О Святом Духе и Его действии.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Святитель Григорий Нисский называл Дух Святой «Царством». Дух – Царственное Величие Отца, всегда присущее Ему и венчающее, «помазующее» рождаемого Отцом Сына: «Вечно славен Отец, сущий прежде веков; слава же Отца – предвечный Сын; равно и слава Сына – Дух Христов». «Сын прославляем Духом, Сыном прославляем Отец; наоборот – Сын получает славу от Отца, и Единородный делается славою Духа; ибо в чем прославляется Сын, как не в величии Духа!» Именно Дух Святой привлекает нас ко Христу, помогает усвоить нам все полезное для нашего же спасения, уготованное нам нашим Искупителем. Христос приходит к нам и обитает в нас только чрез Духа Святого, и вместе с Ним свершает наше спасение. По учению Святителя Григория Нисского, Духу Святому принадлежит “особая и преимущественная сила и энергия очищать от греха”. Святитель формулирует эту мысль в следующем выражении: “правда дел и благодать Духа достигши соединения, взаимно наполняют блаженною жизнью душу, в которой они соединились”. Святитель называет Дух Святой “помощником и сожителем, поскольку Он создает все доброе” для содействия душе в делах веры. Это теснейшее взаимодействие благодати и человеческих сил происходит, когда СвятойДухдействует не только на человека, но именно в человеке, в самых сокровенных глубинах его духа, именно в сердце – центре и главном органе его высшей, религиозно-нравственной деятельности. Действие Духа Святого, как благодати в человеке, по словам Святителя, отличается строгой постепенностью.
Об Ангелах. Святитель Григорий Нисский утверждая о непрерывном совершенствовании природы Ангелов допускает, что созданные Творцом Ангелы размножились и что Ангельская природа лишь постепенно раскрыла себя в определенном числе Ангелов, из чего и произошла стройная иерархия Ангелов и образовалось умное Царство.
Оно полно возрастающим движением: «Природа Ангела некоторым образом непрерывно созидается, изменяясь вследствие приращения благ в большее, так что не видать никакого предела и возрастанию в лучшее границ не положено; истинное благо, хотя бы и казалось оно величайшим и совершенным, всегда и непрестанно служит началом для высшего и большего». Ангельское видение, не вводимое в ошибки чувственностью, неизмеримо превышает наше; но по сравнению с Божиим «недалеко от нашего ничтожества». «Соединятся вместе Ангельская и наша природы» и образуют единое «Божественное воинство». И раздается «единогласное благодарение Богу от всей твари, от всех претерпевших муки при очищении, и от не нуждавшихся в нем с самого начала».
О страшном Суде. По мнению Святителя, конечный итог борьбы со злом заключен в событии Страшного Суда: «Воссияет снова краса Боговидная, по образу коей созданы мы в начале. А эта краса есть свет, чистота, нетление, жизнь, истина... Во всех явиться одна и та же благодать, так что каждый будет разделять с ближним одну и ту же радость. А потому всякий сам будет радоваться и, видя красу другого, будет сообщать ему свою радость, ибо уже никакое зло не преобразует вида в безобразность».
О человеке и творении мира. О Боге и сотворении Им мира и человека Святитель писал так: ”Из ничего сотворил Бог мир, но сотворил его Словом Своим, ипостасной Мудростью, вечною Божиею Силою, творящею существа, изобретающею дотоле неосуществленное, содержащею приведенное в бытие, предусматривающею будущее», ибо не в “безсловии и неискусстве» начало мира. Это творческий и единый акт Божий, сразу содержащий в себе все созданное, есть проявление “преизбыточествующей любви или благости”, однако не в смысле внутренней необходимости, но в виде свободного и целесообразного произволения.
Этот акт – явление миру света, славы и благости Божиих, Богоявление (теофания) в мире, а значит в Божием замысле и осуществлении было и существо причастное Божественному совершенству – иначе не было бы Богоявления. Бог сотворил «небо и землю – положил основание и поводам и причинам всех существ» и «в одно мгновение и вдруг». Все сотворенное Богом различается на духовное, или умное, и чувственное, или телесное; причем духовному принадлежит первенство и по достоинству и по порядку осуществления. Духовная природа – образ Первообраза; но созданный образ и отображение, а потому «по свойству своей природы нечто иное, чем Он». «Ничто из приходящего в бытие чрез творение не может быть иначе, как в месте и во времени», тогда как Бог выше того и другого. Акт сотворения Богом мира – начало его временного раскрытия во времени. В первое мгновение бытия мира, по учению Святителя, все было только возможностью или потенцией: «в действительности ни одной отдельной вещи еще не было» и бытие мира началось с бытия «стихий» или элементов. Эти стихии – нематериальные, но слагают материальный мир (воздух и землю): как мир большой и малый, или человека «содержащего в себе те же стихии, которыми наполнена и вселенная». Таким образом, мировой процесс заключается в непрерывном движении стихий, которые, сходясь, образуют единичные тела, расходясь – их разлагают. Но и в каждом единичном теле, и в человеческом все время происходит тоже самое движение. По составу своему тело человека непрерывно меняется. Оно подобно пламени, которое, сохраняя свою форму, в каждое мгновение является уже новым: «То, что в нашем естестве всегда притекает и утекает, проходя и всегда движась движением изменчивым, останавливается лишь тогда, когда прекращается жизнь. Пока тело живо, нет в нем остановки». Через человека весь мир становится причастным Богу: Свет становится зримым, слава – засвидетельствованной, все прочее Божественное не остается праздным. Человек – венец и Царь творения, обитающий в мире, как в своем дворце, облеченный порфирой добродетели и одаренный скипетром нетления и венцом славы.
Он отображает Бога в своем уме и слове, в способности любить, в своей непостижимости. Так будет когда с Богом соединится бытие материальное и сроднится низшее с высшим.
О единении Бога и человека. Православное мировоззрение не только не допускает уничтожение личной индивидуальности человека ради полного слияния с Богом, но категорически и решительно утверждает, что такого слияния не может быть. Для этого требовалось бы изменение или Божеской Сущности в человеческую или человеческой в Божескую. Но ни того, ни другого быть не может, а потому не может быть полного слияния, единения человека с Богом. Эта мысль вполне определенно выражена у Святителя Григория Нисского: “Бог по Своей сущности не может перейти в другую субстанцию, - будучи неделим, прост, Он не смешивается с теми, которые входят с Ним в общение”. О Христианстве. «Христианство, - по словам Святителя, - есть подражание Божией Природе... если мы хотим быть образом Бога невидимого, мы должны сообразовать вид нашей жизни с предлежащим нам образом жизни... истинное совершенство состоит в том, чтобы никогда не останавливаться в приращении к лучшему и не ограничивать совершенства каким-либо пределом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|