Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следствие рост бюдж.деф., и рост общего уровня цен.

Амортизационная политика изменяет структуру совокупного спроса и структуру ВНП. Здесь речь об экономике, находящейся в ситуации экономического спада.

И так рост гос.расходов ведет к росту ВНП, но важно, чтоб рост гос.расх. Был не за счет роста налогов (это ведет к сокращению ВНП), а за счет увеличения бюдж.деф.

 

20. Автоматическая фискальная политика – это политика встроенных стабилизаторов, которые работают самостоятельно и в режиме саморегулирования (без вмешательства правительства).

Главное достоинство их внутренний лаг равен нулю, следовательно стабилизация экономики может наступить очень быстро.

Действия стабилизаторов связано с изменениями:

1) реального объема национального производства. Здесь стабилизатор – прогрессивная шкала налогообложения

2) уровня цен в стране (рост). Это ведет к росту налоговых поступлений в бюджет, следовательно предотвращает инфляцию.

3) Процентных ставок (их рост). Это стабилизирует экономику в период процесса, т.к. создает дополнительные финансовые условия для сбережений и инвестиций.

Основные встроенные стабилизаторы:

1) пособия по безработице

2) налоги на прибыль корпорации

3) прогрессивный подоходный налог

Во время спада растут объемы пособий по безработице, что уменьшает темпы сокращения совокупного спроса.

Во время подъема – часть доходов изымается через прогрессивные налоги в гос.бюджет.

Следовательно рост потребительских расходов будет меньше, чем могло быть.

 

 

21. Фискальная политика ориентированная на предложение

Фискальная политика, направленная на снижение налогов, оказывает позитивное воздействие на совокупное предложение:

- повышается располагаемый доход домохозяйств, следовательно ведет к склонности к сбережениям.

- Растет располагаемый доход предпринимателей, следовательно рост инвестиционной активности, рост рабочих мест.

- Сокращение налоговых отчислений от заработной платы лиц наемного труда

- Снижение ставок налогов

- Готовность предпринимателей работать в «светлой» а не в «теневой» экономике (рост)

Суть эффекта Лаффера в том, что уменьшение налоговых ставок вызывает лишь кратковременное падение объема гос.доходов (Кривая Лаффера)                                                  

Теория предложения подчеркивает, что снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным, т.е. сократить те виды налогов, которые дадут максимальную отдачу, например:

Налоги на доход от инвестиций.

Для эффекта Лаффера необходимо:

- развитые рыночные отношения

- бесперебойное превращение сбережений в инвестиции

- надежный контроль за инфляцией

- достаточно быстрое нарастание объема подоходных налогов

- улучшение техники сбора налогов (это необходимо для воспроизведения в реальность)

                                 

22. Спрос на деньги

Общее количество денег, которое домохозяйситва, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляют собой совокупный спрос на деньги.

Изменение количества находящихся в обращении денег приводит к пропорциональному изменению уровня цен на товары и услуги.

Спрос делится на 2-е составляющие:

- спрос на деньги для сделок

- спрос на деньги как средство сохранения богатства (спрос на деньги со стороны активов)

К спросу на деньги для сделок Кейнс относил и тот денежный резерв, необходимый для незапланированных покупок,   т.е. предупредительный спрос.

Спрос на деньги для сделок зависит от:

1. объема номинального ВВП, (т.е. чем больше производится товаров, тем увеличивается цены на них тем больше необходимо денег для платежных операций, следовательно спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально ВВП.

2. скорости обращения денег (чем больше, тем меньше денег надо для торговых операций и наоборот)

эта кривая будет иметь вид вертикальной прямой, если необходимое кол-во денег не связано с изменением ставки ссудного процента (i)                                 

Спрос на деньги, как средство сохранения богатства (или спекулятивный)

Объясняется тем, что часть своих доходов население сберегает:

- в виде денег

- покупка ценных бумаг (акции, облигации)

- покупать недвижимость

Выбор между деньгами и облигациями и определяет колебания процентной ставки. Рост процентной ставки ведет к росту спроса на облигации и уменьшению спроса на деньги. И наоборот. Следовательно существует обратная зависимость между спросов на деньги как средство сохранения богатства и движением процентной ставки.

Процент ставки

кривая никогда не каснется оси абсцисс, т.к. есть ставка процента

I min минимальная при которой неудобства хранения сбережений в форме облигаций не будут компенсироваться доходом на них и никто не будет предъявлять спрос на облигации

Совокупный спрос на деньги можо получить, суммировав спрос на деньги для сделок (D. t.) и спрос на деньги со стороны активов (D. a.). Кривая (D.m.) не будет касаться: оси абсцисс, т.к. норма процента не упадет ниже следовательно

 

23. Предложение денег

Спрос на деньги должен покрываться их предложением. Предложение денег создается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны.

Все платежные средства в зависимости от степени ликвидности группируются в несколько денежных (М1, М2, М3) агрегатов. Причем по мере перехода от агрегата М1 к М2 и т.д., она снижается а понятие денег приобретает более широкий смысл.

М1 – наличные деньги и наиболее близкие к ним платежные средства – счета до востребования чековые депозиты и дорожные чеки (ими могут в любой момент оплатить покупку).

М2 = М1 плюс срочные вклады необходимых размеров и др. (например: сберегательные вклады и др.)

М3= М12 + срочные вклады крупных размеров, отдельные виды ценных бумаг, гос.облигации и др. Аналогичные ценные бумаги.

Центральный банк контролирует предложение денег и определяет необходимое количество денег исходя из состояния экономики страны, вне связи с уровнем процентной ставки.

Поэтому кривая будет представлять вертикальную линию перпендикулярную оси абсцисс в точке соответствующей количеству денег в стране.

 

24. Центральный банк и его инструменты

Центральный банк является:

1)эмиссионным центром страны;

2)банком банков

3)банкиром правительства

4)органом регулирования экономики страны денежно-кредитными методами.

Его стратегическая задача:

-контроль объема денежной массы

-высокого уровня инфляции

-значительной безработицы

Центральный банк является эмиссионным центром страны, и обладает монопольным правом выпуска денег.

Инструменты ЦБ

1)Учетная политика учетная ставка-ставка процента за кредит, предоставляется ЦБ – коммерческим банком.

При экономическом спаде при депрессии учетная ставка сокращается.

2)Регулирование банковских резервов.

Это вклады (депозиты) коммерческих банков в центральном банке.

Денежную сумму комм.банк обязан держать на своем счете в ЦБ (на случай банкротства банка)

3)Операции на открытом рынке (т.е. на рынке ценных бумаг).

ЦБ в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу гос. долга.

Если экономика столкнулась с безработицей и уменьшению цен, то используется покупка ценных бумаг ЦБ на открытом ранке, сокращением резервной нормы, сокращением учетной ставки. Так проявляется политика дешевых денег.

1-ый и 2-ой инструменты включают механизмы косвенного воздействия (ЦБ и др.).

3-ий инструмент влияет на денежную массу.

ЦБ эффективно использует данные инструменты в случае независимости от исполнительной власти (он подчинен парламенту).

 

25. Денежно-кредитная политика и ее основные модели.Первым орудием д-к политики ЦБ является учетная политика. Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка процента за кредит, предоставляемый ЦБ коммерческим банкам. Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у ЦБ под определенный залог. Назначая единую учетную ставку, ЦБ тем самым определяет низшую границу учетной ставки коммерческих банков (комиссионный процент которых превышает учетную ставку центрального банка, как правило, на 0,5 - 2%). Если произошел экономический спад и наступила депрессия, то учетная ставка сокращается. Тем самым коммерческие банки поощряются к приобретению дополнительных кредитов и наращиванию денежного предложения и стимулируются совокупные расходы. И наоборот, если на гребне подъема ускоряются темпы инфляции, то ЦБ поднимает размер дисконта. Последнее мероприятие, в свою очередь, порождает 3 эффекта: а) некоторым банкам дорогой государственный кредит становится недоступным, что сокращает скорость нарастания денежной массы в обращении; б) если коммерческий банк все же берет подорожавший кредит, то он вынуждается повышать эффективность своих операций, кредитовать только наиболее эффективные проекты; в) коммерческие банки стремятся перекладывать дорогой государственный кредит на плечи своих клиентов - повышается ставка процента за кредит и у коммерческих банков - сокращение спроса на деньги. Второе орудие ЦБ - регулирование банковских резервов. Обязательные резервы - это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в ЦБ. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в ЦБ. Такие вклады коммерческих банков, с одной стороны, выступают средством защиты интересов вкладчиков (на случай банкротства банка), а с другой - значительно облегчают систему безналичных межбанковских расчетов (клиринг). Третьим инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке (преимущественно на рынке ценных бумаг). Политика открытого рынка выражается прежде всего в выпуске, продаже и погашении ЦБ долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению. ЦБ в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного долга. Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия, в них участвуют и центральный банк, и другие элементы банковской системы. Используя третий инструмент, ЦБ напрямую влияет на денежную массу. Поэтому операции на открытом рынке являются наиболее быстродействующим средством регулирования денежной массы. ЦБ способен эффективно использовать данные инструменты лишь в случае независимости от исполнительной власти и подчинения одному только закону. В деятельности ЦБ широко используются не только косвенные, но и прямые методы регулирования. Они связаны с установлением экономических нормативов для банков - минимального размера уставного капитала, минимального размера риска на одного заемщика, и др. Превышение коммерческими банками данных нормативов влечет за собой выплату ими штрафных процентов либо перевод на беспроцентный счет ЦБ суммы, равной объему превышенного кредита. Подобные действия ЦБ влекут за собой как позитивные последствия (торможение кредитной экспансии в условиях инфляционного перегрева экономики), так и последствия негативные (ослабляется конкуренция в банковской сфере, сдерживается рост эффективно работающих банков). В деятельности ЦБ широко используется и простое увещевание не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита для противодействия инфляции или безработице.

 

26. Инфляция, ее сущность и причины.

Инфляция – это рост денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

С позиции темпа роста цен инфляция подразделяется:

1)умеренную, «ползучую» - до 10% в год

2)галопирующую – 20-200% в год

3) гиперинфляция – свыше 200-300% в год

Причины инфляции:

1)Дисбаланс совокупного спроса AD и совокупного предложения AS (появляется дефицит товара, цены растут)

2)Несбалансированного гос.расходов и доходов, выражающаяся в дефиците гос.бюджета

В существовании связи «Инфляция – бюдж.дефицит» состоит суть эффекта Оливьера-Танзи. Он проявляется в высокой степени зависимости реальной величины бюджет. Поступлений от уровня инфляции и задержек внесения в бюджет налоговых платежей. По мере нарастания инфляции усиливается стремление оттянуть максимально срок платежа, что повышает действие данного эффекта. Прогнозировать его количественные последствия весьма сложно. Стремление предупредить действие данного эффекта в нашей стране был введен налог на добавленную стоимость.

3)Диспропорциональность между военно-промышленным и гражданским секторами экономики, в связи с милитаризацией последней.

4)Несовершенная конкуренция, т.е. монополизация экономики, При этом уровень инфляции зависит от уровня развития 3 форм монополизма:

-монополизм профсоюзов

-монополизм государства

-монополизм крупных олигополистических компаний.

5)Инфляционные ожидания, т.е.- инфляция как причина инфляции.

Привычка жить в условиях роста цен порождают:

-требование повышать, индексировать все виды доходов

-стремление создать запас товаров и тем самым нагнетание текущего спроса

-удерживание товара на складах с расчете на резкое повышение цен в ближайшем будущем.

6)Непродуманная денежно-кредитная политика ЦБ, в том, что предоставление займов государству для покрытия дефицита бюджета. Банк теряет контроль под инфляцией.

7)Неверные действия государства в сфере налогообложения.

Повышение налогов означает либо рост цен, либо ухудшение экономического состояния производителя и его уход в теневую экономику.

8)Внешнеэкономические факторы, Через импортируемые товары инфляция переходит из страны в страну.

Например, в 70-х годах рост цен на нефть и в связи с этим энергетич.кризис, что привело к импортированной инфляции в странах, которые не располагают собственными энергоносителями.

 

27. Инфляция и ее социально-экономические последствия

Виды инфляции:

1)Темп роста цен:

-умеренная, ползучая до 10% в год

-галопирующая – 20-200% в год

-гиперинфляция свыше 200-300% в год.

2)Соотносительности роста цен по разным товарам

-сбалансированная – цены различны товаров неизменны относительно друг друга.

-несбалансированная – цены различных товаров изменяются в различных пропорциях.

В России – несбалансированная инфляция

3)Монетаристы выделяют:

-ожидаемую, т.е. прогнозируемую

-непредвиденную.

Положительное влияние на бизнес оказывает комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции. Худший вариант сочетание несбалансированной и непредвиденной.

4)Инфляция спроса – нарушение равновесия AD и AS со стороны спроса.

Инфляция спроса возникает в случае – темпы повышения совокупного спроса превосходят темпы роста полной занятости вероятность проявления инфляции спроса возрастает.

Инфляция предложения – означает рост цен вследствие увеличения издержек производства.

Факторы российской инфляции издержек:

-удорожание материальных ресурсов

-неизбежное повышение зарплаты в условиях сокращающейся производительности труда

-налоги на отечественных товаропроизводителей

5)Открытая инфляция – повышение общего уровня цен, но механизм рынка работает.

Подавленная инфляция – дефицит товаров и услуг, ухудшение качества товаров, при неизменной цене «вымывание» дешевых товаров и ассортимента, наличие неудовлетворенного спроса в форме вынужденных сбережений населения.

Экономические последствия инфляции:

1)Перераспределение доходов и богатства, при котором одни предприниматели, домохозяйства выигрывают за счет других. Такое перераспределение от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает соц.расслоение.

2)Скрытая конфискация денежных средств через налоги. Правительство за счет населения сокращает свои расходы и повышает доходы, Необходима своевременная индексация налоговых порогов.

3)Искаженность, недостаточность экономической информации, необходимой для принятия решений, составления бизнес-планов, выбора варианта.

4)Ускоренная материализация денежных средств, т.е. чрезмерная скупка средств производства и предметов потребления, падает предельная склонность к сбережению.

5)Падение реального процента за кредит. Сбережения не идут в банки и не превращаются в инвестиции, что подрывает базу для экономического роста страны.

6)Разрушение денежной системы страны, иностранные деньги вытесняют национальные, расцветает бартер.

7)Некоторым положительным следствием вначале может считаться высокая занятость, хотя и неполная, потом опять таки рост безработицы.

 

28. Антиинфляционная стратегия и тактика.

Предполагает комплекс следующих основных направления борьбы с инфляцией:

1)Гашение инфляционных ожиданий след. 2-а условия:

а)укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или замедлить рост

б)существование в стране правительства, проводящего антиинфляционную политику.

2)Долгосрочная денежная политика:

а)ограничение размеров централизованных кредитов предоставляемых ЦБ

б) увеличение ЦБ реальной учетной ставки, продажа гос.ценных бумаг на открытом рынке

в)стабилизация курса национальной валюты

г)введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

3)Сокращение бюдж. дефицита это: увеличение доходов и уменьшение расходов государства

4)Государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики:

-направить инвестиционные потоки на секторы обслуживающие потребительский рынок

5)Демилитаризация и конверсия военной экономики.

Здесь антиинфляционное регулирование со стороны совокупного предложения.

Тактика:

1)Гос.поддержка повышения товарности предложения – это льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства.

-приватизация государственной собственности.

2)Поддержка формирования новых рынков (пример – рынок информационных услуг) их воспроизводство происходит с минимальными издержками, а это рост совокупного предложения;

-повышение ставки процента по вкладам и депозитам, по гос. облигациям.

-развитие акционерных форм собственности

-стимулирование приобретения недвижимости

денежные реформы.

Модели антиинфляционной политики:

1)Классическая экономическая теория:

-рестриктивная денежная политика ЦБ

2)Кейнсианская теория:

а)дефляционную политику (снижение гос.расходов, увеличение налогов)

б)»политику доходов» (против инфляционных издержек) важный инструмент – ценовое соглашение.

3)Монетаристская модель т.е. самостоятельное искоренение инфляции.

4)Теория «экономики предложения» т.е. стимулирование производства и экономической деятельности.

5)2-а вида (в развивающихся странах)

а)ортодоксальная (т.е. господство денежных факторов в развитии инфляции.

Б)геротодоксальная (неортодоксальная) это временное замораживание цен и зарплаты, или сдерживание их роста.

 

29. Безработица, ее причины, формы и социально-экономические последствия

Полная занятость – уровень безработицы не превышает 5-7%

Безработица (Б) делится на:

-структурная – естественная в условиях полной занятости, как следствие структурных сдвигов в экономике

-циклическая – возникает в период экономических спадов, против нее борется правительство пытаясь свести до нуля.

Виды структурной безработицы:

1)Региональная – результат сложной комбинации, исторических (шахтерские регионы), демографических (высокая рождаемость) социально- психологических (низкая мобильность раб.силы) обстоятельств.

2)Фрикционная (временное отсутствие работы в течение 2-х месяцев, уволился в одной и не устроился на другой)

3)Институциональная вызывается самим устройством рынка рабочей силы:

-пособия по безработице увеличивается, безработица растет.

-повышение мин.зарплаты увелич. Издержки производства, сокращаются раб.мста, сокращается производство, безработица растет.

-налоговая система: увеличение налогов с физ.лица увеличивает безработицу

-несовершенство информации о наличии раб. мест.

Полная занятость – это отсутствие циклической безработицы.

Причины безработицы:

     
Ld
 
W – реальная з/плата P  L – кол-во работников Ld – кривая спроса Ls- кривая предложения


K
Ls
W

P

 

 


                                        L

 

Классики связывают безработицу с высокой зарплатой.

Зарплата растет – спрос на труд уменьшается

Предложение меньше спроса – безработица.

Снижение зарплаты, спрос больше предложения.

Государству не стоит заниматься регулированием зарплаты, рынок разберется сам, конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу.

2.Кейсианцы считают, что понижением зарплаты безработицу ликвидировать невозможно.

Почему:

1.Зарплату трудно понизить

2.Даже если зарплату удалось понизить, то покупательская способность населения сократится, спрос влево, ВНП сократится, рабочих мест станет меньше.

Причина безработицы – не низкая зарплата, а маленький совокупный спрос.

Социально-экономические последствия безработицы:

1)Отставание объема ВНП – не выпущенная продукция и не оказанные услуги

2)Резкое расслоение населения по уровню жизни.

3)Длительная безработица понижает покупательскую способность населения.

4)Часть рабочей силы после определенного периода безработицы уже не привлекательная на рынке.

5)Неравномерное распределение средств, приводит к обострению соц.напряженности и формирует суровый общественный климат в обществе.

6)Ухудшение здоровья нации.

7)Развал семей.

Негативный эффект безработицы в переходный период более ощутим, чем в сложившейся рыночном хозяйстве, т.к.:

-система материальной поддержки безработных находится в стадии формирования и не достаточно эффективна

-недостаток фин.ресурсов у государства не позволяет поддерживать пособия по безработице на должном уровне.

 

30. Активная и пассивная политика занятости

Рынок труда наиболее регулируемый в современных условиях – со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Особое влияние оказывает государство.

Государственная политика занятости сводится к двум основным направлениям:

1)Регулированию уровня и продолжительности безработицы (активная политика занятости) –АПЗ

2)Социальной защите пострадавших от ее людей (пассивная политика занятости)

Под активной политикой занятости понимаются:

1)Меры по изменению структуры спроса на раб.силу за счет сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест;

2)Меры по регулированию предложения и повышению качества раб.силы за счет ее подготовки.

3)Меры по поощрению мобильности раб.силы за счет ее трудоустройства, профориентации и стимулирования.

Государство как субъект активной политики занятости на рынке труда:

1)Предъявляет спрос на раб.силу в гос.секторе экономики;

2)Регулирует спрос на раб.силу в частном секторе (например через налоговые льготы);

3)Ограничивает предложение раб.силы (например через регулирование численности армии и студенчества как некого резерва раб.силы).

Меры госуд.регулирования занятости:

1)Организация и совершенствование системы информации и совершенствование системы информации о свободных раб.местах с целью сокращения времени на поиск работы, Налаживание работы бирж труда.

2)Подготовка, профобучение и переквалификация кадров.

3)Постоянный контроль состояния рынка раб.силы, его неуклонно проводимая демонополизация. Главным монополистом явл. Профсоюзы.

4)Создание новых рабочих мест в гос. И частном секторах, в т.ч. путем организации общественных работ.

5)Стимулирование разработки новых технологий, освоение которых сулит дополнительные рабочие места, а также развитие трудоемких отраслей (сферы услуг)

6)Всемерная поддержка малого бизнеса, в котором создается большая часть раб.мест.

7)Разработка и реализация целевых программ – как регионального характера, так и облегчающих трудоустройство наиболее социально уязвленных групп населения.

Пассивная политика занятости.

Соц.поддержка безработных включает следующие меры:

1)Компенсации незанятым за потерю работы, которые в дальнейшем сменяются пособиями по безработице.

2)Помощь по безработице

3)Если безработные не получают ни пособия, ни помощь, то государство может выдать еще некоторые денежные средства, оплатить пользование общественным транспортом, частично погасить квартплату и т.д.

В целом пассивная политика занятости является менее результативной, чем активная, т.к. она нацелена не на устранение причин безработицы, а лишь на борьбу с ее следствиями.

 

31. Основные черты и особенности развития российского менеджмента в современных условиях

К основным чертам и специфике российского менеджмента следует отнести:

- традиции благотворительности, склонности к спонсорству

-  становление образования и профподготовка менеджеров

- научность и фундаментальность в области образования

- своеобразие организационной культуры

- высокий научно-интеллектуальный потенциал, опыт освоения высоких технологий

- деформированная структура экономики

- опыт государственного регулирования экономики

- традиции технократического подхода к управлению

- российский менталитет

- коммуникабельность (общинность)

В России постепенно формировалась своя школа управления. Вот ее основные вехи и авторы:

- 1920 г. – Богданов А.А. разработал принципы новой науки о законах организации

- 1938 г. – Гостев А.К. – принципы организации рабочего места

- 1939 г. – Канторович Л.М. – методы линейного программирования

- 1965 г. – Косыгин А.Н. – методы совершенствования планирования и стимулирования.

Постепенно сложились своеобразные мет оды и традиции управления (российский менеджмент)

 

32. Национальные модели менеджмента: общее и особенное                                                 

В практике менеджмента сложились несколько типов управления, которые принято называть национальными школами менеджмента.

Основные особенности национальных школ менеджмента.

Японская школа:

- пожизненный наем

- постепенная медленная оценка и продвижение

- неспециализированная деятельность (ротация рабочих мест)

- неформальные тонкие механизмы контроля

- коллективная ответственность и коллективное принятие решений

- повышенное внимание к подчиненным

Американская школа:

- краткосрочный наем

- быстрая оценка и возможность продвижения

- специализированная деятельность

- формальные количественные механизмы контроля

- индивидуальное принятие решений

- индивидуальная ответственность

- игнорирование интересов отдельных работников

- ярко выраженная ориентация на прибыль

 

33 Эволюция и современные концепции развития менеджмента

История развития управления организациями насчитывает тысячелетия, но как наука менеджмент начал формироваться лишь в начале 20-го столетия.

1. Школа научного управления. Основатель Тейлор

Основные идеи:

- сложные производственные процессы разбиваются на простые операции

«Х» «У»
1.Человек от природы ленив и не любит работать 2.Необходимо создать средства принуждения, чтобы заставить человека работать для достижения целей организации 3.Средний человек предпочитает чтобы им руководили: он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность 1.Работа для человека также естественная как игра. 2.Всегда можно создать систему заинтересованности     3.Средний человек готов проявить инициативу и взять ответственность на себя, а его пассивность определяется прошлым негативным опытом

- отбор и обучение специалистов

- должна быть разработана система стимулирования

- рабочее место должно быть обеспечено всем необходимым

- планирование должно быть отдельно от самой работы.

Это позволило сформировать основные принципы организации работы на рабочем месте. Форд создал конвейер.

2. Принципы управления организацией А. Файоль предложил использовать оргструктуру для управления и представлять процесс управления как сложный, состоящий из нескольких этапов:

Управлять – это значит:

- предвидеть, т.е. изучать будущее и устанавливать программу действий (планирование)

- организовывать, т.е. строить двойной организм предприятия: материальный и социальный (функция – организация работ)

- распоряжаться, т.е. приводить в действие персонал предприятия (функция руководства)

- согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и усилия (функция координации)

- контролировать, т.е. наблюдать, чтобы все происходило согласно установленным правилам и распоряжениям (функция контроль)

3. Школа человеческих отношений. Суть сводилась – необходимо использовать достижения социологии и психологии для управления

1. Теория управления людьми. Мак-Грегор

«Х» и «У» – управление людьми с позиции руководителя

«Х» – методы авторитарного управления

«У» - метод демократического управления

2. Теория потребностей Маслоу

 

 

     
 
- потребность в сомосовершенствовании - престижные потребности - социальные потребности - потребности в безопасности -физиологические потребности  

 

 


Человека интересуют только неудовлетворенные потребности и они могут быть инструментом управления.

Новые этапы развития управленческой мысли связаны с:

1.Внедрение количественных методов управления (применение математики и компьютеров в управлении)

2.Организация – это открытая система, которая приспосабливается к многообразию внешней и внутренней среды им все, что происходит внутри системы, следует искать вне ее)

3.Рост значения оргкультуры, как мощного инструмента управления

4.Школа социально ориентированных систем (Питер Друкер) подразумевает социальную ответственность людей и организации перед обществом

 

34. Методы управления персоналом организации

Методы управления – это способы выполнения функций.

Функции:

- планирование,

- организация,

- принятие решений,

- координация,

- мотивация,

- контроль и учет.

Их можно классифицировать: по масштабам применения – общие, относимые по всей системе и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы; по отраслям и сферам применения – в государственном управлении, в бизнесе, торговле, в промышленности и т.д.

Методы управления различны по содержанию: административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы – реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Осуществляется на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения, правила, нормативы и др. документы

Экономические методы – осуществляют путем воздействия на экономические интересы работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли налогов.

Административные и экономические методы управления дополняют друг друга.

Административные решения – это решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

Социально-психологические методы – осуществляют путем воздействия на неэкономические интересы работников: использование моральных стимулов, особых способов коммуникации и других приемов воздействия на эмоции людей. Они всегда дополняют административные и экономические методы.

 

35. Управленческие функции, их особенности

         
1.Общие функции   2.Технологические   3.Социал. психологические
 

 


Процесс управления состоит из взаимосвязанных функций – планирования, организации, мотивации и контроля.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Организация. Создание определенной структуры объекта из отдельных элементов и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, денежными средствами и др.)

Контроль – это процесс сопоставления результатов с целями.

Все эти функции имеют 2-е общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация. Эти характеристики называют связующими процессами.

Принятие решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Основным требованием для принятия эффективного объективного решения является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация – это процесс обмена информацией.

Мотивация - это деятельность по изучению совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Делегирование полномочий – часть своих обязанностей передает подчиненным.

 

36. Внутрифирменный процесс управления и оценка его эффективности. Управление организацией может быть представлено в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей наиболее эффективно. Содержание и набор действий и функций, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, военная и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), и от многих других факторов. Однако, как на это обратил внимание А. Файоль, для всех про

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...