Примечания
церковное и литературное положение в Германии». Журнальный очерк о 1838 и 1839 годах. Лейпциг, 1840). — 122. 123 Буршеншафты — немецкие студенческие организации, возникшие под влиянием освободительной войны против Наполеона; выступали за объединение Германии. Наряду с прогрессивными идеями в буршеншаф-тах были широко распространены идеи крайнего национализма. —122. I2'i Слова из «Поэмы о Сидр» — крупнейшего памятника испанского героического эпоса, сложенного народными певцами около 1140 года. — 123. 1-5 Имеется в виду книга: G. W. F. Hegel. «Encyclopä die der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse» (Г. В. Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук в сжатом очерке»). Первое издание вышло в 1817 юду. — 123, 160. 12« Энгельс иронически называет так Б. Г. Шумахера, автора песни «Хвала тебе, в венке победном» («Heil Dir im Siegerkranz»), положенной в основу прусского гимна. — 125. 127 Историческая школа права — реакционное направление в исторической и правовой науке, возникшее в Германии в конце XVIII века. Школа в лице своих видных представителей (Гуго, Савиньи и др. ) выступала против буржуазно-демократических идей французской буржуазной революции. — 126. 128 Имеется в виду Лондонская конвенция, заключенная 15 июля 1840 г. Англией, Россией, Австрией и Пруссией, с одной стороны, и Турцией — с другой, об оказании военной помощи турецкому султану против египетского паши Мухаммеда-Али, за спиной которого стояла Франция. Лондонская конвенция явилась отражением соперничества европейских держав, главным образом Англии, Франции и России, в их борьбе за гегемонию на Ближнем Востоке. — 128. 129 Речь идет о решениях Венского конгресса (1814—1815), перекроивших карту Европы в целях реставрации легитимных монархий, а также утвердивших в Европе господство дворянско-монархической реакции и закрепивших раздробленность Германии. — 130.
130 Это стихотворение было написано Энгельсом в связи с перенесением в 1840 г. праха императора Наполеона I с острова Святой Елены в Париж. — 134. 131 Имеется в виду статья немецкого поэта Рейнхольда Кёстлина «Die deutsche Dichter und ihr Publikum» («Немецкие поэты и их публика»), опубликованная в журнале «Europa. Chronik der gebildeten Welt». Bd. I. Stuttgart, 1840. — 137. 132 Речь идет о романах Карла Иммермана «Эпигоны» (см. примечание 105) и «Mü nchhausen. Eine Geschichte in Arabesken». 4 Theile. Dü sseldorf, 1838—1839 («Мюнхгаузен. История в арабесках». 4 части. Дюссельдорф, 1838—1839). — 137. 133 к. Immermann. «Memorabilien». Erster Theil. Hamburg, 1840, S. 27, —138. ПРИМЕЧАНИЯ 134 К. Immermann. «Memorabilien». Erster Theil. Hamburg, 1840, S. 30— 135 Эти слова прусский король Фридрих II приводит в письме от 18 ок В битве при Йене 14 октября 1806 г. прусские войска были разбиты войсками Наполеона I, что повлекло за собой капитуляцию Пруссии перед наполеоновской Францией. — 138, 256. 136 31 мая 1840 г. в Пруссии отмечалось столотио со дня вступления на 187 К. Immormaiin. «Memorabilien». Erster Theil. Hamburg, 1840, S. 95. — 139. 138 Речь идет о поэмах Иммермана: «Ghismonda, oder die Opfer des Schweigens». In: «Taschenbuch dramatischer Originalien». Hrsg. von Dr. Franck. 3. Jg. Leipzig, 1839 («Гпсмонда, или Жертвы молчания». Напечатано в «Сборнике драматических оригиналов». Изд. д-ром Франком. 3-Й год издания. Лейпциг, 1839); «Tristan und Isolde». Ein Gedicht in Romanzen. Dü ssoldorf, 1841 («Тристан и Изольда». Поэма в романсах. Дюссельдорф, 1841) и о его эпической драме «Merlin». Eine Mythe. Dü sseldorf, 1832 («Мерлин». Миф. Дюссельдорф, 1832). — 113. 139 Согласно греческой мифологии, нимфа Аретуза, дочь Нерея и Дориды, преследуемая речным богом Алфеем, переплыла море или перешла по его дну в Сицилию и обратилась там в источник. В Древней Греции имя Аретуаы носило еще несколько источников. — 145.
140 Имеется в виду брошюра: «Bekenntniß bremischer Pastoren in Sachen der Wahrheit». Bremen, 1840 («Выступление бременских пасторов по вопросам истины». Бремен, 1840). — 146. 141 «Unpietistische Reime, erbaulich und gut zu lesen fü r Jedermann». Bremen, 1841 («Непиетистские рифмы для поучительного и приятного чтения каждого». Бремен, 1841). — 147. 142 Имеется в виду «. позитивная философия» — религиозно-мистическое направление в философии, выступившее с критикой философии Гегеля справа (X. Г. Вейсе, И. Г. Фихте-младший, А. Гюнтер, Ф. Баадер, поздний Шеллинг). «Позитивные философы» пытались подчинить философию религии, выступали против рационального познания и считали божественное откровение единственным источником «позитивного» знания. Всякую философию, объявлявшую своим источником рациональное познание, они называли «негативной». — 147, 166, 174, 232. 143 Имеется в виду вышедшая анонимно в 1841 г. в Ханау брошюра немецкого писателя Эдуарда Бёйрмана «Paulus in Bremen». Von einem Candidaten der Theologie aus Stade («Апостол Павел в Бремене». Сочинение кандидата теологии из Штаде). — 148. 144 Е. Beurmann. «Skizzen aus den Hanse-Stä dten». Hanau, 1836 (Э. Бёйр-ман. «Очерки из ганзейских городов». Ханау, 1836). — 148.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|