Государственный и общественный строй Рима в период республики.
Период Республики - 509 - 27 гг. до н.э. Главным содержанием политической истории эпохи республики стала борьба плебеев за уравнивание своих прав с патрициями Полную правоспособность в республиканском Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами: · свободы (все население делилось на свободных и рабов). Правовой статус рабов неоднократно изменялся. В республиканский период рабство превращается в основу античной экономики, поэтому правовое положение рабов ухудшается. Раб становится объектом права. Он окончательно утрачивает права на семью и имущество. · гражданства: (все население делилось на граждан Рима и иностранцев (перегринов). Гражданство приобреталось на основании рождения от состоявших в законном браке римских граждан по достижении 17-летнего возраста, когда юноша включался в цензовый список и записывался в трибу. Женщины полноправного гражданства не имели, т.к. всегда находились под властью мужчины, а потому были ограничены в правоспособности. Гражданство могло быть даровано иностранцу «за особые заслуги». Гражданами признавались также вольноотпущенники при условии, что они находились в собственности по квиритскому праву и получили свободу на законных основаниях. Наличие гражданства определяло объем политических и личных прав, а также правовые привилегии. К числу политических прав относились: право участвовать в народных собраниях, право занимать должности, служить в армии. Только граждане могли заключать полноценный в правовом и религиозном отношении римский брак, составлять завещания. Римские граждане пользовались особой судебной защитой. Статус гражданина давал права на заключение сделок, отчуждение и приобретение имущества. Участие в гражданском обороте регулировалось цивильным правом, действие которого не распространялось на перегринов. По мере расширения территории Римского государства выделилась категория латинских граждан - жителей Италии, не входивших в римскую общину, но в отличие от перегринов (чужестранцев) наиболее близкие к статусу римских граждан.
Латинские граждане обладали имущественными правами, правом выступать в суде и заключать брак с римскими гражданами, но латины не допускались к участию в народных собраниях и государственному управлению. В I в. до н.э. в результате союзнических войн жители Италии добились предоставления им прав римских граждан. Свободные жители римских провинций - - перегрины - - не имели прав римлян или латинов, но сохраняли собственное гражданство. Их отношения с римлянами регулировались на основе «права народов». За перегринами признавались имущественные права, они пользовались судебной защитой. Со временем перегрины получили возможность приобрести статус римского гражданина · семьи (пользовались только главы римских семей - домовладыки). В состав семьи входили родственники (жена, дети и их семьи), вольноотпущенники, клиенты, рабы. В древнейший период власть домовладыки по отношению к членам семьи была огромной и приравнивалась к власти над вещами. Он распоряжался семейным имуществом и личностью членов семьи (мог продать в кабалу, изгнать из дома). Домовладыка отвечал за правонарушения членов семьи перед общиной (либо выдавал виновного, либо возмещал ущерб). Глава семьи считался самовластным. По мере ослабления патриархальных устоев подвластные получили признание в частном праве, появилась возможность освободиться из-под власти домовладыки. Таким образом, полная правоспособность лица предполагала наличие всех этих статусов: свободы, римского гражданства, самостоятельного положения в семье. Утрата определенного статуса существенно изменяла правовое положение лица и могла привести к полной потере правоспособности.
Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний: · центуриатные; · трибутные; · куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, которые избирали высших чиновников — консулов, преторов, цензоров — осуществляли принятие законов. Каждая центурия имела один голос, но преобладание в законодательных решениях оставалось за центуриями первых двух классов. К середине III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение апелляций на приговоры о смертной казни. Самое важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, не зависимым от воли большинства свободных граждан. Хотя формально сенат был совещательным органом, в его полномочия входили функции: · законодательные - - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты; · финансовые - - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; · по общественной безопасности, благоустройству Рима и религиозному культу, · внешнеполитические - - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе Рима с другими державами утверждал сенат. Сенаторы разрешали начать набор в армию и распределяли легионы между командующими армиями.
Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности. Магистратуры делились на: · ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов, плебейские трибуны и др. · экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах: внезапная или затяжная война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Ординарные магистратуры замещались на основе таких принципов, как: · выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями; · срочность - один год (за исключением диктатора); · коллегиальность(за исключением диктатора); · безвозмездность; · ответственность. Такое устройство и распределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты нa протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов.
11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|