Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последний год жизни.




 

Возможно, что после этого события Святитель и скончался. А потому год 394-й можно считать последним в жизни Святителя Григория Нисского.

О последнем году жизни Святителя сохранилось мало сведений, в основном отрывочных.

Известно, что он занимался в это время общецерковными делами, ибо современники видели в нем великого защитника Православия против ариан и аполлинаристов. Пройдут столетия, но слава Святителя Григория и труды его обретут такой авторитет и значение, что станут основным правилом в понимании Святой Троицы и несокрушимым мечом веры в борьбе в плодящимися от века к веку ересями.

Святителя Григория Нисского на VII Вселенском Соборе называли «столпом православия», «отцом отцов». Когда же возник спор о Святителях и их значении для Вселенского Православия, Григория Нисского не включили в число трех Вселенских Святителей.

Начиная с V века подымался вопрос о богословских мнениях Святителя Григория и его учителях, в частности речь шла об Оригене. Однако за впадшего в ересь мыслителя Святителя не осудили, ибо столь велики пред Православием были заслуги того, кто был братом и другом Вселенских учителей.

 

Труды Святителя.

 

Святитель Григорий Нисский оставил большое число творений.

Трактаты «Об устроении человека», о «Шестодневе, слово защитительное брату Петру», «О жизни Моисея-Законодателя», «Точное истолкование Экклезиатса Соломонова», «О чревовещательнице».

Среди полемических произведений отметим:

книги «Против Евномия» числом 12, объяснительное послание «К Авлавию о том, что не три Бога», «Против Аполлинария» и «Слово о Духе Святом, против Македонян Духоборов».

Однако самым значительным произведение Святителя Григория надо признать по праву «Большой Катехизис».

Темам нравственным и аскетическим посвящен его трактат «О девстве или о совершенстве», написанный в ранние годы, и ряд небольших рассуждений: «К Гармонию о том, что значит имя и название христианина», «О совершенстве и о том каким должно быть монаху», «К Олимпию монаху», «О цели жизни по Богу»…

Особенно ярко аскетический идеал выражен Святителем Григорием в его письме «О житии Макрины», написанный вскоре после ее кончины в 380 году.

Так же есть несколько проповедей и письма числом 26. Большинство из них имеет личный и биографический характер.

Особенно необходимо отметить письмо II-е – «О путешествующих в Иерусалим», кстати, очень актуальное и давно не переиздаваемое в наши дни.

Невозможно так же не упомянуть о каноническом послании к Литоию Епископу Мелитийскому, содержащем 8 правил и включенному в Кормчую и в Книгу Правил.

Святитель Григорий Нисский по праву считается автором одного из самых высших и самых глубоких индивидуальных осмыслений Христианства, величайшим метафизиком, заложившим основы христианской екзегетики.

Христианская Церковь чтит память Святителя раз в году – 10 (23) января.

Приведу здесь несколько основополагающих мыслей Святителя.

 

О Боговедении.

 

После созерцания Бога в Его творениях дальнейшее изучение Святой Троицы, по мнению богословов, в числе которых яркой и неповторимой личностью был и Святитель Григорий Нисский, невозможно в силу непостижимости ее «неизъяснимой природы».

Во-первых, потому, что бытие Высшего Существа – несомненная истина, даже не истина, а непосредственно переживаемый факт.

Во-вторых, для Боговедения необходима чистота сердца, а растление души, отказ от деятельности ума или безумие ведут к сомнениям и даже к отрицанию самоочевидного Бога.

Мы знаем, что Он есть, но не знаем, что Он такое, и это связано с ограниченностью человеческого знания.

Мы изучаем низшую природу и применительно к ней используем слова и понятия, но даже в этом, предаемся самообольщению, ибо низшая природа во многом превышает меру человеческого ведения.

В-третьих, в восприятии нечувственного, духовного, идеального многие понятия и слова обнаруживают свою непригодность т. к. их можно использовать условно и ограничительно, ибо духовное неуловимо для наших понятий, постоянно от нас ускользает и предстает пытливому уму лишь обрывочно.

Поэтому, по словам Святителя Григория Нисского, утверждавшего лучшие традиции аскетической, подвижнической мысли, Божия Природа превышает всякое постигающее разумение, а человеческий ум, ограниченный словом и мыслью, не может измерить Безмерного, Неизрекаемого и Невозгласимого. И продолжает – Бог создал себе причастника по образу и подобию Своему в лице человека: «В тебе как в создании Своем отобразил Бог подобия благ Своей собственной Природы, словно отпечатлев на воске резное свое изображение». Потому чистый от греха «внутренний человек» может в себе, как в зеркале, созерцать «боговидную лепоту» самого Бога.

Высшее же Богоподобие человека – в Его непостижимости.

Сущность Бога и внутренняя сторона Его природы, человеку недоступны.

Источником этого учения является утверждение о том, что сущность вообще какого-либо объекта человеку недоступна.

Святитель Григорий Нисский учит, что “непознаваема не только Божественная сущность, но и сущность души и природа тела”. Человеку едва ли возможно точное познание даже твари, но в сравнении с тварями, гораздо невместимее и непостижимее та Природа, которая господствует над ними (человеком и природой), и от Которой они произошли.

Непостижимым является не сам факт существования Бога, но то, что Он такое. Нет ни одного творения, которое бы имело силу воспринимать природу Создателя. Бога не может видеть никакая сотворенная природа, не исключая Серафимов, т. е. даже первый из 9 чинов Ангельских не может узреть Бога.

По разъяснению Святителя Григория Нисского, в словах Апостола Иоанна Богослова “Бога не видел никто никогда” (Ин. 1, 18), решительно утверждается, что не только людям, но и всякой разумной природе недоступно ведение (гносис) Божией сущности: “Природа Божия, сама в себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления”.

Так, человек знает Бога не по существу Его, но по величию творений Его.

В них, как в зеркале, видит человек безпредельную Его благость, премудрость и силу.

Созерцание природы доставляет человеку познание о Боге, но и такое познание не может быть вполне совершенным, ибо является лишь отражением. Однако восприимчивый, чистый ум и чуткое сердце человека усматривают в мире Божественные мысли, намерения и действия.

Как писал Святитель Григорий Нисский, эту величественную и красноречивую книгу надо уметь правильно прочитать и правильно истолковать, чтобы получить чистое или хотя бы приблизительно-отдаленное представление о Боге.

В благоприятном случае предметы и явления видимого мира – ступени духовной лестницы, по которой ум человека, под влиянием внушений, идущих от сердца, постепенно восходит к созерцанию небесной красоты Божества.

Созерцание Бога в природе многоразлично, ибо Его величие Его творений познается из ежедневного промышления и правосудия. В этом созерцании человек не останавливаясь на видимом, должен восходить умом к Божеству.

Ум, освободившийся от страстей, вращается в тонких помышлениях, в созерцании тварей и в вечном свете. Поэтому даже аскеты-мистики не только не отрицали необходимости, высокой значимости и громадной важности созерцания Бога в природе, но наоборот, настаивали на этом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...