Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заселение Балкан. Климатические условия Эллады.

Как показывают археологические исследования, территория Аттики была заселена еще в эпоху неолита. Эллинские племена последовательными волнами заселяли Балканы и вели кочевой образ жизни, занимаясь преимущественно охотой. Эти племена осели на полуострове, который назвали Элладой и стали заниматься возделыванием земли. Этот народ так до конца и остался в основном сельским. Даже в эпоху расцвета Афины оставались, прежде всего, рынком для деревень Аттики. Поселенцы выращивали злаки, разводили оливковое дерево и смоковницу, возделывали виноградники.

Здесь нужно отметить, что климат Эллады не очень благоприятствует разведению злаковых культур. Земля здесь не плодородная, каменистая. Летние ветра выветривают тонкий слой почвы, который может быть использован, а зимние ливни размывают его. Корни злаковых не приспособлены доставать влагу с большой глубины, и поэтому неурожаи для эллинцев были делом обычным. Наиболее приспособленной к засухе культурой оказался ячмень.

Сельское хозяйство, развиваясь, скоро оттеснило охоту; мясная пища заменилась вегетарианской, в пищу употреблялось теперь только жертвенное мясо. Но осевшие племена, образуя поселения, становились все многочисленнее, скудных урожаев стало не хватать. Чтобы получить достаточное количество хлеба его стали обменивать. Для этого эллинцам пришлось освоить море.

Они пришли в Элладу сухопутно, и так долго кочевали по степям, что забыли даже название водного пространства. Название они переняли у аборигенов, заселявших территорию, на которую они пришли (лелегов, пеласгов, карийцев) - таласса. У этих же аборигенов пришельцы и научились мореплаванию и кораблестроению. Поначалу они не решались выходить в открытое море и путешествовали от острова к острову, которые в большом количестве расположены вдоль побережья Эллады. Этого вполне хватало для обмена своего масла и вина на пшеницу у жителей этих островов. Так стали развиваться торговые связи, достигнув впоследствии очень высокого уровня. Эти же путешествия позволили эллинцам общаться с другими народами, другой культурой.

Со временем, когда эллинцы уже освоились с морским делом, они решились выходить в открытое море. Тогда и начались набеги на соседей, о чем свидетельствуют найденные обломки ваз с изображением кораблей и морских сражений.

Таким образом, первоначальный облик эллинского народа представляет собой, по выражению Андре Боннара, “народ земледельцев, народ мореплавателей”*.

Ценой огромных потерь и усилий они вскоре стали самыми искусными мореплавателями древности, превзойдя даже самих финикийцев, которым не было равных. Это было первым шагом к достижению высокой степени развития.

 

Земледелие и ремесло.

Первоначально племена, заселившие Балканы, сделали землю коллективной собственностью всего клана. В каждом поселении был свой вождь, который отвечал за обработку земли в своей округе, за работу каждого члена клана и за распределение урожая. Клан объединял определенное количество семей - “дворов” - и каждая из них получала определенный участок земли для обработки. В те времена не было частной собственности, землю, которая выделялась для обработки, ни под каким предлогом нельзя было продать, подарить, обменять, земля не подлежала дроблению и не переходила по наследству в случае смерти главы семьи. Земля только могла быть перераспределена соразмерно с потребностями каждой семьи. Эта общая земля обрабатывалась сообща членами одного двора. Плоды урожая делились под надзором божества - покровителя Мойры, который присутствовал и при распределении земли по жребию. По этому отдельные участки носили название клеров, что в переводе значит “жребий”. Только вожди племени и храмы богов получали без жребия особо хорошие и плодородные наделы - темены. Кроме клеров и теменов существовали и пустоши - земли, расположенные на границах общин и составляющие практически ее резервный фонд.

Клеры рядовых земледельцев были значительно меньше по размеру, чем темены и состояли преимущественно из пахотной земли. Обработка этих земель производилась деревянной сохой, вырезанной из одного куска дерева. Для пахоты обычно использовались мулы, а земли вождей пахали на волах. Фукидид свидетельствует, что “... каждый обрабатывал почву исключительно в меру нужд без владения излишком, даже без посевного запаса...”*.

Таким образом, из сказанного следует, что греческая община ничем не отличалась от общин других стран. Она жила изолированно, обеспечивала себя сама, здесь господствует натуральное хозяйство и общая собственность на землю.

Но такое положение со временем начинает распадаться. Различные причины вызывали исключение членов клана, а так же выход из него по собственной воле. Люди стали понимать, что оставаться в общине и возделывать землю, затрачивать огромное количество сил и времени и получать мизерные урожаи, тем более что с развитием мореплавания начали налаживаться торговые связи, стало невыгодно. Многие пытали счастья за морем и преуспевали в этом, некоторые - наоборот. Некоторые занимали земли, не принадлежащие ни одному клану, так как считались не пригодными для обработки. Иногда эти люди, поняв, что и вне общины получать обильные урожаи они не смогут, переставали возделывать землю и стали заниматься ремеслом. Появлению его в Аттике благоприятствовало наличие залежей великолепной гончарной глины, здесь же стали находить серебро и позже разрабатывать рудники, а так же добывать мрамор. Ремесленники сбывали кланам изготовленный ими товар. Кроме ремесленников появились матросы, странствующие поэты и врачи.

Время дорийского вторжения на территорию Греции около 1100 года до н.э.*, было временем очень крупных племенных перемещений. По сравнению с ахейцами дорийцы оставались на более низкой ступени развития, но они знали употребление железа, которое в Греции встречалось крайне редко и считалось таким же драгоценным металлом как золото и серебро. Именно благодаря новому оружию, более длинному и крепкому (железные мечи против бронзовых кинжалов), им удалось быстро захватить Грецию.

Открытие ахейцами способа обработки железа и широкое применение его в жизни означало по тем временам настоящий переворот. Металл стал дешевле и доступнее, отпала необходимость в опасных и дорогостоящих экспедициях к местам его добычи. В связи с внедрением железа резко возросли возможности отдельной семьи, так как с помощью железных топора, косы и других орудий можно расчистить под пашню гораздо больше территории, чем это было возможно во времена господства бронзы.

Дорийцы, вторгнувшиеся на территорию Греции, разрушили великолепные дворцы, построенные во времена крито-микенского расцвета, захватили богатства. Быт стал проще и беднее: исчезло подражание Египту, гробницы, живопись на стенах. Нашествие привело к полному упадку цивилизации. Но, однако, упадок охватил не все области жизнедеятельности греков. Археологические раскопки показали, что керамика I тысячелетия до н.э. и по качеству глины и по обжигу практически не уступает лучшим образцам микенской. Поток железа дал мощный толчок к развитию кузнечного дела. Сначала особой потребности в кузнецах не было и поэтому одна кузница обслуживала несколько поселений. Кроме кузнецов существовали еще и странствующие ремесленники, работа которых была связана с обработкой металла. Ювелирные мастера переходили с переносной наковальней из одного поселения в другое. Их ремесло пользовалось наибольшим спросом у вождей и жрецов, за работу они получали щедрое вознаграждение.

Вся работа по обработке дерева велась плотником, который, начиная от рубки дерева и, заканчивая постройкой дома, выполнял все сам.

К кожевнику обращались лишь в исключительных случаях, и только представители родовой знати.

Гончарное ремесло являлось преимущественно домашним. Однако выделка художественной посуды была специализированной отраслью ремесла.

Конечно, ремесло сначала не играло большой роли, так как община продолжала обеспечивать себя сама и лишь изредка прибегала к услугам какого - либо мастера. Но с развитием торговых связей оно стало иметь все большее значение, а, начиная с эпохи великой греческой колонизации ремесло, переживает свой “золотой век”.

 

Рождение полиса.

Как уже было рассказано, аттическое население жило изолированными общинами. На территории Аттики издавна жили четыре крупных племени. Дорийское нашествие затронуло Аттику лишь косвенно, что выразилось в том упорном сопротивлении, которое оказали завоевателям жители Афин[AK1]. Раскопки 30-х годов XX века полностью подтвердили это предание. В ХI в. до н.э. на Афинском акрополе были возведены мощные оборонительные сооружения. Успешному отпору благоприятствовало географическое положение Афин: в центре афинской равнины поднимается скала акрополя, которая с трех сторон отвесна и лишь на западе имеет сравнительно пологий склон. Три горные вершины защищают подступы к нему от вторжений извне

Немаловажную роль для успеха афинян в отражении натиска дорийцев сыграл большой приток населения с Пелопоннеса, где дорийское нашествие сказалось больше, чем в других территориях. Согласно свидетельству Фукидида, это была наиболее влиятельная часть ахейской знати: “...вытесняемые войной или междоусобицами, самые могущественные обитатели из почей Эллады удалились к афинянам, так как те сидели на земле крепко, и, становясь, тот час гражданами в Аттике, уже с давней поры сделали государство еще большим по количеству населения, так что впоследствии, когда в Аттике не оказалось достаточно земли, афиняне отправили колонии даже в Ионию...”*.

Итак, жителей в Аттике стало больше, военные действия сплотили население, но не только это обстоятельство привело к зарождению полиса. Это событие имело под собой целый ряд причин, а процесс растянулся на более чем четыреста лет (с середины ХI по VI век до н.э.)**. Становление полиса и его развитие прошли две главные фазы, определяющиеся двумя фазами, на которые по уже принятой периодизации принято разделять историю Греции: гомеровской (ХI - IХ в.в. до н.э.) и архаической (VIII - VI в.в. до н.э.)***.

Гомеровская эпоха характеризуется длительными этнополитическими трениями и очевидным регрессом практически во всех сферах общественной жизни вследствие дорийского завоевания. И хотя дорийцев на территорию Аттики не пустили, здесь царили запустение и обнищание, которые отбросили развитие Аттики на много лет назад. Но к концу этой эпохи цивилизация стала “оживать”, заново накопился тот потенциал, который привел через некоторое время к развитию общества и всех сфер его жизнедеятельности.

Следующая за гомеровской архаическая эпоха отмечена положительными сдвигами в обществе и его достижениях, результатом которых и явилось окончательное формирование полиса.

Итак, примерно с ХI в. до н.э.* начинается движение вперед. Это можно утверждать, опираясь на выводы, сделанные на основании археологических данных, и в первую очередь тех, которые были добыты раскопками в районе афинского Керамика. Приблизительно с 1050 года наблюдается волна перемен: в погребальных церемониях ингумация сменилась кремацией, все чаще встречается железное оружие, распространяется новый тип керамики с более пропорциональной формой сосудов, рисунки характеризуются все более сложной композицией, при этом видно стремление к наибольшей пропорциональности частей и симметрии.

Все эти процессы, перемены, как в материальной, так и в духовной культуре говорят о том, что общество возобновляет развитие, стремиться достичь более высокой стадии развития, несмотря на то, что это движение пришлось начинать практически с нуля.

Фукидид в своих работах отмечает две эпохи в жизни полиса. В древности поселения не были укрепленными, были лишены стен, и являлись скорее группой соседствующих де26ревень, чем городом в собственном смысле. Поскольку в те времена в связи с небывалыми успехами в мореплавании широко развилось пиратство, которое не было делом предосудительным, а скорее наоборот, древнейшие города располагались чаще всего в глубине материка, подальше от побережья*.

Наоборот, в новейшее время, в эпоху более развитого мореплавания, пришедшего на смену пиратству, торговли и возросшего материального достатка города стали основываться на самом побережье, на перешейках, которые жители укрепляли стенами ради торговли и защиты от соседей**.

Точно определить временные рамки описанных Фукидидом событий историкам и археологам не удалось. Но все же, они сопоставили эпоху древних поселений со временем изначальных эгейских поселений типа гомеровской Трои, а эпоху новых городов со временем становления центров того типа, который прослеживается в описанном Гомером городе феаков. Это сопоставление можно сделать и на основании данных археологии, которые говорят о разрастании и укреплении Старой Смирны (IX - VIII в.в. до н.э.) и развитии новых, перенесенных ближе к морю, поселений в Загоре, Эмпорио и Эретрии (VIII - VII в.в. до н.э.).

Что же повлияло на становление, что послужило причиной становления города - государства в Аттике? Разные историки выдвигают множество теорий о причинах появления полиса с центром в Афинах. Некоторые даже говорили о “греческом чуде”, о том, что события в Греции на протяжении всей ее истории были уникальными и часто происходили без видимых причин. Но все же очевидно, что существовали вполне естественные обстоятельства, приведшие к рождению полиса. Наиболее существенными можно считать следующие. Во-первых, природные условия, а именно ландшафт, который сначала благоприятствовал изолированному существованию общин, но затем вследствие экономического развития и роста населения, привел к усилению борьбы за условия жизни, а главное - за землю, что и привело к объединению племен вокруг укрепленного центра. Из основной массы выделилось одно, более других укрепленное поселение - Афины - которое затем стало убежищем для племени и его центром. Во-вторых, экономический прогресс. Этот фактор был замечен и Фукидидом, который подчеркивал связь между развитием мореплавания, ростом благосостояния и рождением полиса: города стали основываться на побережьях, перешейках, и именно эти города наиболее втянулись в торговлю, становились более богатыми и, следовательно, стали прочнее укреплять свои границы. Отсюда можно выделить еще один немаловажный фактор - защита от внешних посягательств. Хотя афинянам и удалось отстоять независимость во время дорийского завоевания, существовала постоянная угроза их нового вторжения. И, наконец, четвертым фактором можно назвать крушение крито-микенских дворцов, которое избавило от своего гнета сельские общины и параллельные перемещения и стычки племен на Переднем Востоке (притязания на власть хеттов, ассирийцев, мидян), которые надолго отдалили вмешательство восточной деспотии в греческие дела. Таким образом, отсутствие всяких помех положительно сказалось на жизни всей Греции и, конечно, на становлении полиса.

Исходя из сказанного, я хочу опровергнуть вывод Ю.В. Андреева о том, что рождение греческого полиса было событием исключительным, так как произошло преждевременно и было обусловлено демографическим взрывом и межплеменными военными столкновениями*. Появление полиса было событием, к которому народ шел в процессе долгого развития, и событием вполне своевременным и закономерным, обусловленным вполне естественными причинами.

Теперь рассмотрим сам процесс объединения отдельных общин в полис с центром в Афинах.

Синойкизм (объединение) племен вокруг Афин традиция приписывает легендарному царю Тесею. Конечно, нельзя утверждать, что именно он создал афинский полис, что полис при нем сразу и окончательно сформировался. Но, несомненно, то, что с его именем связано первоначальное объединение, а сам процесс его становления занял несколько веков.

По преданию, до Тесея афинского государства, да и самих Афин еще не было. Как сообщает Фукидид, “при Некроне и при первых царях - базилевсах население Аттики жило постоянно отдельными городами, имевшими свои пританеи* и правителей. Когда не чувствовалось никакой опасности, жители не сходились на общие совещания к царю, но управлялись и совещались отдельно, сами по себе. Некоторые города по временам даже воевали между собой, например, Элевсин с Эвмолпом во главе против Эрехтея...”**. Среди этих небольших, но самостоятельных городов, Афины выделялись только своим срединным положением и большей укрепленностью. “Но, - говорит Фукидид - после того, как царскую власть получил Тесей, соединявший в себе силу с умом он и вообще привел в порядок страну, и, в частности упразднил булевтерии*** и власть прочих городов, объединил путем синойкизма всех жителей вокруг нынешнего города, утвердив один булевтерий и один пританей. Жителей отдельных селений... Тесей принудил иметь один этот город, который, поскольку все уже принадлежали к нему одному, стал велик, и таким передан был Тесеем его потомкам”****.

Таким образом, Тесей является объединителем Аттики и создателем афинского государства, он закрепил за Афинами роль единого политического центра и этим способствовал их росту как города. Археологические данные подтверждают, что в Аттике произошли крупные преобразования и указывают их предположительную дату - ХI в. до н.э.

Вот так начался ввиду отсутствия помех непредотвратимый процесс становления полиса с центром в Афинах. Произошедшие перемены до основания потрясли главную ячейку общества - общину. Это привело к большей интенсивности земледельческого хозяйства, все большей его ориентации на городской рынок, а с началом колонизации и появлением денег, все к большей возможности накопления и обогащения, открывшейся для наиболее предприимчивых людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...