Судостроительной продукции и судостроительного производства
Судостроение, является специализированной отраслью (агенством) машиностроительной промышленности и имеет целый ряд особенностей, относящихся как к самой продукции, так и к характеру судостроительного и судоремонтного производства. Продукция судостроения имеет следующие особенности. Корабль – очень сложное инженерное сооружение. Количество деталей, из которых состоит судно, исчисляется сотнями тысяч. Этим объясняется большая трудоемкость и сложность проектирования. Непрерывное усложнение конструкций современных судов является причиной большой длительности проектирования. Количество рабочих чертежей на постройку судна составляет несколько тысяч. Постройка судов отличается большой трудоемкостью и длительным циклом. Трудоемкость постройки судна составляет несколько млн. норма-часов. В постройке судна принимают участие все цеха основного производства и тысячи производственных рабочих. Цикл постройки современных судов характеризуется большой длительностью – от нескольких месяцев до трех лет. На продолжительность производственного цикла постройки судов влияет не только большая трудоемкость, но и климатические условия. В связи с невозможностью проведения достройки на плаву и ходовых испытаний в зимний период, сроки сдачи отдельных судов увеличивается на несколько месяцев. Судостроительная продукция отличается большой материалоемкостью. На постройку судна используется продукция многих отраслей промышленности отечественных и зарубежных фирм. На постройку транспортного судна потребляется 5,0-8,0 тыс. наименований материалов и несколько тысяч наименований судового оборудования. Большой удельный вес в затратах на постройку судов, в связи с этим имеет привнесенная стоимость (стоимость материалов, судовых механизмов, приборов изготовленных в других отраслях и другими предприятиями судостроения) в общей стоимости самоходных судов стоимость поставок составляет в среднем 30-40%, в некоторых случаях доходит до 70%.
Затраты в постройке судна нарастают неравномерно. В начальный период постройки затраты обычно относительно не велики. Резкое возрастание затрат происходит после окончания корпусных работ, в период погрузки на судно судового оборудования и начала монтажных работ. Трудоемкость постройки судна характеризуется неравномерностью на протяжении цикла постройки судна. В первые месяцы постройки при обработке корпусной стали, предварительной сборки и сварки секций, трудоемкость невелика и нарастает равномерно. В период стапельной сборки судна, погрузки и монтажа судового оборудования трудоемкость работ на судне резко возрастает, а затем, в период выполнения достроечных работ на плаву и проведения испытаний, техническая готовность судна растет, а трудоемкость работ резко снижается. Наряду с технико-экономическими особенностями судостроительной продукции имеет место и ряд технико-экономических особенностей судостроительного производства, в том числе: -мелкосерийный и индивидуальный характер производства; -неоднородность и неустойчивость производственной программы; -сложные связи судостроительных предприятий по межотраслевой и внутриотраслевой (межзаводской) кооперации и др. Все эти особенности сказываются на системе планирования и управления, а также оказывают влияние на финансовое обеспечение судостроительным предприятием. На методы планирования в судостроении оказывают влияние также и другие особенности судостроительной продукции и судостроительного производства, такие, например, как неравномерный характер нарастания затрат и трудоемкости на разных стадиях постройки судов, неравномерное изменение показателей прибыли и рентабельности внутри года, по годам и др.
Большой удельный вес привнесенной стоимости в затратах на постройку судов, неоднородность структуры и неустойчивость программы затрудняют измерение в судостроении показателей объема производства и его динамики. Творческий характер планирования проявляется в понимании общих принципов планирования и учета специфики судостроения при нахождении рациональных путей повышения эффективности работы предприятия.
Контрольные вопросы 1. Какие базовые политические направления определяют особенности функционирования экономики? 2. В чем недостатки централизованно и децентрализовано управляемой экономики? 3. Что собой представляет предпринимательская деятельность? Виды предпринимательской деятельности. 4. Дайте определение понятия «предприятия» в соответствии с ГК РФ. 5. По каким признакам классифицируются предприятия 6. Какие юридические лица входят в понятие «некоммерческие организации»? 7. На какие три группы делятся «коммерческие организации»? 8. В чем принципиальное отличие хозяйственных товариществ и обществ? 9. В чем отличие между полными и коммандитными товариществами? 10. Какие виды хозяйственных обществ вы знаете? 11. Чем отличаются хозяйственные общества с ограниченной и дополнительной ответственностью? 12. Что представляет собой акционерное общество? Чем отличаются закрытые и открытые акционерные общества? 13. Назовите особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Чем от них отличаются кооперативы и хозяйственные предприятия и общества. 14. Какую социально-экономическую миссию выполняет предприятие? 15. Что является внешней средой предприятия? 16. Что представляет собой внутренняя среда предприятия? Какие факторы на нее влияют? 17. Назовите основные технико-экономические особенности предприятий занятых судостроительными и судоремонтными работами. 18. В чем отличие между товарной, реализованной и валовой продукцией? 19. Что собой представляет незавершенное производство? 20. Что такое производственная программа предприятия? 21. Что собой представляет производственная мощность предприятия, и каков порядок ее расчета? 22.Что показывает коэффициент использования по мощности?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|