Солон: обстановка до и после реформ.
К VI в. до н.э. обстановка в афинском обществе накалилась до предела. Сельское население стало постепенно радикализироваться, чему послужила его крайняя нужда. “В то время, - говорит Плутарх - резкое неравенство между бедными и богатыми дошло до высшей степени, и государство было совершенно расшатано кризисом. Весь народ был в долгу у богатых”. В ответ готовилась революция. Плутарх говорит о том, что самые энергичные в среде недовольных составили многочисленный союз и уговорились устранить невыносимый порядок: с этой целью они решили освободить должников, произвести раздел земли и общий государственный переворот». Появилась острая необходимость в немедленных и эффективных преобразованиях, а главное - в человеке, который смог бы их провести. В 594 г. до н.э.* архонтом избран Солон, принадлежавший к одному из лучших аристократических родов. Солон стал состоятельным человеком благодаря торговым путешествиям, которые помимо принесения доходов, расширили его кругозор и дали возможность познакомиться с устройством других государств. Плутарх говорит, что “наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам...”. Афиняне любили Солона и доверяли ему, “...приняли с удовольствием: богатые - как человека зажиточного, а бедные - как честного...”**. Принадлежа к той группе землевладельцев, источником существования которой были торговые операции, Солон не был заинтересован в разорении крестьянства, но, будучи аристократом, он был не склонен лишать знать ее первенства в государстве. Поэтому он пошел на хитрость.
Солон обещал “неимущим раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых обязательств”***. Но он и не подумал удовлетворить требования бунтующего народа полностью. Народных вождей, требующих передела, он назвал “вышедшими на грабеж” и говорил, что он не может “...в пажитях родных дать худым и благородным долю равную иметь”. Своей задачей Солон видел не удовлетворение требований враждующих сторон, а восстановление должного порядка в государстве. Достигая своей задачи, Солону приходилось лавировать между обеими сторонами. Сам он говорил, что ему приходилось “вертеться словно волк средь стаи псов”. В первую очередь Солон произвел так называемую сисахфию (буквально - “стряхивание бремени”). Признавались недействительными все процентные долги. Так же стали считаться незаконными захваты крестьянской земли под видом залога и сбросились стоявшие на крестьянский участках закладные столбы. Все попавшие в долговую кабалу были освобождены и получили назад свои участки. Известно, что Солон даже разыскивал крестьян, попавших в рабство за границей, и выкупал их за государственный счет. С этого момента долговое рабство в Афинах отменялось. Сисахфия была признана Аристотелем самой демократичной мерой. Смысл ее сам Солон объяснял так: “Будет тогда лишь народ всего лучше идти за вождями, коль не живет в узде, не угнетен выше сил”. Изменения, произведенные Солоном, явились революционными. Крестьянская земля фактически принадлежала землевладельцам - аристократам, а сами крестьяне лишились свободы, так что Солон сломал сложившиеся социальные отношения, после его реформ вся структура афинского общества стала иной. Солон предпринял меры и в интересах торгово-ремесленного населения. Освобождение крестьян без денег и инвентаря благоприятствовало получению владельцами мастерских дешевых рабочих рук. Крупным морским торговцам было выгодно привлечение в Афины как можно большего числа специалистов - ремесленников из-за огромного спроса на афинский товар. В их же интересах лицам, изгнанным из родных государств, разрешено было селиться в Афинах и получать гражданские права. Кроме того, лицам, решившим навсегда со своей семьей переселиться в Афины для занятия ремеслом, также были предоставлены гражданские права. Конечно, эти меры вызывали огромный приток населения, и Афины быстро превратились в государство с хорошо развитыми торговыми и ремесленными слоями, а также торговыми отношениями.
Солон издал также закон, по которому родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать его поддержки в старости. Эта мера также должна была увеличить число ремесленников. И, наконец, запрещение вывоза хлеба из Афин, вызвало падение цен на него, что было, конечно, очень не выгодно зажиточным крестьянам и аристократам - землевладельцам, но зато было выгодно торговцам и ремесленникам. Как видно из этих мероприятий, Солон действительно стал “первым простатом народа” (так говорил о нем Аристотель). Он многое сделал для того, чтобы облегчить его положение, но не оставил без внимания и торгово-ремесленные слои. С развитием Афин как морской торговой державы старое деление общества на евпатридов, геоморов и демиургов стало тормозить развитие экономики. У людей, принадлежавших к низшим сословиям, не было стимула наращивать свое благосостояние, так как это ничего в его правах не изменило бы. Будучи богатым, он оставался незнатным и бесправным. Люди преуспевающие, но не имеющие знатного происхождения часто становились жертвами произвола со стороны менее состоятельных, но более высоко стоящих по социальному положению. При господствующей социальной структуре невозможна была свободная конкуренция, а значит и рыночная модель развития экономики. Поэтому дальновидный Солон “на основании оценки имущества ввел разделение на четыре разряда, которые существовали и раньше: пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Все вообще должности он предоставил исполнять гражданам из пентакосиомедимнов, всадников и зевгитов... Каждому разряду предоставил должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые принадлежат к разряду фетов дал участие только в Народном собрании и судах”.
Раздел населения по имущественному цензу был очень важным для развития рыночных отношений. Теперь любой человек независимо от происхождения мог повышать свой социальный статус, повышая уровень своего благосостояния. Соответственно афиняне получили мощный стимул для более качественной и объемной работы. Свободная конкуренция привела к более интенсивному товарно-денежному обороту, что повысило не только уровень жизни отдельных граждан, но и уровень благосостояния государства в целом. Таким образом, Солон, пребывая у власти, спас государство от кровавого переворота. Он удовлетворил пусть минимум требований враждующих лагерей. И хотя пришлось ему пуститься на обман обеих сторон, бесспорно, главная заслуга Солона перед отечеством в том, что он дал возможность экономического роста Афинам, позволив развиваться рынку. На долю Солона выпала огромная и очень сложная работа. Если где-то он допустил промах, то не стоит его слишком строго за это судить, он и так проделал коренные преобразования, что поставило Афины на более высокую ступень развития. В действительности, борьба, начавшаяся еще до Солона, не прекращалась и после 594 г. и уже через 33 года, и привела к тому, чего, по мнению Солона, ему удалось избежать - тирании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|