Формирование цен на продукцию
В условиях рыночной экономики значение цен особенно велико, они определяют объем и структуру производства, движение материальных потоков, оказывают влияние на массу прибыли предприятия, рентабельность продукции и вложенного капитала, экономическое и социальное благополучие предприятия. Цена – это денежное выражение стоимости продукции. При установлении цен необходимо учитывать, что слишком низкая цена не позволит получить прибыль, а слишком высокая не позволит сформировать достаточный объем спроса на продукцию. Более точное определение цен осуществляется предприятием с помощью набора ценовых стратегий. Ценовая стратегия – это обоснованный выбор цены из набора возможных ее вариантов, направленный на максимизацию прибыли предприятия в заданном временном интервале. Ценовые стратегии делятся на три большие группы, каждая из которых делится на подгруппы. Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам: стратегии периодических, случайных скидок, скидок на вторичном рынке и т.д. Стратегии конкурентного ценообразования опираются на конкурентоспособность предприятия в зависимости от цены: стратегия проникновения на рынок, ценообразование по «кривой освоения продукции», географическая стратегия и др. Стратегии ассортиментного ценообразования используются, когда предприятие выпускает аналогичные, сопряженные или взаимозаменяемые товары: стратегия «комплект», «набор», «имидж» и т. д. Установление цен опирается на различные методы ценообразования. Их группируют в два класса: затратные, использующие полные издержки, прямые издержки, стандартные издержки;
параметрические(методы удельной цены, баллов, регрессии). Но предприятие не ограничивается подобными расчетами цен, они носят лишь ориентировочный характер. Окончательная цена формируется на основе выбранной стратегии и учитывает также психологическое восприятие покупателем цены товара. Практика показывает, что для многих потребителей цена выступает единственным показателем качества продукции. В результате нередко с ростом цены увеличивается объем сбыта, а следовательно и производства.
3.4. Методологические основы анализа себестоимости продукции в рыночных условиях Для успешной предпринимательской деятельности предприятий в рыночных условиях необходимо установить закономерности спроса и предложения, а также определить целевую установку: что производить, в каком количестве, с какими затратами и по каким ценам. Изменение экономических отношений в производстве, принятие нового законодательства по налогообложению заставляют предприятия по-новому оценивать такие экономические категории, как себестоимость продукции и прибыль. В современных условиях целью производства и главным источником образования средств предприятий является прибыль, которая определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Себестоимость - это форма возмещения затрат из выручки от реализации продукции. При рыночной экономике прибыль в большей степени образуется по формуле: нормативная себестоимость минус фактическая, чем по формуле: цена продукции минус себестоимость. В рыночных условиях необходимо вести активный поиск путей снижения себестоимости, что позволит снижать уровень цен, повышать конкурентоспособность продукции и доходность предприятий. Многие предприятия пытаются решать эту проблему путем необоснованного завышения цен.
Затраты на 1 руб. товарной продукции не в полной мере отражают динамику себестоимости. Стоимость товарной продукции существенно зависит от роста цен. При повышении цен увеличивается объем товарной продукции, а в этих условиях создается иллюзия снижения себестоимости. Расцвет экономики в Японии в послевоенные годы во многом был обусловлен внедрением «регрессивных издержек». Эта концепция предполагает научное изучение процесса производства продукции и снижение издержек в результате более рационального планирования рабочих мест и распределения рабочего времени, усиленного контроля за производством, упрощения конструкций изделий, усовершенствования процесса закупок и управления запасами. В условиях рыночной экономики себестоимость в большей степени выполняет свои функции как элемента цены и инструмента управления хозрасчетными предприятиями: Когда трудовой коллектив начинает работать на рынок, а не на склад, как это имело место при административной системе управления, уровень себестоимости продукции характеризует экономическое положение предприятия, его конкурентоспособность. В ценообразовании себестоимость становится нижним пределом цены, что призвано стимулировать поиск резервов производства. Только при экономической самостоятельности, острой конкуренции возникает реальный интерес трудовых коллективов к поиску резервов снижения затрат. Суммарные издержки на производство и реализацию продукции представляют собой наименьшие общие денежные затраты, необходимые для производства определенного количества продукции. Суммарные издержки увеличиваются по мере роста количества производимой продукции. Условно-постоянные издержки составляют суммарные денежные затраты, имеющие место даже тогда, когда производство не осуществляется: невозвратные издержки, существующие независимо от любого изменения объема производства. К постоянным издержкам относятся: контрактная арендная плата, оплата охраны, стоимость содержания предприятия, оклады управляющих и т.п. Переменные издержки - это все издержки, кроме постоянных: затраты на материалы, заработную плату, топливо и т.п.. Суммарные издержки равны сумме условно-постоянных и переменных издержек.
Доля условно-постоянных затрат быстро растет. Машины стали более производительными и дорогими, доля амортизационных отчислений в стоимости готовой продукции повышается. Производительность труда рабочих, занятых непосредственно на производстве выпускаемой продукции, повышается, т.е. меньшее число рабочих производит больше продукции. Но продукция становится сложнее, требуется больше затрат труда конструкторов, инструмента, приспособлений. Амортизационные отчисления, плата за фонды, заработная плата конструкторов и инструментальщиков все это условно-постоянные затраты. Для снижения себестоимости продукции и улучшения фондовой рентабельности необходима более полная загрузка производственной мощности предприятия. Условно-постоянная часть себестоимости при росте производства распределяется на большее количество продукции, поэтому на единицу продукции неизменных затрат остается меньше. Считается, что небольшая загрузка производства при рыночных ценах, являющихся довольно невысокими, свидетельствует о снижении его конкурентоспособности. Неконкурентоспособность отдельного производства может быть заранее запрограммирована, если его руководитель подвергает анализу создавшееся положение. Причинами данного явления могут быть слишком высокие затраты на производство, недостаточно эффективное управление либо низкая производительность труда. Лишь компетентный анализ всего процесса позволяет выявить эти причины и, как результат, улучшить положение. Необходимо постоянно создавать определенную мотивацию со стороны персонала, стремиться к достижению оптимизации производственного процесса в целом, а также обращаться к помощи экономиста-консультанта, который сможет решить проблемы всестороннего учета и анализа. В западной экономической литературе при анализе принята такая категория, как маржинальный доход, т.е. сумма постоянных расходов и балансовой прибыли или разность между выручкой от реализации и переменными затратами:
МД= Т- Ипер; МД = Ипост. + П, где Т - выручка от реализации продукции, руб.; Ипер - переменные расходы, руб.; Ипост - постоянные расходы, руб.; П - балансовая прибыль, руб. Математическая модель получения выручки имеет вид: Т = Ипер + И пост + П. Важным свойством маржинального дохода является его линейная связь с выручкой. Поскольку Ипер и Т связаны между собой линейной зависимостью, то и МД связан с Т линейной функцией. Отмеченная стабильность удельного веса маржинального дохода в выручке (при заданных ценах) имеет важное практическое значение. С понятием маржинального дохода связан расчет критической точки объема продаж (выручки), или так называемой точки самоокупаемости, т.е. объема реализации (в физическом выражении или в стоимости по данной цене). Зная точку самоокупаемости, можно определить так называемую маржу безопасности как разность абсолютную и в процентах между фактическим (расчетным) объемом и минимальным (критическим) объемом реализации предприятия в базисном году, необходимым для обеспечения безубыточной работы. Иначе говоря, маржу безопасности можно сравнить с высотой полета авиалайнера: чем она меньше, тем меньше времени у пилота для того, чтобы выправить опасную траекторию при необычных ситуациях. Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятий с низким уровнем условно-постоянных затрат в себестоимости продукции (низким уровнем маржинального дохода в выручке) в меньшей степени зависят от изменений в физических объемах производства; предприятия с высоким уровнем условно-постоянных затрат в себестоимости продукции, определяя тактику поведения на рынке, должны опасаться снижения объема производства, но при его увеличении они получат и больший выигрыш (доход). Западные фирмы всесторонне учитывают отмеченные выше закономерности (повышают долю затрат на машины и оборудование, сокращают складские запасы, снижают численность аппарата управления и т.д.). Снижению издержек производства препятствует монопольное положение многих предприятий. Выход из этой ситуации может быть найден путем развития контрактных отношений между потенциальными производителями и покупателями продукции. При контрактной системе радикально изменяется положение дел в системе рыночных отношений, налаживаются прямые связи между производителями и потребителями, практически исчезает риск произвести товар и не продать его, до минимума снижаются расхождения в спецификациях продукции, поступающей на рынок, и требованиях покупателей, предъявляемых к ней, поскольку предварительно оговариваются не только цены, но и вопросы качества, формы и срок поставок, платежей и т.д. На основе контрактов предприятия составляют первоначальные планы производства и обеспечения его сырьем, оборудованием, рабочей силой, финансовые планы, а в некоторых случаях и планы научно-технических исследований. В результате процесс производства практически полностью выводится за пределы сферы действия сил рыночной стихии и анархии. Опасность банкротства предприятий при такой системе значительно снижается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|