговорки, беседуют, играют в дидактические игры («Что кому нужно для работы», «Подбери предмет», «Угадай профессию» и др.). Ребята отражают свои впечатления о труде взрослых в изобразительной деятельности, в сюжетно-ролевых играх («Кафе», «Автобус», «Самолет», «Корабль», «Театр» и др.). Нельзя не подчеркнуть, что успешное овладение знаниями, навыками и умениями зависит от уровня речевого развития детей, поскольку именно оно дает возможность активно и связно высказываться, строить догадки, выражать мнения, обосновывать суждения. В трудовой деятельности основной акцент делается на развитие у детей потребности в общении со сверстниками и взрослыми, на формирование у каждого ребенка своего социального «Я». Поэтому так важно развивать у ребят деловое общение, учить контактировать с окружающими. Но даже самая серьезная и кропотливая работа по трудовому воспитанию детей не будет иметь должного результата без контакта с семьей, без единых требований, предъявляемых к ребенку. Труд в природе: В средней группе продолжают приучать детей систематически ухаживать за растениями и животными, живущими в уголке природы; закрепляют знания о них; учат различать животных как одного (рыбы, птицы и т. д.), так и разных видов; знакомят с особенностями их поведения. Продолжают формировать элементарные навыки работы в цветнике, огороде. Воспитывают интерес к объектам природы, желание трудиться сообща, чувство ответственности за выполнение порученного дела. Дошкольники пятого года жизни уже владеют некоторыми простыми способами общения с объектами природы. У них более устойчиво внимание, лучше развиты процессы восприятия и мышления, чем у младших детей. Дети понимают смысл речи взрослого, значение употребляемых понятий. Они способны к волевым усилиям. Дети могут ставить перед собой цель работы, но планировать свои действия они еще не в состоянии, поэтому педагог не только формирует умение планировать (что сделать сначала, а что потом), но и воспитывает стремление доводить начатое дело до конца. В этом возрасте большое внимание уделяется также показу способов и приемов работы в природе. Продолжается формирование разумного отношения к природным объектам. Детей средней группы привлекают к следующим видам деятельности: •наблюдению за различными природными объектами на территории детского сада и в уголке природы; •совместной с педагогом работе на огороде, в цветнике, уголке природы, направленной на поддержание условий для нормального существования и развития растений: поливке растений в уголке природы, на огороде, в цветнике детского сада;созданию и уходу за «огородом на окне»; • зарисовке в альбомах изменений в жизни растений, животных, своих добрых дел по отношению к природе. В процессе наблюдений за работой на огороде и бесед на эту тему у детей обогащаются представления о том, как выращивают овощи, какие этапы проходит та или иная овощная культура в своем развитии, как люди используют овощи. Дети знакомятся с правилами уборки урожая и принимают посильное участие в этом виде деятельности. (Воспитатель напоминает русские народные сказки, в которых упоминается об уборке овощных культур.) Воспитатель в ходе бесед вводит понятие «оставить овощ (редис, свеклу, морковь) на семена»; организует наблюдения детей за тем, как развивается растение, оставленное на семена. Педагог объясняет, что люди заранее продумывают, что они будут сажать на следующий год, и заготавливают семена. Их можно купить в магазине, а можно собрать со своего огорода. Например, семена редиса находятся в так называемом плоде, похожем на стручок. Зеленым его обрывать нельзя, так как семена еще не вполне созрели, надо подождать, когда он станет светло-коричневым. Семена бархатцов, спрятанные в своеобразную коробочку, готовы к сбору тогда, когда эта коробочка наклонится вниз. Педагог приучает детей внимательно относиться к окружающему, к приметам природы. Детей привлекают к сбору опавших осенних листьев. Педагог объясняет, что листья убирают не только для того, чтобы на участке был порядок, но и для того, чтобы сделать из них «компост» – хорошее природное удобрение. Листья пригодятся и для укрытия на зиму многолетних растений, корневой системы деревьев. Педагог продолжает знакомить детей со способами работы с инвентарем (граблями, тяпкой, лопатой, секатором и т. п.). Представления о том, как работают секатором, дети получают в процессе наблюдения за педагогом, который обрезает ветви кустарников. Воспитатель объясняет детям, что таким образом люди помогают растениям готовиться к зиме. Поздней осенью или в начале зимы дети совместно с педагогом делают простейшие кормушки для зимующих птиц. Опираясь на первоначальные знания детей, воспитатель выясняет у них, чем кормят птиц, которые остаются зимовать. Работа по подкормке птиц проводится с поздней осени до ранней весны. Педагог напоминает детям, что весной кормушки можно снять, так как в это время птицы находят корм в лесу. В зимний период детей также привлекают к очистке дорожек и участка от снега. Весной дети наблюдают за взрослыми, которые окапывают деревья. Педагог объясняет, что делают это для того, чтобы теплый воздух поступал к корневой системе растения. Когда земля на огороде слегка подсохнет, нужно обратить внимание детей на то, что ее можно перекапывать. Воспитатель привлекает детей к выравниванию грядок на огороде и рабаток в цветнике. Следует показать детям, как нужно работать тяпками, аккуратно рыхлить землю, не задевая корневую систему растений. Педагог приучает детей аккуратно пользоваться инвентарем: после работы класть его на место, содержать в чистоте. На общем огороде детям выделяют 2–3 грядки, чтобы они могли работать самостоятельно. Дошкольники сажают в бороздки семена овощных культур, педагог – выращенную ими овощную рассаду. В процессе этой работы закрепляются представления о разнообразии форм и размеров листьев и цветов растений. Летом проводится работа по прополке сорняков на огороде и в цветниках. Дети привлекаются к поливу овощных и цветочных культур. Педагог раздает дошкольникам лейки, в которые они набирают теплую воду из общего ведра и поливают грядки и рабатки. Он руководит деятельностью детей, показывает, как надо перемещаться с лейкой вдоль грядки, равномерно поливая ее. Работа в уголке природы: В средней группе в уголке природы появляются новые растения (герань зональная, хлорофитум, аспарагус, алоэ), рыбы (телескопы). В осенний период педагог продолжает работу по формированию простейших способов и приемов ухода за растениями и животными (кормление, протирание листьев); воспитанию заботливого отношения к природе. Воспитатель объясняет, что птицы, живущие на воле, заботятся о себе сами. А вот животные, находящиеся рядом с человеком, нуждаются в заботе. Дети получают больше самостоятельности в выборе корма для животных, в дозировании порций и т. д. Они уже знают, что корм у всех живых существ разный. Но он, оказывается, должен быть еще полезным. Педагог объясняет, что птицам полезны тертая морковка и кусочек яблочка, а иногда и сахар. Дошкольники вместе с воспитателем готовят корм для канареек: «Возьмем просо, немного овса и семечек, положим в миску и перемешаем, вот и готов вкусный корм. Перед тем как кормить птиц, надо посмотреть, чисто ли у них в клетке. Клетка или вольер (смотря где содержатся птицы) — это их дом, поэтому в нем должно быть чисто». Педагог приучает детей планировать свои действия по уходу за животными. («Что нужно сделать сначала: почистить клетку или вынуть из клетки поилку (кормушку) с несвежей водой?») Дети учатся мыть поилки и кормушки, протирать наружные стенки аквариумов, террариумов. Педагогу целесообразно работать с малыми группами (по 2–3 человека), давать детям разовые поручения. Например, он предлагает Саше покормить рыб в большом аквариуме, а Никите – в маленьком. Просит Мишу и Настю поухаживать за черепахами, а Аню и Иру – позаботиться о птицах. Воспитатель наблюдает за правильностью выполнения задания, корректирует процесс, если требуется, приходит на помощь. Во второй половине года он дает детям не только индивидуальные, но и коллективные поручения. В ходе беседы уточняет, что дети должны делать, когда работают вместе, помогает договориться о распределении обязанностей. С поздней осени до конца марта педагог вместе с детьми выращивает лук (для кухни) и зелень для птиц. В январе-феврале привлекает детей к наблюдению за выращиванием будущей овощной рассады (перца, томатов). Работу по проращиванию семян, посадке, рассаживанию растений выполняет педагог. Дети могут помочь воспитателю в приготовлении почвенных смесей. В процессе наблюдения они усваивают технологию работы с рассадой, а также узнают, что педагог в приготовленную ими почву кладет волшебные порошки (специальные минеральные и другие добавки), которые будут помогать расти маленьким растениям крепкими и здоровыми. В конце зимы можно внести в помещение и поставить в воду 1–2 ветви дерева или кустарника, понаблюдать, как они реагируют на тепло и воду. Дети убеждаются, что для нормального развития растений необходимы специальные условия. В весенний период педагог, опираясь на первичные представления детей о строении растений (корень, стебель, листок, цветок), продолжает знакомить их с простейшими способами размножения. Это можно сделать на примере хлорофитума. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть растение, обращает внимание на его «усы», на которых образовались крошечные растеньица. Объясняет, где материнское растение, а где детки; какие есть способы вырастить новый хлорофитум: можно отрезать ус и поставить маленькое растение в воду, чтобы у него развились корни, а можно присыпать молодое растение землей, не отрезая ус. В последнем случае оно будет получать питание и от взрослого растения, и из земли. Педагог показывает оба способа размножения хлорофитума и организует наблюдение за молодыми растениями (дети определяют, какое из них развивается быстрее). Детей привлекают к поливу комнатных растений. Они узнают, что у каждого растения свои потребности: одни любят воду, другие не очень. Учатся по цвету земли и на ощупь распознавать, влажная или сухая земля в горшке. («Само растение может подсказать нам, нуждается ли оно в поливе».) Воспитатель показывает, как следует поливать различные растения (в зависимости от их особенностей). Педагог приучает детей видеть малейшие изменения в жизни растений. Например, замечать, что фуксия дала бутон будущего цветка, абутилон подарил красивый цветок, а у листика фиалки появились малыши (маленькие листочки). Можно предложить детям зарисовать в альбомах понравившиеся растения и животных, свои добрые дела, направленные на благо природы. Педагог совершенствует умения детей связно передавать свои впечатления об окружающем. Он всячески поощряет деятельность дошкольников, связанную с самостоятельными наблюдениями в природе. Большую роль в педагогическом процессе, направленном на общение с природой, играет привлечение сказочных героев. Они могут наблюдать за деятельностью детей, помогать им советом или делом. Старшая группа (от пяти до шести лет) Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машинка и т. п.). Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства. Обращать внимание детей на то, как произведения художников, писателей украшают жизнь людей, делают ее интереснее. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. Учить детей доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. Учить детей наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Стимулировать желание детей принимать участие в трудовой деятельности. Самообслуживание: Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место). Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам. Развивать у детей желание помогать друг другу. Хозяйственно-бытовой труд: Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать, мыть игрушки, строительный материал, ремонтировать книги, игрушки. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице. Приучать самостоятельно убирать постель после сна; самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды. Совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. Труд в природе: Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д. Обращать внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз. Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, вместе со взрослыми выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. Ручной труд: Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). Продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр. Развивать творческое воображение, художественный вкус. Учить детей экономно и рационально расходовать материалы Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)
Расширять представления детей о труде взрослых. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их работы. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка). Воспитывать уважение к людям труда. Воспитывать потребность трудиться. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Самообслуживание: Закреплять умение самостоятельно аккуратно одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Продолжать приучать относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь, скромность, доброта. Учить самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место. Хозяйственно-бытовой труд: Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе и воспитанников младших групп). Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам (концерт для родителей, малышей, день смеха и т. п.). Учить самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна. Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол. Продолжать учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, приводить в порядок рабочее место. Труд в природе: Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|