Написано И. Марксом в конце марта 1858 г.
Написано И. Марксом в конце марта 1858 г. Напечатано в «New American Cyclopaedia», v. IV, 1869 Печатается по тексту энциклопедии Перевод с английского На русском языке публикуется впервые [ 299 Ф. ЭНГЕЛЬС ПЕРЕВОЗКА ВОЙСК В ИНДИЮ 415 Лондон, 27 июля 1858 г. С началом англо-индийской войны возник спор вокруг двух интересных вопросов: один из них касался преимуществ, которыми обладают соответственно паровые или парусные суда, другой — использования сухопутного пути для переброски войск. Поскольку британское правительство высказалось в пользу парусных, а не паровых судов, а также за плавание вокруг мыса Доброй Надежды, а не за сухопутный путь, палата общин по предложению сэра де Лейси Эванса 4 февраля 1858 г. приняла решение о создании под председательством этого опытного генерала комиссии, вменив ей в обязанность провести расследование «относительно проведенных мероприятий». В связи со сменой кабинета, имевшей место за это время, состав комиссии был полностью изменен: лорд Стэнли и сэр Джон Пакингтон заменили трех сторонников Пальмерстона. Поскольку отчет комиссии оказался в целом благоприятным для прежнего правительства, генерал сэр де Лейси Эванс опубликовал и распространил протест. Он заявил в нем, что заключение комиссии находится в полном несоответствии с предпосылками, на основании которых, как утверждают, оно было сделано, и совершенно не отвечает фактам и данным, находившимся в ее распоряжении. Рассмотрение самих фактов должно заставить всех беспристрастных лиц полностью согласиться с этой точкой зрения. Нет никакой нужды доказывать решающее значение короткого пути сообщения между действующей армией и ее базой, с которой необходимо поддерживать связь. Во время американской войны за независимость главной трудностью, которую пришлось преодолевать Англии, оказался морской путь
11 И. ■ 8., Т. 44 Ф. ЭНГЕЛЬС протяженностью в 3 тысячи миль, этим путем она должна была перебрасывать свои войска, материальные средства и подкрепления. Расстояние от Великобритании до устьев Инда и Ганга, до Калькутты, Мадраса, Карачи и Бомбея, согласно последним данным, можно считать равным примерно 14 тысячам миль, но применение пара дает возможность значительно сократить его. До сих пор при всех обстоятельствах смена полков в Индии производилась этим дальним морским путем на парусных судах. Прежнее британское правительство сочло это достаточным основанием для заявления в момент, когда начались волнения в Индии, что при доставке войск предпочтение будет отдано не паровым, а парусным судам. Вплоть до 10 июля 1857 г. почти все из использовавшихся для этого 31 судна были парусниками. Тем временем под влиянием общественного мнения в Англии и неблагоприятных вестей из Индии в период с 10 июля до 1 декабря в число 59 судов, предназначенных для перевозки войск, было включено 29 винтовых паровых судов. Таким образом, стало возможным нечто вроде предварительного испытания сравнительных качеств паровых и парусных судов в перевозках. Согласно отчету морского ведомства Ост-Индской компании, в котором приводятся названия транспортных судов и продолжительность рейсов из Англии в четыре главных порта Индии, следующие показатели можно считать средними при сопоставлении скорости паровых и парусных судов: Из Англии в Калькутту Дни За время с 10 июня по 27 августа 1857 г. в сред
Разница в пользу паровых судов............. _. 34 В Мадрас В среднем для каждого из 2 паровых судов....... 90 В среднем для каждого из 2 парусных судов..... 131 Разница в пользу паровых судов............... 41 В Бомбей В среднем для каждого из 5 паровых судов...... _ 76 В среднем для каждого из 9 парусных судов.... 118 Разница и пользу паровых судов............ _ 42 ПЕРЕВОЗКА ВОЙСК В ИНДИЮ 301 В Карачи Разница в пользу паровых судов.............. 37 В среднем для всех 19 рейсов паровых судов в че Средняя продолжительность рейса для 43 парус Разница между средними показателями па Тот же самый официальный отчет на 27 февраля 1858 г. дает следующие сведения: Было перевезено Человек В Калькутту паровыми судами.......................... 6 798 ! » » парусными судами......................... 9 489 Всего перевезено в Калькутту.................... 16 287 В Мадрас паровыми судами................................. 2 089 » » парусными судами.................................... 985 Всего перевезено в Мадрас......................... 3 074 В Бомбей паровыми судами.................................... 3 906 » » парусными судами................................... 3 439 Всего перевезено в Бомбей........................... 7 345 В Карачи паровыми судами................................... 1 351 » » парусными судами................................. 2 321 Всего перевезено в Карачи.......................... 3 672 Таким обраэом, ив вышеприведенных цифр явствует, что 27 паровых судов перевезли к месту назначения, в четыре порта Индии, 14 444 человека — в среднем, следовательно, по 548 человек на каждом судне; на 55 парусных судах было переправлено 16 234 человека, в среднем по 289 человек на каждом. Далее, из тех же официальных средних данных явствует, что 14 444 человека, перевезенных на паровых судах, прибыли в соответствующие места назначения в среднем на 37 дней быстрее, чем 16 234 человека, следовавших на парусных судах. Со стороны британского адмиралтейства и других официальных ведомств не было приведено никаких иных аргументов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|