Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О Святом Духе и Его действии.




Святитель Григорий Нисский называл Дух Святой «Царством».

Дух – Царственное Величие Отца, всегда присущее Ему и венчающее, «помазующее» рождаемого Отцом Сына: «Вечно славен Отец, сущий прежде веков; слава же Отца – предвечный Сын; равно и слава Сына – Дух Христов».

«Сын прославляем Духом, Сыном прославляем Отец; наоборот – Сын получает славу от Отца, и Единородный делается славою Духа; ибо в чем прославляется Сын, как не в величии Духа!»

Именно Дух Святой привлекает нас ко Христу, помогает усвоить нам все полезное для нашего же спасения, уготованное нам нашим Искупителем. Христос приходит к нам и обитает в нас только чрез Духа Святого, и вместе с Ним свершает наше спасение.

По учению Святителя Григория Нисского, Духу Святому принадлежит “особая и преимущественная сила и энергия очищать от греха”.

Святитель формулирует эту мысль в следующем выражении: “правда дел и благодать Духа достигши соединения, взаимно наполняют блаженною жизнью душу, в которой они соединились”.

Святитель называет Дух Святой “помощником и сожителем, поскольку Он создает все доброе” для содействия душе в делах веры.

Это теснейшее взаимодействие благодати и человеческих сил происходит, когда СвятойДухдействует не только на человека, но именно в человеке, в самых сокровенных глубинах его духа, именно в сердце – центре и главном органе его высшей, религиозно-нравственной деятельности.

Действие Духа Святого, как благодати в человеке, по словам Святителя, отличается строгой постепенностью.

 

Об Ангелах.

Святитель Григорий Нисский утверждая о непрерывном совершенствовании природы Ангелов допускает, что созданные Творцом Ангелы размножились и что Ангельская природа лишь постепенно раскрыла себя в определенном числе Ангелов, из чего и произошла стройная иерархия Ангелов и образовалось умное Царство.

Оно полно возрастающим движением: «Природа Ангела некоторым образом непрерывно созидается, изменяясь вследствие приращения благ в большее, так что не видать никакого предела и возрастанию в лучшее границ не положено; истинное благо, хотя бы и казалось оно величайшим и совершенным, всегда и непрестанно служит началом для высшего и большего».

Ангельское видение, не вводимое в ошибки чувственностью, неизмеримо превышает наше; но по сравнению с Божиим «недалеко от нашего ничтожества».

«Соединятся вместе Ангельская и наша природы» и образуют единое «Божественное воинство». И раздается «единогласное благодарение Богу от всей твари, от всех претерпевших муки при очищении, и от не нуждавшихся в нем с самого начала».

 

О страшном Суде.

По мнению Святителя, конечный итог борьбы со злом заключен в событии Страшного Суда: «Воссияет снова краса Боговидная, по образу коей созданы мы в начале. А эта краса есть свет, чистота, нетление, жизнь, истина... Во всех явиться одна и та же благодать, так что каждый будет разделять с ближним одну и ту же радость. А потому всякий сам будет радоваться и, видя красу другого, будет сообщать ему свою радость, ибо уже никакое зло не преобразует вида в безобразность».

 

О человеке и творении мира.

О Боге и сотворении Им мира и человека Святитель писал так: ”Из ничего сотворил Бог мир, но сотворил его Словом Своим, ипостасной Мудростью, вечною Божиею Силою, творящею существа, изобретающею дотоле неосуществленное, содержащею приведенное в бытие, предусматривающею будущее», ибо не в “безсловии и неискусстве» начало мира.

Это творческий и единый акт Божий, сразу содержащий в себе все созданное, есть проявление “преизбыточествующей любви или благости”, однако не в смысле внутренней необходимости, но в виде свободного и целесообразного произволения.

Этот акт – явление миру света, славы и благости Божиих, Богоявление (теофания) в мире, а значит в Божием замысле и осуществлении было и существо причастное Божественному совершенству – иначе не было бы Богоявления.

Бог сотворил «небо и землю – положил основание и поводам и причинам всех существ» и «в одно мгновение и вдруг».

Все сотворенное Богом различается на духовное, или умное, и чувственное, или телесное; причем духовному принадлежит первенство и по достоинству и по порядку осуществления.

Духовная природа – образ Первообраза; но созданный образ и отображение, а потому «по свойству своей природы нечто иное, чем Он».

«Ничто из приходящего в бытие чрез творение не может быть иначе, как в месте и во времени», тогда как Бог выше того и другого.

Акт сотворения Богом мира – начало его временного раскрытия во времени.

В первое мгновение бытия мира, по учению Святителя, все было только возможностью или потенцией: «в действительности ни одной отдельной вещи еще не было» и бытие мира началось с бытия «стихий» или элементов.

Эти стихии – нематериальные, но слагают материальный мир (воздух и землю): как мир большой и малый, или человека «содержащего в себе те же стихии, которыми наполнена и вселенная». Таким образом, мировой процесс заключается в непрерывном движении стихий, которые, сходясь, образуют единичные тела, расходясь – их разлагают. Но и в каждом единичном теле, и в человеческом все время происходит тоже самое движение.

По составу своему тело человека непрерывно меняется. Оно подобно пламени, которое, сохраняя свою форму, в каждое мгновение является уже новым: «То, что в нашем естестве всегда притекает и утекает, проходя и всегда движась движением изменчивым, останавливается лишь тогда, когда прекращается жизнь. Пока тело живо, нет в нем остановки».

Через человека весь мир становится причастным Богу: Свет становится зримым, слава – засвидетельствованной, все прочее Божественное не остается праздным.

Человек – венец и Царь творения, обитающий в мире, как в своем дворце, облеченный порфирой добродетели и одаренный скипетром нетления и венцом славы.

Он отображает Бога в своем уме и слове, в способности любить, в своей непостижимости. Так будет когда с Богом соединится бытие материальное и сроднится низшее с высшим.

 

О единении Бога и человека.

Православное мировоззрение не только не допускает уничтожение личной индивидуальности человека ради полного слияния с Богом, но категорически и решительно утверждает, что такого слияния не может быть.

Для этого требовалось бы изменение или Божеской Сущности в человеческую или человеческой в Божескую. Но ни того, ни другого быть не может, а потому не может быть полного слияния, единения человека с Богом.

Эта мысль вполне определенно выражена у Святителя Григория Нисского: “Бог по Своей сущности не может перейти в другую субстанцию, - будучи неделим, прост, Он не смешивается с теми, которые входят с Ним в общение”.

О Христианстве.

«Христианство, - по словам Святителя, - есть подражание Божией Природе... если мы хотим быть образом Бога невидимого, мы должны сообразовать вид нашей жизни с предлежащим нам образом жизни... истинное совершенство состоит в том, чтобы никогда не останавливаться в приращении к лучшему и не ограничивать совершенства каким-либо пределом».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...