Роль поэзии в воспитании стражей 75 глава
Аристотель. Да. Парменид. А по отношению к величинам, с которыми оно не сопоставимо, оно не будет иметь ни меньше, ни больше мер. Аристотель. Как же иначе? Парменид. Но разве возможно, чтобы непричастное тождественному было одной и той же меры ила имело что-либо тождественное другому? Аристотель. Невозможно. Парменид. А что не одной и той же меры, то не может быть равно ни себе самому, ни другому. Аристотель. Как видно, нет. d Парменид. Но, заключая в себе большее или меньшее число мер, оно состояло бы из стольких частей, сколько содержит мер, и, таким образом, опять не было бы единым, но было бы числом, равным числу содержащихся в нем мер. Аристотель. Правильно. Парменид. А если бы оно содержало всего одну меру, то было бы равно этой мере; но ведь выяснилось, что ему невозможно быть чему-либо равным. Аристотель. Да, это выяснилось, Парменид. Итак, не будучи причастно ни одной мере, ни многим, ни немногим и будучи вовсе непричастно тождественному, единое, очевидно, никогда не будет равным ни себе, ни другому, а также не будет больше или меньше себя или иного. Аристотель. Совершенно верно. e Парменид. Теперь вот что. Представляется ли возможным, чтобы единое было старше или моложе или одинакового возраста с чем-либо? Аристотель. Почему бы и нет? Парменид. А потому, что, будучи одинакового возраста с самим собой или с другим, оно будет причастно равенству во времени и подобию; а мы уже говорили, что единое не причастно ни подобию, ни равенству. Аристотель. Да, мы это говорили. Парменид. Далее, мы говорили также, что оно непричастно неподобию и неравенству. Аристотель. Совершенно верно. 141 Парменид. Но будучи таковым, может ли единое быть старше или моложе чего-либо или иметь с чем-либо одинаковый возраст?
Аристотель. Никоим образом. Парменид. Следовательно, единое не может быть моложе, старше или одинакового возраста ни с самим собой, ни с другим. Аристотель. Очевидно, нет. Парменид. Но если единое таково, то может ли оно вообще существовать во времени? Ведь необходимо, чтобы существующее во времени постоянно становилось старше самого себя? Аристотель. Да, необходимо. Парменид. А старшее не есть ли всегда старшее по отношению к младшему? Аристотель. Как же иначе? b Парменид. Значит, то, что становится старше себя, становится вместе с тем и моложе себя, Коль скоро в нем будет то, старше чего оно становится. Аристотель. Что это ты говоришь? Парменид. А вот что. Если что-нибудь уже отлично от иного, оно не может становиться отличным от него, поскольку таковым уже является: если что-нибудь было или будет отличным от иного, значит, оно уже стало или станет таковым; но если что-нибудь становится отличным от иного, то, значит, таковым оно не является в настоящем, не будет в будущем и не было в прошлом, оно только становится отличным, и не иначе. Аристотель. Да, это необходимо. c Парменид. А старшее есть нечто отличное от младшего, а не от чего-либо другого. Аристотель. Да. Парменид. Следовательно, то, что становится старше самого себя, должно неизбежно становиться вместе с тем и моложе себя. Аристотель. Выходит, так. Парменид. С другой стороны, по времени оно, конечно, не бывает ни продолжительнее, ни короче самого себя, но становится и есть, было и будет в течение равного себе времени. Аристотель. Да, и это необходимо. Парменид. А следовательно, оказывается необходимым, чтобы все, что существует во времени и причастно ему, имело один и тот же возраст с самим собой и вместе с тем становилось старше и моложе себя. d Аристотель. По-видимому. Парменид. Но единому не свойственно ни одно подобное состояние.
Аристотель. Да, не свойственно. Парменид. Следовательно, единое не причастно времени и не существует ни в каком времени. Аристотель. Действительно, не существует; по крайней мере, так показывает наше рассуждение. Парменид. Что же далее? Не представляется ли, что слова «было», «стало», «становилось» означают причастность уже прошедшему времени? Аристотель. Конечно. e Парменид. Далее, слова «будет», «будет становиться», «станет» не указывают ли на причастность времени, которое еще только должно наступить? Аристотель. Да. Парменид. А слова «есть», «становится» на причастность настоящему времени? Аристотель. Именно так. Парменид. Следовательно, если единое никак не причастно никакому времени, то оно не стало, не становилось и не было прежде, оно не настало, не настает и не есть теперь и, наконец, оно не будет становиться, не станет и не будет впоследствии. Аристотель. Совершенно верно. Парменид. Но возможно ли, чтобы нечто было причастно бытию иначе, нежели одним из этих способов? Аристотель. Невозможно. Парменид. Следовательно, единое никак не причастно бытию. Аристотель. Оказывается, нет. Парменид. И потому единое никаким образом не существует. Аристотель. Очевидно, нет. Парменид. Не существует оно, следовательно, и как единое, ибо в таком случае оно было бы уже существующим и причастным бытию. И вот оказывается, единое не существует как единое, да и [вообще] не существует, если доверять такому рассуждению. Аристотель. Кажется, так. 142 Парменид. А если что не существует, то может ли что-либо принадлежать ему или исходить от него? Аристотель. Каким же образом? Парменид. Следовательно, не существует ни имени, ни слова для него, ни знания о нем, ни чувственного его восприятия, ни, мнения. Аристотель. Очевидно, нет Парменид. Следовательно, нельзя ни назвать. его, ни высказаться о нем, ни составить себе о нем мнения, ни познать его, и ничто из существующего но может чувственно воспринять его. Аристотель. Как выясняется, нет. Парменид. Но возможно ли, чтобы так обстояло дело с единым? Аристотель. Нет. По крайней мере, мне так кажется. Парменид. Так не хочешь ли, вернемся снова к первоначальному предположению может быть, таким образом мы придем к чему-либо иному?
b Аристотель. Конечно, хочу. Парменид. Итак, утверждаем мы, если единое существует, надо принять следствия, вытекающие для единого, какие бы они ни были? Аристотель. Да. Парменид. Следи же за мной с самого начала: если единое существует, может ли оно, существуя, не быть причастным бытию? Аристотель. Не может. Парменид. Итак, должно существовать бытие единого, не тождественное с единым, ибо иначе это бытие не было бы бытием единого и единое не было бы причастно ему, c но было бы все равно что сказать «единое существует» или «единое едино». Теперь же мы исходим не из предположения «единое едино», но из предположения «единое существует». Не правда ли? Аристотель. Конечно. Парменид. Тогда слово «существует» будет означать нечто другое, чем «единое»? Аристотель. Непременно. Парменид. Поэтому если кто скажет в итоге, что единое существует, то не будет ли это означать, что единое причастно бытию? Аристотель. Конечно, будет. Парменид. Повторим еще вопрос: какие следствия проистекают из предположения: «единое существует»? Обрати внимание, не представляется ли необходимым, чтобы это предположение обозначало единое, которое имеет части? Аристотель. Как это? d Парменид. А вот как: если «существует» говорится о существующем едином, а «единое» – о едином существующем, и если, с другой стороны, бытие и единое не тождественны, но лишь относятся к одному и тому же существующему единому, которое мы допустили, то ведь необходимо, чтобы само существующее единое было целым, а единое и бытие – его частями? Аристотель. Необходимо. Парменид. Далее, называть ли нам каждую из этих двух частей только частью, или же каждая часть должна называться частью целого? Аристотель. Частью целого. Парменид. И следовательно, то, что едино, одновременно есть целое и имеет части? Аристотель. Именно так. e Парменид. Что же далее? Каждая из этих двух частей существующего единого – именно единое и бытие, может ли оставаться особняком: единое без бытия как своей части, и бытие без единого как своей части?
Аристотель. Нет, не может. Парменид. Следовательно, каждая из этих двух частей в свою очередь содержит и единое и бытие, и любая часть опять-таки образуется по крайней мере из двух частей; и на том же основании все, чему предстоит стать частью, всегда точно таким же образом будет иметь обе эти части, ибо единое всегда содержит бытие, а бытие – единое, так что оно неизбежно никогда не бывает единым, Коль скоро оно всегда становится двумя[1216]. 143 Аристотель. Совершенно верно. Парменид. Что ж, существующее единое не представляет ли собой, таким образом, бесконечное множество? Аристотель. Выходит, так. Парменид. Подойди к вопросу еще и следующим образом. Аристотель. Каким? Парменид. Не утверждаем ли мы, что единое причастно бытию, благодаря чему и существует? Аристотель. Да. Парменид. И именно поэтому существующее единое оказалось многим. Аристотель. Так. Парменид. А что, если мы охватим разумом само единое, которое, как мы утверждаем, причастно бытию, но возьмем его только само по себе, без того, чему, по нашему утверждению, оно причастно, – окажется ли оно единым только или будет также многим? Аристотель. Единым. По крайней мере, я так думаю. b Парменид. Посмотрим. Бытие не должно ли неизбежно быть отличным от него и оно само отличным от бытия, Коль скоро единое не есть бытие, но как единое ему причастно? Аристотель. Должно. Парменид. Итак, если бытие и единое различны, то единое отлично от бытия не потому, что оно – единое, равно как и бытие есть что-то иное сравнительно с единым не потому, что оно – бытие, но они различны между собою в силу иного и различного. Аристотель. Совершенно верно. Парменид. Поэтому иное не тождественно ни единому, ни бытию. Аристотель. Как же иначе? c Парменид. И вот если мы выберем из них, хочешь – бытие и иное, хочешь – бытие и единое, хочешь – единое и иное, то не будем ли мы брать при каждом выборе два таких [члена], которые правильно называть «оба»? Аристотель. Как это? Парменид. Вот как: можно ли сказать «бытие»? Аристотель. Можно. Парменид. А можно ли сказать также «единое»? Аристотель. И это можно. Парменид. Но не названо ли таким образом каждое из них? Аристотель. Названо. Парменид. А когда я скажу «бытие и единое», разве я не назову оба? Аристотель. Конечно, оба. Парменид. Следовательно, если я говорю «бытие и иное» или «иное и единое», то я всегда говорю о каждой [паре] «оба». Не правда ли? Аристотель. Да. d Парменид. Но возможно ли, чтобы то, что правильно называется «оба», было бы таковым, а двумя нет? Аристотель. Невозможно. Парменид. А когда перед нами два, есть ли какая-либо возможность, чтобы каждое из них не было одним?
Аристотель. Нет, никакой. Парменид. Но каждая из взятых нами [пар] представляет собою сочетание двух [членов]; следовательно, каждый из них будет одним. Аристотель. Очевидно. Парменид. Если же каждый из них один, то при сложении какой угодно единицы с любым парным сочетанием не становится ли все вместе тремя? Аристотель. Да. Парменид. А не есть ли три нечетное число, а два – четное? Аристотель. Как же иначе? e Парменид. Далее, когда есть два, то необходимо ли, чтобы было н дважды, а когда есть три трижды, Коль скоро в двух содержится дважды один, а в трех трижды один? Аристотель. Необходимо. Парменид. А когда есть два и дважды, то не необходимо ли, чтобы было и дважды два? И когда есть три и трижды, но необходимо ли также, чтобы было трижды три? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Далее, когда есть три и дважды, а также два и трижды, то но необходимо ли быть дважды трем и трижды двум? Аристотель. Безусловно, необходимо. 144 Парменид. Следовательно, могут быть произведения четных чисел на четные, нечетных на нечетные, а также четных на нечетные н нечетных на четные. Аристотель. Конечно. Парменид. А если это так, то не думаешь ли ты, что остается какое-либо число, существование которого не необходимо? Аристотель. Нет, не думаю. Парменид. Следовательно, если существует одно, то необходимо, чтобы существовало и число. Аристотель. Необходимо. Парменид. Но при существовании числа должно быть многое и бесконечная множественность существующего[1217]. В самом деле, разве число не оказывается бесконечным по количеству и причастным бытию? Аристотель. Конечно, оказывается. Парменид. Но ведь если все числа причастны бытию, то ему должна быть причастна и каждая часть числа? Аристотель. Да. b Парменид. Значит, бытие поделено между множеством существующего и не отсутствует ни в одной вещи, ни в самой малой, ни в самой большой? Впрочем, нелепо даже спрашивать об этом, не правда ли? Как, в самом деле, бытие могло бы отделиться от какой-либо существующей вещи? Аристотель. Да, никак не могло бы. Парменид. Следовательно, оно раздроблено на самые мелкие, крупные и любые другие возможные части, в высшей степени расчленено, и частей бытия беспредельное множество. c Аристотель. Ты прав. Парменид. Итак, частей бытия больше всего. Аристотель. Да, больше всего. Парменид. Что же, есть ли между ними какая-нибудь, которая была бы частью бытия и в то же время не была бы частью? Аристотель. Как это возможно? Парменид. Напротив, если она существует, то, полагаю я, пока она существует, ей необходимо быть всегда чем-то одним, а быть ничем невозможно. Аристотель. Да, это необходимо. Парменид. Таким образом, единое присутствует в каждой отдельной части бытия, не исключая ни меньшей, ни большей части, ни какой-либо другой. Аристотель. Да. d Парменид. А остается ли единое целым, находясь во многих местах одновременно? Поразмысли над этим! Аристотель. Размышляю и вижу, что это невозможно. Парменид. Следовательно, оно расчленено, Коль скоро оно не целое; ведь, не будучи расчлененным, оно никак не может присутствовать одновременно во всех частях бытия. Аристотель. Это правда. Парменид. Далее, безусловно необходимо, чтобы делимое количественно соответствовало числу частей. Аристотель. Необходимо. Парменид. Следовательно, утверждая недавно, что бытие разделено на наибольшее число частей, мы говорили неправду: ведь, как оказывается, оно разделено на число частей, не большее, чем единое, а на столько же, e ибо ни бытие не отделено от единого, ни единое – от бытия, но, будучи двумя, они всегда находятся во всем в равной мере[1218]. Аристотель. По-видимому, так именно и есть. Парменид. Таким образом, само единое, раздробленное бытием, представляет собою огромное и беспредельное множество. Аристотель. Очевидно. Парменид. Следовательно, не только существующее единое есть многое, но и единое само по себе, разделенное бытием, необходимо должно быть многим. Аристотель. Именно так. Парменид. Однако так как части суть части целого, то единое должно быть ограничено как целое. В самом деле, разве части не охватываются целым? 145 Аристотель. Безусловно, охватываются. Парменид. А то, что их охватывает, есть предел. Аристотель. Как же иначе? Парменид. Следовательно, существующее единое есть, надо полагать, одновременно и единое, и многое, и целое, и части, и ограниченное, и количественно бесконечное. Аристотель. Очевидно. Парменид. А коль скоро оно ограничено, то не имеет ли оно и краев? Аристотель. Безусловно, имеет. Парменид. Далее, поскольку оно есть целое, не должно ли оно иметь начала, середины и конца? Разве может что-либо быть целым без этих трех [членов]? И если нечто лишено одного из них, может ли оно остаться целым? Аристотель. Не может. Парменид. Выходит, что единое должно обладать и началом, и концом, и серединой. b Аристотель. Должно. Парменид. Но середина находится на равном расстоянии от краев, ибо иначе она не была бы серединой. Аристотель. Не была бы. Парменид. А, будучи таким, единое, по-видимому, оказывается причастно и какой-нибудь фигуре, прямолинейной ли, круглой или смешанной. Аристотель. Да, это верно. Парменид. Но, обладая такими свойствами, не будет ли оно находиться и в себе самом, и в другом? Аристотель. Каким образом? Парменид. Ведь каждая из частей находится в целом и вне целого нет ни одной. Аристотель. Так. Парменид. А все части охватываются целым? Аристотель. Да. c Парменид. Но единое – это и есть все его части: не более и не менее как все. Аристотель. Конечно. Парменид. Так не составляет ли единое целого? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Но если все части находятся в целом и если все они составляют единое и само целое и все охватываются целым, то не значит ли это, что единое охватывается единым и, таким образом, единое уже находится в себе самом[1219]? Аристотель. Очевидно. Парменид. Но с другой стороны, целое не находится в частях – ни во всех, ни в какой-нибудь одной. В самом деле, если оно находится во всех частях, то необходимо должно находиться и в одной, d так как, не находясь в какой-либо одной, оно, конечно, не могло бы быть и во всех; ведь если эта часть – одна из всех, а целого в ней нет, то каким же образом оно будет находиться во всех частях? Аристотель. Этого никак не может быть. Парменид. Но оно не находится и в некоторых частях: ведь если бы целое находилось в некоторых частях, то большее заключалось бы в меньшем, что невозможно. Аристотель. Да, невозможно. Парменид. Но, не находясь ни в большинстве частей, ни в одной из них, ни во всех, не должно ли целое находиться в чем-либо ином или же уж вовсе нигде не находиться? Аристотель. Должно. e Парменид. Но, не находясь нигде, оно было бы ничем, а так как оно – целое и в себе самом не находится, то не должно ли оно быть в другом? Аристотель. Конечно, должно. Парменид. Следовательно, поскольку единое – это целое, оно находится в другом, а поскольку оно совокупность всех частей – в самом себе. Таким образом, единое необходимо должно находиться и в себе самом, и в ином. Аристотель. Да, это необходимо. Парменид. Но, обладая такими свой должно ли оно и двигаться, и покоиться? Аристотель. Каким образом? Парменид. Оно, конечно, покоится, Коль скоро находится в самом себе: ведь, находясь в едином и не выходя из него, оно было бы в том же самом – в самом себе. 146 Аристотель. Так. Парменид. А что всегда находится в том же самом, то должно всегда покоиться. Аристотель. Конечно. Парменид. Далее, то, что всегда находится в ином, не должно ли, наоборот, никогда не быть в том же самом? А никогда не находясь в том же самом, – не покоиться и, не покоясь, – двигаться? Аристотель. Конечно. Парменид. Итак, всегда находясь в себе самом и в ином, единое должно всегда и двигаться, и покоиться. Аристотель. Очевидно. Парменид. Потом оно должно быть тождественным самому себе и отличным от самого себя и точно так же тождественным другому и отличным от него, Коль скоро оно обладает вышеуказанными свойствами. b Аристотель. Каким образом? Парменид. Всякая вещь, полагаю, относится ко всякой другой вещи следующим образом: она или тождественна другой, или иная; если же она не тождественна и не иная, то ее отношение к другой вещи может быть либо отношением части к целому, либо отношением целого к части. Аристотель. Видимо, так. Парменид. Итак, есть ли единое часть самого себя? Аристотель. Никоим образом. Парменид. Значит, если бы единое относилось к себе самому как к части, оно не было бы также целым по отношению к себе, будучи частью. Аристотель. Да, это невозможно. Парменид. А не иное ли единое по отношению к единому? Аристотель. Конечно, нет. c Парменид. Следовательно, оно не может быть отлично от самого себя. Аристотель. Разумеется, нет. Парменид. Итак, если единое по отношению к себе самому не есть ни иное, ни целое, ни часть, то не должно ли оно быть тождественным с самим собой? Аристотель. Должно. Парменид. Как же, однако? То, что находится в ином месте сравнительно с самим собой, пребывающим в себе самом, не должно ли быть иным по отношению к самому себе вследствие этого пребывания в другом месте? Аристотель. По-моему, должно. Парменид. Но именно таким оказалось единое, поскольку оно одновременно находится и в себе самом, и в ином. Аристотель. Да, оказалось. Парменид. Значит, в силу этого, единое, по-видимому, должно быть иным по отношению к самому себе. Аристотель. По-видимому. d Парменид. Далее, если нечто отлично от чего-либо, то не от отличного ли будет оно отлично? Аристотель. Безусловно. Парменид. Итак, есть ли все не-единое иное по отношению к единому и единое – иное по отношению к тому, что не-едино? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Следовательно, единое должно быть иным по отношению к другому. Аристотель. Да, должно. Парменид. Но смотри-ка: само тождественное и иное не противоположны ли друг другу? Аристотель. Как же иначе? Парменид. Так может ли тождественное находиться когда-либо в ином или иное в тождественном? Аристотель. Не может. Парменид. Но если иное никогда не может находиться в тождественном, то среди существующего нет ничего, в чем находилось бы иное в течение какого бы то ни было времени; e ведь если бы оно хоть какое-то время в чем-либо находилось, то в течение этого времени отличное находилось бы в тождественном. Не так ли? Аристотель. Так. Парменид. А если иное никогда не находится в тождественном, то оно никогда не может находиться ни в чем из существующего. Аристотель. Верно. Парменид. Следовательно, иное не может находиться ни в том, что не-едино, ни в едином. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Следовательно, не посредством иного будет отличным единое от того, что не-едино, и то, что не едино, – от единого. Аристотель. Нет. Парменид. Равным образом и не посредством себя самих они будут различаться между собою, так как не причастны иному. Аристотель. Конечно. 147 Парменид. Если же они различны не посредством себя самих и не посредством иного, то не ускользнет ли вовсе их обоюдное различие? Аристотель. Ускользнет. Парменид. Но с другой стороны, то, что не-едино, не причастно единому; в противном случае не-единое не было бы не-единым, а каким-то образом было бы единым. Аристотель. Правда. Парменид. Но не-единое не будет также и числом, потому что, обладая числом, оно ни в коем случае не было бы не-единым. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Что же? Не есть ли не-единое часть единого? Или и в этом случае не-единое было бы причастно единому? Аристотель. Было бы причастно. b Парменид. Следовательно, если вообще это – единое, а то – не-единое, то единое не может быть ни частью не-единого, ни целым в отношении него как части; и, с другой стороны, не-единое тоже не может быть ни частью единого, ни целым в отношении единого как части[1220]. Аристотель. Конечно, нет. Парменид. Но мы говорили, что вещи, между которыми нет ни отношения части к целому, ни целого к части, ни различия, будут тождественными между собою. Аристотель. Да, говорили. Парменид. Но если дело обстоит так, не должны ли мы утверждать, что единое тождественно не-единому? Аристотель. Должны. Парменид. Следовательно, выходит, что единое отлично от другого и от себя самого и в то же время тождественно ему и самому себе. c Аристотель. Пожалуй, это верный вывод из данного рассуждения. Парменид. Но не будет ли единое также подобно и неподобно себе самому и другому? Аристотель. Может быть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|