Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕЧАНИЯ. 148 «Рейнеке Лис» — народная эпическая поэма, вышедшая в 1498 г




ПРИМЕЧАНИЯ



1*5 Е. Beurmann. «Deutschland und die Deutschen». 4 Bde. Altona, 1838— 1840. — 148, 421.

i*B A. Soltwedel. «Hanseatische Briefe». In: «Der Freihafen». 3. und 4. Heft 1839 und 1. Heft 1840. — 148.

1*7 Основные законы г. Бремена возникли в период средних веков. «Скри­жали» («Tafel») были созданы в 1433 г., «Новое соглашение. » («Neue Ein­tracht») — в 1534 году. — 150.

148 «Рейнеке Лис» — народная эпическая поэма, вышедшая в 1498 г. в Лю­беке на нижненемецком наречии под названием «Reynke de Vos». — 150.

1*8 Примерно в середине мая 1841 г. Энгельс совершил поездку по Швей­царии и Италик. — 152, 4SI.

150 Имеются в виду события, связанные с приглашенном в 1839 г. радикаль­ным правительством швейцарскою кантона Цюриха Д. Штрауса на должность профессора в Цюрихском университете. В связи с этим возник острый политический конфликт между правительством и ла­герем консерваторов и реакционного духовенства. 6 сентября 1839 г. противники приглашения Штрауса во главе со священником из де­ревни Пфеффикон Бернардом Гирцелем (Энгельс иронически называет их стражами Сиона, т. е. блюстителями ортодоксального вероучения) организовали в Цюрихе вооруженную демонстрацию. В результате этих событий правительство было вынуждено еще до демонстрации отказаться от приглашения Штрауса, а позже уйти в отставку. — 153, 290, 410.

151 261-й сонет Петрарки из цикла «Сонеты и канцоны на жизнь и смерть мадонны Лауры» Энгельс дает в следующем немецком переводе, кото­рый он сделал, возможно, сам:

Ich schwang mich auf im Geist zur Wohnung deren, Die stets ich such' und finde nicht hieniedcn; Die Blicke sanft, die einst so streng mich mieden, So stand sie in des Himmels dritten Sphä ren.

Die Hand mir fassend, sprach sie leise: Deine Zä hren Versiegen hier, wo nie wir sind geschieden; Ich bin's, die lange dir geraubt den Frieden, Um hieher, vor der Zeit, dann heimzukehren.

О daß ein Menschensinn mein Glü ck verstä ndet Dich nur erwart' ich, und den Dir so lieben, Den Leib, den ich dort unten ließ schon lange. —

Ach, warum schwieg sie, ließ mir los die Hä nde?

Denn wenig fehlte bei dem sü ß en Klange,

Daß ich nicht gleich im Himmel dort geblieben. — 156.

152 В Священной Римской империи германской нации (существовала с 962 по 1806 г. и охватывала Германию, Австрию, часть Италии, Чехию, Бургундию, Нидерланды и др. ) избрание императора, согласно золотой булле (1356 г. ), зависело от 7 сильнейших князей-курфюрстов. — 157.

153 Настоящая статья является первой из серии произведений Ф. Энгельса, направленных против реакционной религиозно-мистической фило­софии Шеллинга, который в 1841 г. по приглашению Фридриха-Виль­гельма IV прибыл в Берлин для борьбы против младогегельянцев, представителей радикальной буржуазной интеллигенции.



ПРИМЕЧАНИЯ


Энгельс посещал лекции Шеллинга в Берлинском университете в качестве студента-вольнослушателя. — 163.

154 Ср. «Schilling's Erste Vorlesung in Berlin, 15. November 1841». Stutt­gart und Tü bingen, 1841 («Первая лекция Шеллинга в Берлине 15 но­ября 1841 года». Штутгарт и Тюбинген, 1841). — 164, 179.

155 Сх. W. F. Hegel. «Vorlesungen ü ber die Geschichte der Philosophie». 3. Bde. Hrsg. von K. L. Micliolct. Tn: Hegels Werke. Bd. XIII-XV. Berlin, 1833—1836 (Г. В. Ф. Гегель. «Лекции по истории философии». 3 тома. Изд. К. Л. Михелетом. В издании: Сочинения Гегеля. Тома XIII—XV. Берлин, 1833—1836). — 165, 198, 440.

15« Имеется в виду вышедшая анонимно брошюра К. Рпделя «V. Schel-lings religionsgeschichtlicho Ansicht; nach Briefen aus Mü nchen». Berlin, 1841 («Религиозно-исторические воззрения Шеллинга; по письмам из Мюнхена». Берлин, 1841). — 168.

157 Речь идет о реакционном идеалистическом журнале «Zeitschrift fü r Philosophie und spekulative Theologie» («Журнал философии и спеку­лятивной теологии»), издававшемся Иммануэлем Германом Фихте в Бонне в 1837—1846 годах. — 174.

158 G, w. F. Hegel. Werke. Vollstä ndige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigton. 19 Bü cher in 23 Bä nden. Berlin, 1832—1845 (Г. В. Ф. Гегель. Сочинения. Полное издание, выпускаемое друзьями покойного. 19 книг в 23 томах. Берлин, 1832—1845). — 175.

15» Имеются в виду книги: L. Feuerbach. «Das Wesen des Christentums». Leipzig, 1841 (Л. Фейербах. «Сущность христианства». Лейпциг, 1841) и D. F. Strauß. «Die christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampfe mit der modernen Wissenschaft». Bd. I—II. Tü bingen — Stuttgart, 1840—1841 (Д. Ф. Штраус. «Христи­анское вероучение в его историческом развитии и в борьбе с совре­менной наукой». Тт. I—II. Тюбинген — Штутгарт, 1840—1841); глав­ный раздел книги Штрауса называется «Догматика». — 177, 477.

160 Имеется в виду вышедшая анонимно книга Б. Баузра: «Die Posaune des jü ngsten Gerichts ü ber Hegel den Atheisten und Antichristen. Ein Ultimatum». Leipzig, 1841 («Трубный глас страшного суда над Гегелем, атеистом и антихристом. Ультиматум». Лейпциг, 1841). — 177, 312.

161 G. W. F. Hegel. «Phä nomenologie des Geistes». Bamberg und Wü rzburg, 1807. - 179.

162 D. F. Strauß. «Das Leben Jesu». Bd. 1—2. Tü bingen, 1835—1836. — 203, 405, 436, 477.

16a Энгельс, очевидно, использует здесь мысли из книги Ж. Кювье «Dis­cours sur les ré volutions de la surface du globe». Paris, 1840, p. 53 («Раз­мышления о переворотах на поверхности земного шара». Париж, 1840, стр. 53). - 206.

Ш «Fortuna primigenia» («Фортуна первородная») — римское божество, символ материнства, олицетворение творческой силы. Храм, посвя­щенный этому божеству, находился в Пренесте — одном из городов античной Италии. — 209.


ПРИМЕЧАНИЯ



185 Большинство лекций Шеллинга, в том числе его лекции по философии откровения и философии мифологии, были опубликованы лишь после смерти Шеллинга в Полном собрании его сочинений, вышедшем в Штут­гарте в 1856—1861 годах. — 221, 229.

108 Траль — согласно средневековой легенде — драгоценная чаша, обла­дающая чудодейственной силой. — 22-5.

187 Пелагианство (по имени кельтского монаха Пелагия) — течение в хри­
стианство, враждебное господствующей церкви, получило распростра­
нение в странах бассейна Средиземного моря в начале V века. Пела­
гианство  проповедовало свободу человеческой воли.

Соцшшаиство (по имени итальянского теолога Фауста Соцгша) — учение религиозной секты, получившее большое распространение в Польше в конце XVI — начале XVII в., а позже и в некоторых дру­гих странах Европы. Соцнешшство критически относилось к догматам официальной церкви и подобно пелашанству проповедовало свободу человеческой воли. — 231.

188      Сивиллипы книги — сборник изречений, приписывавшихся легендар­
ной «прорицательнице» Сивилле; служил в Древнем Риме материалом
для официальных гадаппй в случаях, когда угрожала опасность го­
сударству. В период Римской империи появились также иудейские и
христианские Сивиллины книги. — 234.

169 Эти две цитаты из библии Энгельс приводит в несколько измененном виде. —| 245.

170 Опубликование этой статьи положило начало сотрудничеству Ф. Эн­гельса в «Rheinische Zeitung». — 248.

171 Имеется в виду увольнение в 1837 г. из Гёттингенского университета семи либеральных профессоров, выступивших с протестом против от­мены в этом году Эрнстом-Августом, королем Ганновера, конститу­ции. — 248.

172 Бруно Бауэр, занимавший в Боннском университете должность при­ват-доцента, был уволен оттуда в конце марта 1842 года. — 255.

173 Ph. Marheineke. «Einleitung in die ö ffentlichen Vorlesungen ü ber die Bedeutung der Hegeischen Philosophie in der christlichen Theologie». Berlin, 1842 (Ф. Мархейнеке. «Введение в публичные лекции о зна­чении гегелевской философии для христианской теологии». Берлин, 1842). - 255.

174 Речь идет о книге: Bü low-Cummerow. «Preuß en, seine Verfassung, seine Verwaltung, sein Verhä ltniß zu Deutschland». Berlin, 1842 (Бюлов-Куммеров. «Пруссия, ее государственное устройство, ее управление, ее отношение к Германии». Берлин, 1842). — 255.

175 В «Rheinische Zeitung», где напечатана статья Энгельса, она обоз­начена цифрой I. Очевидно, Энгельс намеревался написать продол­жение. Однако это намерение не было осуществлено. — 258.

176 Панафинеи — главный праздник в Афинах (Древняя Греция), посвя­щенный рождению богини Афины. Существовали малые панафинеи,



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...