Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Написано И. Марксом в конце марта 1858 г.




Написано И. Марксом в конце марта 1858 г.

Напечатано в «New American Cyclopaedia», v. IV, 1869


Печатается по тексту энциклопедии

Перевод с английского На русском языке публикуется впервые


[ 299

Ф. ЭНГЕЛЬС

ПЕРЕВОЗКА ВОЙСК В ИНДИЮ 415

Лондон, 27 июля 1858 г.

С началом англо-индийской войны возник спор вокруг двух интересных вопросов: один из них касался преимуществ, кото­рыми обладают соответственно паровые или парусные суда, другой — использования сухопутного пути для переброски войск. Поскольку британское правительство высказалось в поль­зу парусных, а не паровых судов, а также за плавание вокруг мыса Доброй Надежды, а не за сухопутный путь, палата общин по предложению сэра де Лейси Эванса 4 февраля 1858 г. при­няла решение о создании под председательством этого опытного генерала комиссии, вменив ей в обязанность провести расследо­вание «относительно проведенных мероприятий». В связи со сменой кабинета, имевшей место за это время, состав комиссии был полностью изменен: лорд Стэнли и сэр Джон Пакингтон заменили трех сторонников Пальмерстона. Поскольку отчет комиссии оказался в целом благоприятным для прежнего пра­вительства, генерал сэр де Лейси Эванс опубликовал и распро­странил протест. Он заявил в нем, что заключение комиссии находится в полном несоответствии с предпосылками, на осно­вании которых, как утверждают, оно было сделано, и совер­шенно не отвечает фактам и данным, находившимся в ее распо­ряжении. Рассмотрение самих фактов должно заставить всех бес­пристрастных лиц полностью согласиться с этой точкой зрения.

Нет никакой нужды доказывать решающее значение корот­кого пути сообщения между действующей армией и ее базой, с которой необходимо поддерживать связь. Во время амери­канской войны за независимость главной трудностью, кото­рую пришлось преодолевать Англии, оказался морской путь

11 И. ■ 8., Т. 44



Ф. ЭНГЕЛЬС


протяженностью в 3 тысячи миль, этим путем она должна была перебрасывать свои войска, материальные средства и подкреп­ления. Расстояние от Великобритании до устьев Инда и Ганга, до Калькутты, Мадраса, Карачи и Бомбея, согласно последним данным, можно считать равным примерно 14 тысячам миль, но применение пара дает возможность значительно сократить его. До сих пор при всех обстоятельствах смена полков в Индии производилась этим дальним морским путем на парусных су­дах. Прежнее британское правительство сочло это достаточным основанием для заявления в момент, когда начались волнения в Индии, что при доставке войск предпочтение будет отдано не паровым, а парусным судам. Вплоть до 10 июля 1857 г. почти все из использовавшихся для этого 31 судна были парус­никами. Тем временем под влиянием общественного мнения в Англии и неблагоприятных вестей из Индии в период с 10 июля до 1 декабря в число 59 судов, предназначенных для перевозки войск, было включено 29 винтовых паровых судов. Таким об­разом, стало возможным нечто вроде предварительного испы­тания сравнительных качеств паровых и парусных судов в пере­возках. Согласно отчету морского ведомства Ост-Индской ком­пании, в котором приводятся названия транспортных судов и продолжительность рейсов из Англии в четыре главных порта Индии, следующие показатели можно считать средними при сопоставлении скорости паровых и парусных судов:

Из Англии в Калькутту

Дни
За время с 6 августа по 21 октября 1857 г. в сред­
нем для парового судна, исключая случаи по­
ломки...............................................................................   82

За время с 10 июня по 27 августа 1857 г. в сред­
нем для каждого из 22 парусных судов...........    116

Разница в пользу паровых судов............. _. 34

В Мадрас

В среднем для каждого из 2 паровых судов.......   90

В среднем для каждого из 2 парусных судов..... 131

Разница в пользу паровых судов............... 41

В Бомбей

В среднем для каждого из 5 паровых судов...... _ 76

В среднем для каждого из 9 парусных судов.... 118

Разница и пользу паровых судов............ _ 42


ПЕРЕВОЗКА ВОЙСК В ИНДИЮ                                301

В Карачи
В среднем для каждого из 3 паровых судов.... 91
В среднем для каждого из 10 парусных судов  128

Разница в пользу паровых судов..............       37

В среднем для всех 19 рейсов паровых судов в че­
тыре порта Индии                                      83

Средняя продолжительность рейса для 43 парус­
ных судов............................................................... 120

Разница между средними показателями па­
ровых и парусных судов ..............        37

Тот же самый официальный отчет на 27 февраля 1858 г. дает следующие сведения:

Было перевезено

Человек

В Калькутту паровыми судами..........................     6 798

! »    »    парусными судами.........................   9 489

Всего перевезено в Калькутту.................... 16 287

В Мадрас паровыми судами.................................  2 089

»  » парусными судами.................................... 985

Всего перевезено в Мадрас.........................   3 074

В Бомбей паровыми судами.................................... 3 906

»  » парусными судами................................... 3 439

Всего перевезено в Бомбей........................... 7 345

В Карачи паровыми судами................................... 1 351

»   »     парусными судами................................. 2 321

Всего перевезено в Карачи.......................... 3 672

Таким обраэом, ив вышеприведенных цифр явствует, что 27 паровых судов перевезли к месту назначения, в четыре порта Индии, 14 444 человека — в среднем, следовательно, по 548 человек на каждом судне; на 55 парусных судах было переправ­лено 16 234 человека, в среднем по 289 человек на каждом. Далее, из тех же официальных средних данных явствует, что 14 444 человека, перевезенных на паровых судах, прибыли в соответствующие места назначения в среднем на 37 дней быстрее, чем 16 234 человека, следовавших на парусных судах. Со стороны британского адмиралтейства и других официаль­ных ведомств не было приведено никаких иных аргументов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...