Критический разбор книги Прудона «общая идея революции» 177
При экономическом порядке «разум, сопутствуемый опытом, раскрывает человеку законы природы и общества, а затем говорит ему: эти законы суть требования самой необходимости; никто из людей их не создал, никто их тебе не навязывает... Обещаешь ли ты уважать честь, свободу и собственность твоих братьев? Обещаешь ли ты никогда не присваивать — ни силой, ни мошенничеством, ни лихоимством, ни биржевой игрой — продукты производства или имущество, принадлежащие другому? Обещаешь ли ты никогда не лгать и не обманывать — ни перед судом, ни в торговле, ни в одной из твоих сделок? Ты свободен как принять это, так и отвергнуть. В случае отказа ты становишься участником общества дикарей; покинув общность человеческого рода, ты окажешься под подозрением, ты будешь лишен всякой защиты. При малейшей обиде первый встречный может ударить тебя, подвергаясь обвинению разве только за ненужно жестокое обращение со скотиной. Если же ты, наоборот, присягнешь договору, то будешь принят в общество свободных людей. Вместе с тобой берут на себя обязательство все твои братья, обещая тебе верность, дружбу, помощь, услуги, взаимный обмен. В случае нарушения с твоей или с их стороны — по небрежности, под влиянием страсти или по злому умыслу — вы будете отвечать одни перед другими как за ущерб, так и за беспорядки и отсутствие безопасности, причиной которых явились вы сами, и эта ответственность может повлечь за собой кару вплоть до изгнания или предания смерти, в зависимости от тяжести клятвопреступления или от того, является ли это рецидивом» (стр. 342—343). Следует формула присяги нового союза — клянутся «своей совестью перед лицом своих братьев и всего Человечества».
В заключение рассуждения о современном положении дел. Крестьянин находится вне политики, рабочий также, но и тот и другой — революционны. Буржуа, как и они, преследует свои собственные интересы — и также мало заботится о форме правления. Сам он по наивности называет это «быть консерватором и отнюдь не сторонником революции». — «Торговец, фабрикант, мануфактурист, сельский хозяин-собственник... все эти люди жаждут жизни, и хорошей жизни; они революционны до глубины души, только в поисках революции идут под ложным флагом». Кроме того, они были напуганы тем, что революция в первый момент неизбежно должна была выразить «специально точку зрения пролетариата»; «теперь этот вопрос достаточно хорошо выяснен, чтобы подобный раскол (между буржуазией и пролетариатом) продолжался и впредь» (стр. 347). При кредите с нормой процента в '/4 и буржуазия сделается революционной, революция перестанет внушать ей страх. Заключительная декламация, обращенная к Кавеньяку и Ледрю-Роллену: если'они утверждают, что «республика выше всеобщего избирательного права», то это означает — «революция выше республики» Ю2. Написано Ф. Энгельсом Печатается по рукописи о августе и октябре 1SS1 е. _ _ . Перевод с немецкою и французского 'Впервые опубликовано на русском языке в «Архиве Маркса и Знг«лка», т, X, 194S 178 ] К. МАРКС ГЕНЕРАЛ КЛАПКА 22ï Приведенная ниже программа генерала Клапки, которую мы получили из надежного источника, предназначена для передачи Кошуту после его приезда в Лондон. Она свидетельствует о том, насколько сильно подорван авторитет Кошута среди его наиболее известных приверженцев. В ней говорится следующее: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА Поскольку на некоторое время, а возможно и надолго, Я ухожу с арены всякой политической деятельности, то, не желая ложного истолкования своих принципов и взглядов, заявляю здесь моим друзьям.
1) Никакой диктатуры ни на родине, ни за ее пределами, пока народ не выразит свою волю в этом вопросе. 2) Почитая мнение большинства соотечественников и в соответствии со своим собственным убеждением, я признаю главой объединения венгерских эмигрантов нашего уважаемого согражданина Людвига Кошута, но при этом заявляю, что считаю совершенно несовместимым с основным принципом нашей революционной деятельности и весьма вредным для нашего дела цепляние sa должность и титул правителя. 3) По поводу нашей деятельности за границей: а) для руководства делами несколько избранных всей эмигра б) при распределении денежных средств, полученных благодаря По поводу нашей деятельности внутри страны. Как только Венгрия будет в состоянии начать борьбу не на жи»нь, а ша смерть против своих тиранов, тот, кто будет тогда стоять во главе ГЕНЕРАЛ КЛАПКА всеобщего дела, обязан в наикратчайший срок созвать на основе всеобщего избирательного права учредительное национальное собрание в качестве единственной революционной власти, и правительство должно возникнуть только как результат деятельности этого собрания 4) Так как в нашу задачу не может входить вмешательство в деятель ность будущих представителей нации и разработка уже теперь конститу ции для нашего отечества, то мы в состоянии наметить только те прин ципы, от которых ждем в будущем расцвета, возрождения, мощи, благосостояния отечества и гарантии сплоченного и нерасторжимого союза всех национальностей; этими принципами являются — если мы, кроме того, хотим считаться с духом и прошлым нашего народа, — свобода, равенство и братство, в равной степени применимые как к индивидуумам, так и к национальностям.
Это мои личные принципы. Но так как Провидение, не считаясь с нашими мелкими соображениями, часто оказывает свое решающее влияние на судьбу наций именно там, где этого меньше всего можно ожидать, и так как, по моему мнению, в настоящее время вопросы будущей конституции Венгрии стоят на втором плане, зато главным вопросом, вопросом жизни, является низвержение австрийского ярма, грозящего полным уничтожением национального существования, я заявляю, что, как своим мечом, так и своим влиянием, буду служить любой иностранной державе, целью которой является свержение австрийской династии, с чем связано восстановление независимости и государственного существования Венгрии. , „_„ Георг Клапка, генерал Апрель 1852 г. Из приведенной выше программы можно составить весьма точное представление о характере Клапки. Он прочно сидит между двух стульев, ему очень хотелось бы казаться самостоятельным и энергичным, но для этого у него недостаточно сил. Природный инстинкт сильнее воли. Он хочет Кошута и одновременно не хочет его. Одной рукой он его ласкает, а другой бьет по щекам, но чтобы оплеухи были понежней, он надевает шелковые перчатки. Клапка забывает, что пощечина, данная в пер* чатке или без нее, остается пощечиной и что столь тщеславный, раздражительный и честолюбивый человек, как Кошут, не забывает мелкие оскорбления так же, как и крупные. Такие колеблющиеся, несамостоятельные люди, как Клапка, имеют несчастье всегда все делать только наполовину. Этой программой Клапка демонстрирует свою политическую инфантильность, а его заключительная фраза носит даже отпечаток неловкой опрометчивости. Клапка забывает, что часто несвоевременно сказанного слова бывает достаточно, чтобы предать огласке все планы. Желаем Клапке-генералу не оказаться в положении, когда он будет раскаиваться в неловкости Клапки-дипломата.
Написано И. Марксом Печатается по рукописной копии, в первой половине мая 1852 г, сделанной тенни Маркс Перевод в немецкого Публикуется впервые 180 ] К. M A P К С * ПО ПОВОДУ КЭРИ 221 В Америке, где сегодня общественные противоречия гораздо менее развиты, чем в Европе, устои которой основательно подточены, эта теория нашла своего представителя в лице экономиста Кэри225. В лице же профессора Уэйленда нашелся ей и консервативно-буржуазный (с точки зрения более новой английской школы) противник. К великому огорчению приверженцев Кэри, «Принципы политической экономии» Уэйленда22в были введены в качестве учебника в большинстве училищ Новой Англии227. Главная заслуга Кэри состоит в том, что он действительно вырабатывает своеобразный, вырастающий прямо на американской почве продукт без посторонних примесей. Его наука представляет собой не больше и не меньше как универсальную сущность, она является чистой наукой янки. Она пытается доказать, будто экономические условия буржуазного общества не являются условиями борьбы и антагонизма, а скорее условиями ассоциации и гармонии. (В теории очень красиво, практику же в этой области поставляют современные фабричные города! ) Эти экономические условия делятся на: 1) ренту, долю земельного собственника; 2) прибыль, долю капиталиста; 3) заработную плату, долю рабочего в стоимости готового продукта. Как мы видим, Кэри слишком сведущ, чтобы по примеру новоиспеченных римских юнцов из Филадельфии228 или их предшественника, s. v. * Гейнцена, связывать существование • — salva venia — о вашего позволения. Ред,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|