Права отдельных категорий населения.
В те времена, когда Аттика жила общинами, каждый человек, принадлежащий к какому-либо роду, пользовался на территории своей общины всеми правами: он получал надел для обработки, имел право на определенную долю урожая, мог заключать брак в рамках своей общины, имел право участия в Народном собрании и общинном ополчении. Для получения гражданства достаточно было принятия иностранца в род и предоставления ему надела. Человек, не принадлежащий ни к одной фратрии стоял вне общества, он не имеет никаких гражданских и тем более политических прав, У него не было очага, семьи, он не защищен никаким законом. Такие люди не выживали вне общины в условиях постоянных межплеменных столкновений. После реформ Тесея, как правило права гражданства получали дети отцов - афинян, но это правило нарушалось тем, что с одной стороны в списки граждан не вносились афиняне, не получившие наделов и лишенные гражданской чести, а с другой - в них вносились усыновленные афинянами иностранцы. Граждане имели свою землю, дома, имели право заключать браки, но даже их права ограничивались тем, что лишь граждане из евпатридов могли занимать высшие должности в государстве, а граждане из геоморов и демиургов могли лишь участвовать в Народном собрании. Таким образом, граждане еще не обладают равными правами. Такой порядок сохранялся до реформ Солона. При нем право родов включать с свой состав иностранцев было ограничено: он разрешил включать в роды только изгнанных навсегда из своей родины, а также специалистов - ремесленников, переселившихся со своей семьей навсегда в Афины. Клисфен, а позже Фемистокл включили в число граждан определенные группы людей, которые раньше не включались в списки афинян, а также метэков: скорее всего эти люди были приняты в число граждан Народным собранием, имевшим на это право, тогда как фратрии могли принять в число граждан только детей отцов - афинян.
Демократическая группа Перикла выдвинула требование ограничения состава афинских граждан лицами, имеющими обоих родителей граждан. Этот закон был внесен в Народное собрание в 450 году и был принят. Как же получилось, что вождь афинской демократии внес такой закон? Дело в том, что государство считало себя обязанным обеспечить прожиточный минимум для всех своих граждан, поэтому оно боялось расширения их круга, так как это уменьшило бы доход и преимущество коренных граждан. Примечательно то, что этот закон был фактически применен в 444 году, когда претендующий на власть в Египте прислал в дар афинскому народу сорок тысяч медимнов пшеницы, которые надлежало разделить между гражданами. Чем меньше претендентов, тем больше получит коренной гражданин. В результате в числе граждан, имеющих право на раздачу, оказалось 14400 человек. Конечно, эта мера не была демократичной, но она была направлена на защиту интересов коренных афинян. С V в. до н.э. положение отдельных категорий населения определялось следующим образом. Граждане. Правами афинских граждан пользовались лишь те лица, у которых как отец, так и мать - граждане Афин. По достижении восемнадцатилетнего возраста они зачислялись в списки членов дема - демотов. Граждане пользовались правом участвовать в Народном собрании, правом быть избранным на различные должности, в том числе на должность члена Совета пятисот, а также на судебные должности. Афинское государство так же право на получение разного рода пособий от государства, на участие в производящихся государством раздачах. Совокупность гражданских прав составляла часть гражданина. Отдельные граждане могли быть ограничены в своих правах по суду за различные преступления, то есть могли подвергнуться бесчестью. Граждане считались военнообязанными с восемнадцати- до шестидесятилетнего возраста; в случае войны они в известном порядке призывались в армию. Граждане первого и второго разрядов служили в коннице или тяжелой пехоте (гоплиты), граждане третьего разряда только в тяжелой пехоте, феты - в легкой пехоте или матросами во флоте.
В возрасте от восемнадцати до двадцати лет все граждане обязаны были проходить военное обучение по руководством избиравшихся для этого должностных лиц. На богатых граждан, в том числе на богатых метэков возлагались разного рода повинности в пользу государства, нередко сопряженные со значительными расходами - литургии. Люди, стремившиеся приобрести влияние в политических делах, часто сами брали на себя обязанности исполнения литургии. В среднем, ежегодно выполняли литургию до шестидесяти граждан. Особенно обременительной была триерархия - обязанность снаряжать корабль. Триерарх получал от государства готовый остов корабля, который от должен был оснастить и снабдить всем необходимым для плавания. Однако триерарх получал командование кораблем в течение года, так что он мог компенсировать расходы связанные с постройкой корабля той выгодой, которую получал из заморского плавания. Метэки. Метэки - это чужеземцы, проживавшие в Афинах и в Аттике более или менее продолжительное время и жившие рядом с гражданами, откуда и происходит само название метэк. Это обычно жители других греческих городов, селившиеся на определенный срок или жившие постоянно в Афинах. Правом гражданства метэк не пользовался: он не мог участвовать в Народном собрании, суде, не мог занимать государственных должностей. Они не имели права приобретать недвижимость, а если это им разрешалось, то стоимость дома не могла превышать две тысячи драхм, а стоимость земельного участка - двенадцать тысяч драхм. После закона 450 года браки метэков с афинскими гражданами не считались законными, дети от этих браков не имели права гражданства. Каждый метэк должен был выбирать себе простата, который являлся посредником между ним и правительственными учреждениями, а также представлял дем при внесении метэка в списки лиц, проживающих в каком-либо деме. С метэка взымалась особая подать - метэкион. Кроме того, метэки подвергались всем другим обложениям и несли все повинности, кроме повинностей по сооружению кораблей - триер. Они привлекались и к военной службе.
Занятие метэков и их имущественное положение были весьма различны. Среди них были и мелкие ремесленники, и владельцы крупных мастерских, и торговцы, и банкиры, и художники, и ораторы. Некоторые метэки обладали значительным состоянием. Право приобретать дома и землю в Аттике, вступать в законный брак с афинскими гражданами имели лишь отдельные метэки, получившие особое привилегированное положение за оказанные ими услуги государству или во внимание к их богатству. К метэкам по своему положению приравнивались вольноотпущенники. Подобно метэкам они имели простата, которым являлся их бывший хозяин, и платили те же особые сборы. Рабы. Советские историки говорили что число рабов а Афинах значительно превышало число свободных граждан*. Это суждение не верно, так как рабство за долги было отменено Солоном, а захватывать в огромном количестве пленников для превращения их в рабов незачем. Рабский труд в Афинах применялся только в хозяйстве, иногда на полях и виноградниках, в ремесленных мастерских, чаще в рудниках и каменоломнях. Были рабы которые жили отдельно от хозяев и занимались ремеслом, платя хозяину лишь определенные суммы. Различались также рабы государственные. Из них в Афинах была составлена полицейская стража, охранявшая порядок в Народном собрании, судах и общественных местах. Из них же состояла тюремная стража, исполнители судебных приговоров, писцы. Раб был собственностью господина, и являлся объектом, а не субъектом права. Все, что ему удавалось сберечь или добыть в свою пользу составляло собственность его хозяина. Лишь за государственными рабами признавалось право приобретения собственности и распоряжения ею. За ущерб, причиненный здоровью раба, возмещение получал хозяин. Он же отвечал за ущерб причиненный его рабом третьим лицам, мог освободиться от этой ответственности, выдав потерпевшему своего раба. Смертная казнь рабу выносилась судебным приговором, господин мог наказать его лишь плетью. Однако в жизни убийство раба господином не влекло ответственности для последнего. Рабство в Аттике вообще было делом обычным. Аристотель говорил, что “... одни естественно являются свободными, а другие - естественно рабами, и... по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо...”**. На суде раб выступать самостоятельно не мог, необходимо было представительство его хозяина. Лишь в том случае, когда раб приносил жалобу по поводу какого-либо деяния, угрожающего государству и его интересам, он мог действовать самостоятельно, обвиняя не только посторонних, но и своего хозяина.
Таким образом, видно, что со становлением демократических институтов изменяются права отдельных категорий населения. С развитием рыночной экономики, возрастанием роли частной собственности соответственно возрастает роль человека и его прав. И, следовательно, наибольшими правами должны пользоваться граждане Афин. Уничтожение Солоном неравенства между гражданами и установление ограничений принятия в род иностранцев, за исключением занимающихся ремеслом, было очень умным шагом. Критерием для получения гражданства стала приносимая человеком польза не только себе, но и государству. Человек получал все права, которыми пользовались граждане, своим трудом. Признаком демократизации государства может служить и появление некоторых прав у рабов. Таким образом, принцип предоставления всем гражданам равных прав стал реальным, хотя государство и шло к этому много веков, и стал основополагающим для афинской демократии. Заключение Итак, мы рассмотрели процесс эволюции социальных отношений и правовой системы Древних Афин, а так же причины возникновения в них первой демократии. Первым шагом к этому стало покорение моря, затем колонизация и вовремя проведенная эффективные реформы разных правителей. Созданный афинянами строй оказался довольно жизнеспособным и, хотя имел свои определенные недостатки, в частности неспособность функционировать в чрезвычайных ситуациях, что повлекло за собой завоевание Афин Спартой, воздействовал на все последующие цивилизации через Римскую империю. Римляне чрезвычайно ценили все достижения греческой цивилизации, и особенно афинский государственный строй, который с различными доработками был перенят ими, а затем последующими государствами.
Но влияние Афин сказалось не только в политической сфере. За достижения в области мореходства, торговли и ремесла последовало повышение уровня культуры. Человек овладел искусством политически выражать свои мысли, и появляется литература. Дальше он хочет постичь мир и, разгадав хотя бы простейшие его законы, научится управлять ими он изобретает математику, астрономию, закладывает основы физики и медицины. Он возводит богам великолепные храмы, давая развитие архитектуре и скульптуре. Он обращается к опыту предков, изучает их жизнь и дает начало истории. Все достижения афинского государства стали источниками получения информации о них. Благодаря тому, что народ достиг высокого уровня развития как материальной, так и духовной культуры, до нас дошло множество источников, с которых мы можем много узнать о нем, это и предметы искусства, и эпос, и особенно труды различных ученых. По исследованиям истории Древних Афин написано множество литературы. В данной работе использовались следующие труды: 1. Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993. 2. Виппер Р.Ю., Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995. 3. Виппер Р.Ю и Васильев А.А., История древнего мира, М., 1994. 4. Андре Боннар, Греческая цивилизация, М., 1993. 5. Колобова К.М., Очерки истории Древней Греции, Л., 1958. 6. Фролов Э.Д., Рождение греческого полиса, Л., 1988. 7. История Древней Греции, под ред. Авдиева Н.В., М., 1972. 8. История государства и права зарубежных стран, под ред. Галанзы В.А., М., 1963. 9. История древнего мира, под ред. Дьяконова Б.Н., М., 1982. 10. Древняя Греция, под ред. Струве В.В., М., 1965. 11. Кечекьян С.Ф., Государство и право Древней Греции, М., 1963. 12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, под ред. Чернеловского Д.П., М., 1994. 13 Андреев В.Ю., Греческий полис, М.,1976. 14. Яйленко В.П., Греческая колонизация VII-III в. до н.э., М., 1982. 15. Покровский М.М., Этюды по афинской политии Аристотеля, М., 1893. 16. Плутарх, Избранные жизнеописания, М., 1961. 17. Аристотель, Афинская полития, М., 1937. 18. Виппер Р.Ю., История Греции в классическую эпоху, М., 1918. Труды Аристотеля, Плутарха - наиболее ценный источник для любой исследовательской работы по истории афинского государства, так как сами авторы имели возможность видеть все процессы, происходящие в Афинах на разных этапах развития. В основу афинской политии Аристотеля положен политический памфлет Крития, ученика Сократа и софистов. В ней немало данных, взятых из него как из положительного источника*. Труд Аристотеля отражает не только историю Афин, но и взгляды самого автора на государственное устройство афинян и на деятельность отдельных правителей. Так, видно восхищение Солоном, уважение к Писистрату, о Клисфене говорится вскользь, а о Перикле говорится с явной враждебностью. Тем не менее, афинская полития содержит и множество объективно оцененных фактов. Избранные жизненные описания Плутарха позволяют узнать различных правителей как людей. Он описывает их личные качества и, поняв что это были за люди, можно глубже вникнуть в причины тех или иных их действий. Литература, вышедшая до 1991 года, содержит слишком шаблонные рассуждения по поводу истории периода становления Афин. Вся она основана на марксистско-ленинской теории государства и права, и поэтому все факты рассмотрены с этой точки зрения. Работы вышедшие после 1991 года, отличаются деидеологизированностью рассуждений. В них содержатся результаты исследований и свободная их оценка, авторы выражают лишь свое мнение, никому его не навязывая. Сейчас выходит множество работ по исследованию истории как греческой цивилизации вообще, так и отдельно Древних Афин. Они дают обширную базу для изучения Афинского государства, так как разные авторы обрабатывают свои теории, что дает возможность любому человеку придерживаться какой-либо из них в соответствии со своими взглядами.
* Андре Боннар, Греческая цивилизация, М., 1993, с.10 ** Там же, с.11
* Андре Боннар, Греческая цивилизация, М., 1993, с.11 * Колобова К.М., Очерки истории Древней Греции, Л., 1958, с.38 * Виппер Р.Ю., Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995, с.44 * Колобова К.М., Очерки истории Древней Греции, Л.,1958, с.35 ** Фролов Э.Д., Рождение греческого полиса, Л., 1988, с.63 *** Там же, с.64 * Фролов Э.Д., Рождение греческого полиса, Л., 1988, с.68 * Фукидид, I, 5, 1; 7 ** Там же, 6 * Андреев В.Ю., Греческий полис, М.,1976, с.114 * Пританеи - здание, где заседали пританы, высшие должностные лица в некоторых общинах. ** Фукидид, II, 15, 1. *** Булевтерий- здание, где заседал Совет (буле). **** Фукидид, II, 15, 2. * Колобова К.М., Очерки истории Древней Греции, Л.,1958, с.35 * Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993, с.130 * Виппер Р.Ю., Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995, с.80 ** Там же, с.81 *** Там же, с.77 **** Там же, с.77 * Виппер Р.Ю., История Греции в классическую эпоху, М., 1918, с.87 * Илиада, XII, 311 ** Илиада, XII, 421 *** Строй до Тесея и при нем назывался военной демократией. * Плутарх, Избранные жизнеописания, М., 1961, с.110 * По традиции сражение всегда начиналось с поединка базилевсов на колесницах. Вслед за ними в бой вступали остальные рядовые пешие воины. ** 500 медимнов = 260 гектолитров * Многие историки говорят, что шестидольники отдавали 1/6 часть урожая, но если это было так, то их положение не сравнивалось бы с рабским. * Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993, с.187 ** Плутарх, Избранные жизнеописания, т. I, М., 1961, с.110 *** Там же, с.110 * Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993, с.198 * Аристотель, Афинская полития, гл. 16, §§ 2, 5 * Виппер Р.Ю., Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995, с.394 * Аристотель, Афинская полития, гл. 14, § 3 ** Там же, гл. 16, § 7 * Цитата неизвестного автора, памфлет которого сохранился в собрании сочинений Ксенофонта * Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993, с.263 ** Там же, с.281 *** Там же, с.282 **** Аристотель, Афинская полития, гл. 22, § 5 * Древняя Греция, под ред. Струве В.В., М., 1965, с.347 * Лурье С.Я., История Греции: курс лекций, С-Пб., 1993, с.303 ** Древняя Греция, под ред. Струве В.В., М., 1965, с.382 *** Там же, с.383 **** Платон, Аксиох, 368 b * Плутарх, Избранные жизнеописания, М., 1961, с.358 ** Аристотель, Афинская полития, гл. 27, § 4 * Из надгробного слова Перикла. Эту речь он произнес в 431 году при погребении воинов, павших в Пелопоннесской войне. * Фукидид, II, 65, 5. * Илиада, II, 362 - 363. * Аристотель, Афинская полития, гл. 9, § 2 * Кечекьян С.Ф., Государство и право Древней Греции, М., 1963, с.35 ** Аристотель, Афинская полития, гл. 21, § 6 * Покровский М.М., Этюды по афинской политии Арестотеля, М., 1893, с.2 [AK1]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|