Общественные и государственный строй Римской империи.
Общественный строй Рима в период империи После победы внучатого племянника и преемника Юлия Цезаря — Октавиана над своими политическими противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями. Вместе с тем в Риме и провинциях установился государственный строй — принципат. Для Августа "принцепс" означал "первого гражданина Римского государства", а в соответствии с неписаной римской Конституцией — пост императора. Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях сделалось распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена и при его преемниках. Наконец, в 212 г. н. э. император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению империи. То был знаменательный шаг, имевший далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано. Тем более что уже к этому времени различия в положении свободных людей в Риме и империи значительно отличались от тех, что были при республике. Высшие слои рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым почетным считалось сословие нобилей. Оно еще в IV—III вв. до н. э. сформировалось из патрицианско-плебейской поместной знати. При империи нобили становятся господствующим сословием, доминирующим и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета сделался сенат. Высокопоставленными жрецами и высшими магистратами были представители нобилитета, и так продолжалось в течение веков. Консулат особенно был прерогативой нобилитета. Управители завоеванных территорий — проконсулы, пропреторы, легаты и пр.— принадлежали к нобилитету. Они и управляли провинциями вплоть до того, что навязывали им Конституции.
При императоре Августе нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополнявшееся из сановников, выдвинувшихся на государственной службе. Из сословия всадников, финансовой знати империи с цензом в 400 000 сестерций выходили ответственные чиновники и офицеры. Управление городами находилось в руках декурионов, состоявших большей частью из бывших магистратов. Это были, как правило, средние землевладельцы. На самой низшей точке социального положения находились по-прежнему рабы. При Августе интересы рабовладельцев были ограждены с помощью специальных мер, отличавшихся крайней жестокостью. Были резко сокращены возможности отпуска рабов на волю, восстановлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме в момент убийства их господина и не пришли ему на помощь. Между тем экономическое развитие все более указывало на неэффективность труда рабов. Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономического стимула. Раб делал то, что было безусловно необходимо, но не более того и так, чтобы не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды. Понимая все это, рабовладельцы-хозяева стали все более широко предоставлять рабам пекулии, т. е. земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенной заранее долей продукта. Все остальное оставалось работнику, поэтому он старался. Но для того чтобы пекулиатные отношения получили должный размах, во-первых, их следовало надежно оградить от злоупотреблений и, во-вторых, дать им более или менее широкую правовую защиту. Старое римское право запрещало рабу все виды торговых и займовых операций, если они производились от его имени (не хозяина) и для его же пользы. Старое право запрещало рабу "искать" и отвечать в суде. И так как все эти запреты были преградой на пути развития пекулия как специфической формы арендных отношений, их следовало отменять, смягчать, модифицировать. Так и делалось, хотя и с понятной постепенностью.
Одновременно с этим в пределах Римской империи совершается и другой немаловажный процесс: превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика, именуемого колоном. Развитие колоната было прямым результатом нескончаемого насильственного грабежа крестьянской земли, прямо связанного с ростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение
притока рабов из-за границы, что явилось, с одной стороны, прямым следствием уменьшения военной мощи империи, а с другой стороны, усилением оказываемого ей сопротивления. Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. Колонат начинался с краткосрочной аренды, но она была невыгодна арендодателю. Только длительная аренда могла обеспечить его рабочей силой и в то же время породить у колона стремление к улучшению земли, повышению ее урожайности и пр. Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время закон запрещал сгонять колонов при продаже земли. Точно так же запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей. Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным. Так в еще рабовладельческом Риме зарождаются феодальный порядок, феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, свободный крестьянин, напротив, опускается. К концу империи запрещаются самовольное убийство раба, разобщение его семьи, вводится облегченный порядок отпущения рабов на волю. Ремесленники, организованные в коллегии, т. е. сообщества, должны были "навсегда оставаться в своем состоянии", что значило для них не что иное, как насильственное потомственное прикрепление к своим профессиям. Государственный строй Рима в период империи То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима — устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Титул "император" долгое время оставался почетным военным титулом, и только со временем глава государства стал именоваться императором.
Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде. Период империи принято делить на два этапа: 1) принципат (I в. до н.э. — III в. н.э.), от "принцепс-сенатус" — первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего; 2) доминат (III—V вв.), от "доминус"— господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора. Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями. Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".
Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика — верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов. Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената. Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената — сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов — часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях. Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. Чиновничьи должности стали получать и вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.
Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые — назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении — сената и принцепса. Создаваемый чиновничий аппарат не представлял собой стройной системы и был, особенно в первые века империи, сравнительно малочисленным. Но по сравнению с республиканским он обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу складывающейся централизации и иерархии чиновничества. Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса — фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы. Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими. Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления. После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Ее когорты при Октавиане насчитывали 9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалованье в 3,5 раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек) составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численностью до 200 000 человек), комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. После упоминавшегося эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательными частями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ее политическую роль. Доминат. С конца III в. начинается новый этап истории империи — доминат, вовремя которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора. Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Титулы императора — Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы — сервы. Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет — консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников — придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора. В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты — в муниципальных должностных лиц. Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен. Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху "солдатских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме — префектом города), развившаяся тайная полиция — префектом претория. Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина. Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет. Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии. Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих. Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана. Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен "солдатских императоров", предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя — цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части — западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя — цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря. После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306—337 гг.), вновь восстановившего единство власти. Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей. Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы. Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы— на провинции, которыми управляли ректоры, провинции — на округа с окружной администрацией. Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, продолжались разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, — государственной религией. Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината — военной, политической и идеологической. Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу — в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). Экономическое обособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя и было его проявлением и результатом. Раздел единого государства объективно был попыткой предотвратить гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варварских племен, от которых особенно страдала Западная Римская империя. В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.
12 Римские юристы делили право на 2 области: т.е. публичное и частное. Ульпиан: Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства. Частное – право, которое относится к пользе частных лиц. Критерием разграничения права является критерий пользы или интереса. Папиниан. Публичное право не могло быть изменяемо соглашением частных лиц. Следовательно, в публичном праве преобладают нормы императивные, а в частном праве – нормы диспозитивные. Правовые отношения могут регулироваться 2-мя методами: 1) Метод власти и подчинения 2) Метод юридического равенства. Те отношения, которые регулируются методом юридического равенства, являются частноправовыми. Отношения, которые регулируются методом власти и подчинения – публично-правовые. Границы между частным и публичным правом исторически меняются (кража в Римском праве являлась не преступлением, а частным правонарушением). Одни и те же общественные отношения в разные эпохи могут регулировать либо методом равенства, либо методом власти и подчинения. Публичное право не отделяется от прав частного и сами нормы публичного и частного права представляет единое целое (Кит Ливий: Законы 12 таблиц являются источником всего частного и публичного права). Публичное право: уголовное, налоговое право. Частное право: гражданское, семейное, трудовое. Частное право изменяется значительно медленнее, чем публичное, оно более стабильно: 1. Римское публичное право прекратило свое существование вместе с падением Рима. Частное право оказало влияние на развитие современных правовых систем. Можно выделить следующие отличия Римского права от современного: 1. Римское право развивалось эволюционным путем без больших законодательных реформ. 2. В классический период нет различия между законодательной и судебной властью. 3. Нормы права создавались на основе типичных жизненных казусов. 5. Универсальность. Римское право оказало влияние на современные законодательства многих стран. Страны, чье гражданское право основано на римском праве объединились в Романо-германскую правовую семью (страны континентальной Европы), а противоположн. в Англо-саксонскую правовую систему (США, Англия). Система РП- определенный порядок группировки правовых норм частного РП (в теории выделяют 2 системы: пандектная и институционная).Пандектная системавключает 1 общий и 4 специальных раздела (вещное, обязательственное, семейное и наследственное право). Характерна для германского частного права 16-19 вв.Институционная системане содержит общей части, а специальная включает группы (субъекты права, вещное право, обязательственное право, наследственное право). Уступает пандектной системе по юрид. технике и существу. Римское частное право было представлено тремя ветвями,которые появились в различное время. 1.Первую составляли нормы квиритского права, по имени древнейшего племени квиритов(iusQuiritium), формирование и развитие которого приходится на VI в.— серединуIIIв. до н.э. Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи. Эта система права позднее получила название цивильного права(iuscivile), подчеркивающего строго национальный характер права римских граждан, права государства-города(civitas). Законодательство 12 таблиц и последующие законы определяли подробно порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами. Цивильным правом в тесном смыслесчиталась закрепленная законами узко национальная система частного права, в более широком смыслецивильное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения 12 таблиц. К концу республики существовало несколько таких коментариев. Для юристов эпохи принципата и домината цивильное право было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права;большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи цивильное право вошло в качестве древнейшей части римского права. 2.Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права.Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право, как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов,в особенностипреторских эдиктов. В ходе судебной деятельности преторыне отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктовони стали заполнять пробелы цивильного права.Позднее преторские эдикты стали включать формулы,которые были направлены на изменение норм цивильного права. Не отменяя норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права. Нормы преторского права,так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобожденыот формализма, религиозной обрядности и символики. Основойпреторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве. В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности. 3.Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранцев. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов».Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых Других государств. В отличие от квиритского и преторского права нормы «права народов» регулировалиотношения между римскими гражданами и перегринами, а также между Перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалосьпростотой, отсутствием формальностей и гибкостью. Исконное римское частное право и «право народов» длительное время дополняли Друг друга. При этом существенным было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права.Право народов становится синонимом универсального права, противопоставляемого с одной стороны, цивильному праву, а с другой - национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы права народов применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Претор перегриновфиксировал нормы права народов и работал в постоянном соприкосновении с городским претором.Последний в некоторых случаях применяет нормы права народов к спорам между гражданами, если они возникли из коммерческих отношений, когда претор признавал данное притязание подлежащим защите, но это притязание не могло быть основано нормами цивильного права, преторы давали формулы исков, основанные на фактах, в которых основные моменты заимствовались из обычаев международной торговли и оборота. Так образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. Если в началеIIIв. н.э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовалиеоиное римское частное право.
13 Эволюция правового положения населения в Риме. Правовое положение населения в Риме.Не всякий человек был лицом, персоной. Была большая категория людей, которые прав не имели – рабы. Говоря о правовом положении населения, мы сталкиваемся с понятиями правоспособность и дееспособность. Правоспособность – способность иметь права и обязанности. Дееспособность – способность осуществлять на практике свои права и обязанности. Способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями. Правоспособность в Риме зависела от трёх элементов, от трёх статусов: 1. статус либертатис (статус свободы) 2. статус цивиртатис (гражданство) 3. статус фамилиас (семейный статус) Самым важным был статус свободы, статус либертатис. В зависимости от этого статуса всё население делилось на свободных и рабов, а среди свободных различались свободнорождённые и вольноотпущенные. Рабы в Риме – это вещь, они были бесправны. Говорили, что это говорящее орудие. Есть орудие молчащее, мычащее и говорящее. Говорящее орудие – это рабы. В период Республики господин имел право жизни и смерти в отношении раба, т.е. всё что угодно мог сделать с рабом. В период Принципата начинаются симптомы кризиса рабовладения и рабство несколько смягчается. Стали говорить так: «Конечно, раб – это вещь. Но нельзя дурно обращаться со своей вещью». Со временем стало запрещаться убийство рабов. Одну знатную римлянку даже осудили за жестокое обращение с рабами. Уже в конце Республики, особенно в период Принципата, рабам стали предоставлять имущество в пользование – пекулий. Раб мог пользоваться этим имуществом, мог совершать операции с этим пекулием, даже мог продавать, но говорить о том, что раб стал правоспособным нельзя, потому что и сам раб, и всё имущество, и вся прибыль с этого имущества были в собственности господина. Раб при этом как бы заимствует дееспособность своего господина. Уже в период Республики начался отпуск рабов на волю, они становятся вольноотпущенниками. Вольноотпущенник – это уже лицо, персона. Отпускали разными способами. *найти, какими способами можно было отпустить раба на волю* Раб, отпущенный на волю, имел права, но был в них ограничен: не мог вступить в брак с дочерью гражданина (до Октавиана), не мог вступить в брак с лицом сенаторского звания (после Октавиана). Был ограничен в наследственном праве: должен был часть имущества оставить своему бывшему господину, который становился его патроном (а он становился клиентом по отношению к бывшему господину). А если детей не было, то он всё имущество оставлял патрону. Он должен быть почтительным по отношению к патрону, следовать за ним на войну. Если он как-то обидел патрона, тот мог обратить его вновь в рабское состояние. По статусу гражданства население делится: 1. Римские граждане 2. Латины 3. Перегрины
14 Эволюция брачно-семейного права в Риме. Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через его главу (pater familias).Типичной формой брака был брак с властью мужа (cum manu mariti). Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не был лицом sui juris, т. е. имел самостоятельный семейный статус. Об обладал полной правоспособностью. В древнее время власть его была очень большой, со временем власть домовладыки начинает смягчаться. В древнем Риме родства подразделялись на 2 вида: · агнатское · кагнатское Агнатское – родство по подвластности. Кагнатское по крови. А в древнейший период агнаты – это те, кто объединялся под властью домовладыки. Если взрослый сын женился, приводил в дом жену, она становилась агнадкой под властью отца. При этом порывает юридическую связь с родным отцом, наследовать будет в новой семье. СО временем по мере ослабления агнатское родство вытесняется кагнатским. Жена сына при этом не прерывает связь с семьей, наследует от родного отца. Правовое положение жены во многом зависит от форм брака: 1. cum manu (с властью мужа) 2. sine manu (без власти мужа) Наиболее ранний cum manu – он соответствовал агнатскому родству. Заключение брака: · покупка невесты с помощью меди и весов · религиозная форма, с участием жрецов, 10 свидетей, обряд – вкушение хлеба. · Становление брака в результате фактического сожительства (если живут 1 год) При этой форме брака жена полностью зависит от отца мужа. Развод только по предложению мужа. Позднее во время 12 таблиц появляется брак sine manu. Он заключается: · Без особых формальностей · Для того, чтобы брак не перерос в cum manu. Жене следует уходить к семье на 3 дня, прерывать сожительство. Брак sine manu соответствует кагнатскому родству. Жена остается под властью своего отца, либо отстается самостоятельной. При этом она сама распоряжается своим имуществом, за
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|