Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признание Собором и Императором.




Й годовщине со дня блаженной кончины посвящается.

 

Памяти Святителя Григория Нисского.

Память 10 (23) января.

«Высокое унижено, созданное по образу небесному оземлянилось,

поставленное Царить порабощено, сотворенное для безсмертия уязвлено смертью,

пребывавшее в наслаждении райском изгнано в сию сторону скорбную и многотрудную,

воспитанное в бесстрастии сменило его на страстную и скоротечную жизнь;

свободное и неподвластное – ныне под властью стольких и толиких зол,

что нелегко и перечислить наших мучителей».

Святитель Григорий Нисский.

 

Святитель Григорий Нисский (331/335-394/395) один из самых смелых мистических богословов Вселенской Церкви, духовный опыт и труды которого до сих пор с неослабевающем интересом исследуются христианами.

Наделенный Господом исключительными дарованиями, Святитель прожил яркую жизнь и явил миру, утопающему в грехах и ересях, индивидуальное мировоззрение на самую спасительную надежду всего человечества – Христианство.

Тот, кто читает труды Святителя Григория Нисского, познакомился с его мыслями, проникся к нему любовью как к истинному Святителю и проповеднику Таин Божиих, никогда не оставит свет Любви Божией и те богословские знания, в основе которых неизменно пребывает желанное Боговедение.

 

Рождение и воспитание.

 

Будущий Святитель родился в древней христианской семье, сохранившей память о преследовании нечестивого императора Диоклитиана.

Он учился в Кесарии и в Константинополе вместе со своим старшим братом – будущим Вселенским учителем Церкви Василием Великим (329-379) и его братом во Христе Григорием Богословом (ок. 330-390).

Именно Святитель Григорий Богослов убедил Григория, увлекшегося мирской славой красноречия, оставить мирскую службу и посвятить себя служению Богу.

О молодости Святителя Григория Нисского почти ничего неизвестно. Однако о его познаниях и учителях мы знаем достаточно.

 

Учителя и наставники.

 

По его собственному признанию старший брат Василий был его учителем, и наставил, прежде всего, в риторике, посвятив в «тайны красноречия».

В числе своих наставников Григорий также называет сестру Макрину (память (19 июля) 1 августа), в доме которой он окружен был атмосферой аскетической и высококультурной.

Святитель Григорий Нисский с упоением изучал философию, труды своих современников, трое из которых оказали на него сильное и глубокое влияние. Этими учителями были мыслитель Ориген (род. в 182), философ Филон Александрийский (28/21 до Р. Х. - 41/49) и Феогност.

Всю свою жизнь Григорий считал себя горячим поклонником эллиниста Оригена, что отчасти и отразилось на его духовном творчестве и некоторых взглядах, расходящихся с учением Вселенской Церкви. Однако надо признать, что многие мысли александрийского христианского философа будущий Святитель так и не принял.

 

Начало служения.

 

Под влиянием семейных обстоятельств, главным образом связанных с просьбами родственников, Григорий ушел от философского искуса, вернулся к церковному служению, которому была посвящена вся его благочестивая и набожная семья.

Даже вступив в брак, Григорий проводил аскетическую и девственную жизнь, некоторое время в монастыре Святого Василия на берегах Ириса.

Мы знаем, что Григорий не обладал житейской опытностью и сильным характером, как его брат Василий – Великий Вселенский учитель, а потому были опасения у последнего, удержится ли Григорий от соблазнов в период распространения страшных ересей и искушений, творящихся в Римской империи.

 

Епископ Ниссы.

 

Василий был против отправления брата в Рим во главе посольства, но в 371 году он промыслительно, против воли младшего брата, посвятил его во Епископы города Ниссы (Малая Азия). В дальнейшем это решение оказалось пророческим – Григорий неоднократно помогал брату в борьбе с ересями, и прежде всего, как писатель и богослов, что не могло не навлечь на него гнев и преследования ариан.

 

Осуждение и изгнание.

 

Именно ариане призвали его на суд в Галатию под стражей по приказу наместника Демосфена – «любителя еретиков». Однако Григорий в 375 году бежит из под стражи.

В 376 году его осудили заочно и низложили по «любимому» обвинению врагов истинных пастырей – растрате и незаконном посвящении.

Три года Григорий Нисский проводит в изгнании.

 

Возвращение и скорбь.

 

В 379 году со смертью нечестивого императора Валента, возвращается Григорий к своей пастве и встречен был ею с радостью и любовью.

В тот же год скончался дорогой и всеми обожаемый брат его – Святитель Василий, Архиепископ Каппадокии, а вслед за ним оставила мир и родная сестра Григория – Макрина. Для Григория Нисского это было страшным ударом и испытанием, посланным Господом для укрепления будущего великого пастыря.

По кончине обожаемого брата Епископ Григорий приступает к завершению его духовного наследия – Шестодневу и Полемики с Евномием, что было вскоре признано всеми как достойное продолжение великого дела почившего Святителя Василия, названного при жизни Великим.

 

Соборное поручение.

 

Вскоре Антиохийский собор из 146 отцов в 379 году дает Григорию поручение обозреть Аравийские церкви, ибо были известия с тех мест о распространении ересей и чуждых христианству обычаев.

В этой незабываемой поездке Епископ Григорий Нисский посещает Святые места: Вифлеем, Голгофу, гору Елеонскую и т. д.

В Палестинской пастве встретили его с подозрением, ибо 13 лет находился в ссылке пастырь местной Церкви – Святитель Кирилл Иерусалимский, а потому состояние дел здесь было расстроенным.

 

Борец с ересью.

 

Епископ Григорий приступает к борьбе с иудейской ересью аполлинаризма*.

 

* Аполлинарий Младший Лаодикийский (ок. 305/10-392), один из самых известных ученых и крупных богословов своего времени, пытавшийся не без ошибок, осмыслить сущность Святой Троицы. С 362 года был Епископом Лаодикии Фригийской. Он учил что Христос имел только душу человеческую, т. е. низшую физическую природу, а вместо духа или ума в Нем было Божественное Слово. Впитавший в себя аристотелеву философию, Аполлинарий пытался умом постичь природу Сына Божия, но не сумел этого сделать. Позднее Аполлинарий стал основателем ереси аполлинаризма, в какой утверждалось, что во Христе Бог Слово заменил душу человека Иисуса. Это умоляло реальность человечества во Христе и вело к ереси монофизитства. Против аполлинаризма тотчас выступили Святитель Афанасий Великий и каппадокийцы; Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Вскоре ересь осуждена была в 362-м и в 381 гг., однако ученики Аполлинария продолжали распространять его труды под именами учителей Церкви. На борьбу с ними выступили антиохийцы; глава школы Великий Вселенский учитель Иоанн Златоуст и Диодор Тарсийский (ум. в 392), Феодор Мопсуэстийский (ум. в 428), Ива Эдесский (ум. в 457) и “учитель и толкователь толкователей” Феодорит Кирский (ум. ок. 458).

 

С тяжелым чувством пишет Епископ Григорий о своих впечатлениях и пребывании в Палестине, о царящем здесь духе искушения. В будущем в своих трудах Святитель не одобрял паломничества в Палестину особенно женщин: «Ведь Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим как добраго дела… Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить …»

 

Признание Собором и Императором.

 

В 381 году Святитель Григорий Нисский присутствовал на II Вселенском соборе. Догматические труды Епископа Григория определили и его влияние на Вселенское богословие.

В императорском эдикте 30 июля (12 августа) 381 года Святитель включен был в число тех Епископов, общение с которыми, по мнению императора, обязательно для признания Православным!

В то время для каждого округа империи были названы свои имена Святителей и для Понта ими стали Григорий Нисский, Элладий Каппадокийский и Отрий Мелитийский. К несчастью, именно от Элладия позднее Святитель имел много огорчений.

 

Борьба с арианами.

 

В 382 и 383 годы Святитель Григорий снова пребывал в Константинополе на Поместных Соборах, где с особым усердием и возвышенностью боролся с арианами.

Здесь духовно сблизился он со знаменитой девственницей Олимпиадою, близкой к Святителю Иоанну Златоустому.

В 394 году Епископ Григорий снова присутствует на Соборе по делам Аравийский церквей. То было последнее известие о его земной жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...