Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона и Клисфена




Временные рамки: 8-6 в. в. до н. э.

Процесс формирования государства шел через преобразование органов строя и создания новых государственных органов.

В литературе выделяют 4 этапа становления Афинского государства:

1. Зарождение государства в результате реформ Тесея.

2. Возникновение органов публичной власти, зачатков территориального деления населения и появления писанного права.

3. Реформы Солона.

4. Реформы Клисфена.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Этап1.

Возрождение полисной организации началось в Аттике (малоплодородная каменистая область Балканского полуострова) с преобладания Афин среди других родовых поселков.

Афины преобладали среди других полисов (городов-государств), т. к.

· Удобно расположены в середине плодородной долины

· Имели возможность обеспечить безопасность и других жителей Аттики

Вокруг них начинается объединение - СИНОЙКИЗМ.

Родовые общины объединялись добровольно/насильственно. Эта реформа приписывается базилевсу Тесею. Базилевс - первоначально выборный военный предводитель, выполнявший судебные и религиозные функции. Он жил в конце 1Зв. до н. э.. но, скорее всего то, что ему приписывают, заняло более длительный период времени и завершилось в 8 в. до н. э.

Синойкизм диктовался:

1. Возникновением собственности на землю, развитием ремесла и торговли, которые привели к перемешиванию населения.

2. Поселения чужаков, следовательно, перемешивание

3. Необходимостью объединения для борьбы с завоевателями

Синойкизм был связан с созданием общего для всей Аттики центрального управления в лице совета, которому была передана часть дел. находящихся в ведении племенных органов.

Синойкизм привел к оформлению как бы общего гражданства, т. е. Афинский гражданин получал права и защиту там, где ранее он был иноплеменником.

Тесей ввел деление людей по их социальному положению, роду занятий.

Знатные обособляются в сословия ЭВПАТРИДОВ (благородных);

Мелкие земледельцы - ГЕОМОРЫ:

Ремесленники - ДЕМИУРГИ.

Только эвпатриды ведали религиозными делами, занимали должности, были истолкователями законов божеских и человеческих.

Этап 2.

Образование государства: эвпатриды, опираясь на свою экономическую мощь и политические привилегии, постепенно ограничивают власть базилевса. связанную с обычаями родовой демократии. Наследование его должности прекращается, а функции переходят к новым выборным должностным лицам - АРХОНТАМ (11 в. до н. э.). сперва должность была пожизненной и безвозмездной. В 8 в. до н. э. ограничивается 10-летним сроком, а с 7 в. до н. э. архонты избираются ежегодно. Всего их было 9.

1-ый архонт. ЭПОНИМ, был вроде президента (глава государства) и устанавливал правила жизни полиса, считался стражем семьи (заботился о дочерях - наследницах, сиротах, вдовах, назначал опекунов, защищал родителей от детей) По его имени звался Афинский год.

2-ой архонт - БАЗИЛЕВС. сохранивший лишь жреческие полномочия и осуществлявший суд по религиозным делам.

3-ий архонт - ПОЛЕМАРХ принял командование войском

Другие 6 архонтов - ФЕСМОФЕТЫ должны записывать и хранить постановления для суда над преступниками.

Орган, выбирающий и контролирующий архонтов (по знатности и богатству) АРЕОПАГ (вырос из совета старейшин). Заседания проходили на холме Ареса (отсюда название).

В течение многих веков он был аристократическим законодательным, судебным, контролирующим должностных лиц органом.

По истечении срока полномочий, архонты вступали в АРЕОПАГ как его пожизненные члены.

Публичная власть = архонты + ареопаг.

В 7 в. до н. э. народ начинает разделяться по территориальному сожительству. С образованием флота для защиты морской торговли страны делится на ряд округов - НАВКРАРИИ. Жители каждого навкрария должны были снаряжать корабль и выставлять 2 всадника. Во главе этой единицы стоял НАВКРАР. ведающий текущими местными сборами и расходами. Они образовывались в пределах 4 существующих племен (филов) по 12 в каждом. Основным все еще оставалось не административное, а племенное деление.

В 621г. до н. э. в Афинах появилось писаное право - законы фесмофета Драконта. отличавшиеся суровостью (кража овощей - смерть, «а для более тяжких преступлений я ничего более интересного не вижу»). Их изданием была внесена определенность в нормы права, применявшиеся судом. Предусматривались суровые меры для охраны частной собственности.

Этап 3: реформы Силона.

В 8-7 веках до н.э. почти все земли в Аттике оказались в руках эвпатридов. Кроме того, они сосредоточили в своих руках торговлю с/х продуктами, появление денег также способствовало концентрации богатств у незначительной части населения, следовательно, сложились экономические противоречия между родовой знатью и мало-, безземельными крестьянами, которые дополнялись политическими противоречиями между городской и родовой рабовладельческой знатью (городская знать не имела доступ к должностям).

Крестьяне + торговцы + ремесленники = ДЕМОС.

Демос постепенно выигрывал у родовой аристократии политическую власть, добивался больших уступок.

В 594 г. до н. э. всеобщее недовольство народа (долги крестьян и крайняя нужда, рабство должников и резкое деление общества на 2 враждебных класса: эвпатриды и народ) вылилось в «Великую Смуту». Общество на грани гражданской войны. Конфликт разрешили мирно - выбрали СОЛОНА. Эвпатриды выступали за него, т. к. он знатного рода, а демос выступал за него, т. к. он разорившийся богач, следовательно занимается торговлей. следовательно знает существующее в стране состояние дел. Он был известным поэтом и в своих стихах распространял свои идеи. Результат - реформы архонта Солона, которому было поручено издать законы, отменяя существующие и вводя новые по своему усмотрению.

Солон был посредником между противоборствующими партиями и конечная цель его преобразований -восстановление единства полисной общины.

Реформы Солона:

1 реформа. Для смягчения острых противоречий решает вернуть свободным людям источник существования и этим повысить обороноспособность государства на основе всеобщего ополчения народа. Солон произвел «страхование бремени» (сисахфия), т. е. навсегда отменил долговую кабалу и аннулировал все похмельные долги. Теперь рабами могут быть только иноплеменники, а закладные камни с полей были убраны, а земли возвратились к своим собственникам. Афинские граждане, потерявшие в свое время свободу за неплатежи долга или арендной платы, подлежали выкупу на средства государства. Чтобы предотвратить возможность последующего разграбления крестьянской земли. Солон установил максимальный размер землевладения, принадлежавшего одному лицу. Но не был осуществлен передел земли, требуемый малоземельными и безземельными крестьянами. Солон ввел систему мер и весов. Отец должен обучить сына своему ремеслу, иначе тот может не кормить его, когда вырастет.

Итоги в целом преобразования Солона:

1. Признавали главной эксплуатационной силон иноплеменников

2. Экономически ограничивали силу эвпатридов и заложили основу для развития мелкого земледелия как основной формы земледельческого хозяйства.

2 реформа. Вводится деление всех свободных людей на 4 разряда по имущественному принципу в политических и военных целях. Единица измерения - МЕДИМН - мера емкости, применявшаяся доя сыпучих тел. особенно зерна. 1 медимн =52. 5 литра. Учитывался доход от сельского хозяйства.

· Годовой доход > 500 медимнов - ПЯТИСОТНИКИ

· Доход > 300 медимнов / способные содержать боевого коня - ВСАДНИКИ

· Доход > 200 медимнов -ЗЕВГИТЫ

· Феты с доходом < 200 медимнов

Политическое значение реформы

Архонтами / членами ареопага могли быть только пятисотники. Все остальные должности могли занимать всадники и зевгиты. Все высшие должности тогда были бесплатными, следовательно, не могли отправляться теми, кто должен работать для того, чтобы прокормить себя

Итак, на смену родовитости приходи богатство, которого можно было достичь при наличии энергии, трудолюбия и благоприятных обстоятельств. Принцип Солона: «Каждый имеет право на участие во власти по мере того, насколько он служит государству и обществу своим трудом и имуществом».

Феты, исключенные из сферы управления, могли участвовать в народном собрании и народном суде. Они освобождались от военной службы.

Пятисотники. всадники и зевгиты несут военную службу, причем пятисотники и всадники в коннице, а зевгиты в тяжеловооруженной пехоте.

3 реформа. Народное собрание получает большее значение. Многие законы Солона приняты им для подготовки вопросов, решаемых Народным Собранием. Для этих целей был создан новый государственный орган Совет 400 (он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждой филы, которых было четыре). Солон: «Чтоб раньше народа решать все дела». Это была уступка родовой знати, одно из проявлений компромиссного характера всех реформ Солона, т. к. филы представляли собой четыре ионических племени. Он сохранил также ареопаг - оплот родовой аристократии. За ним оставлено право надзора за соблюдением законов и контроль над деятельностью народного собрания. Солон: «Совет 400 и ареопаг должны исполнять роль двух якорей, предохраняющих государственный корабль от последствий бурь путем сдержек и противовесов».

4 реформа. Создан народный суд - ГЕЛИЭЯ.

Со времен Солона архонтов избирал не ареопаг, а народ. Каждое племя избирало голосованием по 10 кандидатов и из этих 40 человек по жребию выбиралось 9 архонтов. Так впервые введены элементы жребия при замещении должностей.

Преимущество жребия:

1. Выражение воли божества, указывающее на желанное лицо.

2. Средство избежать борьбы партий, интриг и страстей.

3. Способ удовлетворить притязание на равенство в известном кругу лиц. Солон: «Ареопаг – страж введенного государственного строя, блюститель законов».

5 реформа. Против тех граждан, которые во время смуты в полисе ведут себя безразлично, мирясь со всем, что происходит Солон издал особый закон: «Кто во время смуты в полисе не встанет с оружием в руках ни за тех. ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав» Это меры для активизации средних слоев населения, которые должны умерить активность крайних полюсов смуты, верхов и низов.

Закреплялось также право каждого желающего выступить истцом за других граждан, потерпевших обиду и несправедливость, т. е. это идея всеобщей борьбы граждан за установленный в полисе правопорядок.

Итоги: в основе законов Солона лежала идея политического компромисса, золотой середины. Но независимо от его стремления было подорвано господство родовой аристократии и усилено влияние демоса, хотя племенная организация была сохранена.

Этап 4: реформы Клисфена.

Законы Солона были написаны сложно, а стать их исполнителем он не захотел и уехал из Афин на 10 лет. После его отъезда политическая борьба в Аттике обострилась, сформировались 3 социально-политические и территориальные группировки:

1. Педиэи - жители плодородных долин, защищавшие интересы эвпатридов. требовавшие отмены законов Солона.

2. Паралии - жители побережья, средние собственники города и деревни, желавшие упрочить реформы Солона

3. Диакрии - бедные крестьяне, требующие увеличения наделов и расширения политических прав. Во главе их стоял Лисистрат.

4.

В 560 г. до н. э. Лисистрат совершил переворот, сделавшись тираном, ставленником демоса.

Тирания - противозаконный захват власти.

Он чувствовал слабость своего положения, следовательно, ориентировался на большинство.

Его реформы:

1. введение государственного долгосрочного кредита для крестьян

2. введение должности разъездных судей

3. упорядочение государственной казны введением подоходного налога, равного 1/10 дохода.

Лисистрат вел активную внешнюю политику, стремился возвеличить Афинское государство. В 527 г. до н. э. после егосмерти власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарку. После убийства Гиппарка, Гиппий перешел к тираническому режиму, что вызвало всеобщее недовольство.

С помощью Спарты тирания была свергнута, но попытка восстановить аристократию вызвала восстание городских и сельских жителей. Спартанцы и Афинские аристократы были разбиты, демос победил. Во главе Афин встал противник старой аристократии, вождь народной партии Клисфен.

Его реформы с 509 -500 г. г. до н. э.:

1 реформа. Введение территориального деления населения, уничтожившего политическое значение старых четырех фил. основанных на родовом делении. Теперь Аттика разделена на 30 частей — ТРИТТИИ, в основе которых лежит постоянное местожительство граждан. 3 тритии = 1 фила. Старые родовые филы сохранились лишь как религиозные организации. При этом на территории Аттики образовалось 3 вида округов:

а) с/х равнина с повышенным влиянием знатных фамилий

б) приморская часть (матросы, гребцы = демократы)

в) город Афины (торговцы и ремесленники)

В филу входила трития от города, трития от окрестной территории и трития от побережной полосы. Это было сделано, чтобы перемешать население административных округов и усилить влияние демоса.

Таким образом, в каждой филе 2/3 оказывались за городским населением и населением, тяготевшим к городу (горожане, рыбаки, торговцы) и только 1/3 - за населением сельским. Большинство в каждой филе оказалось за городским населением в ущерб деревне, где влияние родовой знати было всего сильней. Тритии делились на демы. Всего было 100 демов по 10 в каждой филе. Дем был одновременно и хозяйственной, и административной, и рекрутской единицей. С демом человек был связан со дня своего рождения. В 18 лет он заносился демархом (старостой) в списки гражданские и военные.

Значение реформы:

1. Афинский демос и крестьянство освободившись от древних родовых традиций, на которых опиралось политическое влияние знати. Теперь роды знати расселись по разным делам.

2. Прекратились распри между племенами, союзами, которые угрожали внутреннему единству Афинского общества.

3. Были привлечены к участию в политической жизни те, кто раньше стоял вне фил.

4. Завершен процесс формирования Афинского государства.

2 реформа. Совет 400 заменили Советом 500 (по 50 представителей от каждой филы), который играл важную роль в управлении.

3 реформа. Реформа государственного аппарата:

· Коллегия 10 стратегов (по 1 стратегу от филы). Это высший военный орган.

· Коллегия 10 аподектов - финансовый орган с сосредоточением денежных поступлений и выдачей денег под наблюдением совета 500.

4 реформа. Введено изгнание из государства ОСТРАКИЗМ (суд черепков).

Тот или иной политик может быть опасен своим авторитетом и связями для существующего демократического строя. Следовательно, чтобы обезопасить демократию от тирана, такого политика изгоняли. Временное изгнание из государства не влекло изъятия имущества / лишения гражданских прав. На народном собрании ставился вопрос: Есть ли в Афинах кто-либо из граждан, стремящихся к тирании? Достаточно было кому-либо дать утвердительный ответ и собрание распускалось и собиралось вновь через две недели. Каждый получал глиняный черепок и писал на нем имя человека, которого считал опасным для демократии. Черепки подсчитывались, и если одно и тоже имя написали более половины присутствовавших (число участников собрания должно было быть не менее 6000), то человек считался осужденным и должен был отправиться в изгнание на 10 лет.

Изначально целью остракизма было предотвращение тирании, а потом он служил средством прекращения политической борьбы, решал, кто из борющихся должен уступить.

После реформ Клисфена. греческим государствам пришлось выдержать нашествие персидской армии. Победа в этих войнах (492-449 г. г. до и. э.) упрочила не только внутриполитическое, но и внешнеполитическое положение Афин в Греческом мире. Афины возглавили морской союз греческих государств, к середине 5 в. до н. э. превратившись в Афинскую Морскую Державу. Параллельно развивалась демократия государственного строя Афин реформами Эфиальта и Перикла.

Причины победы:

1. Война с Персией была народной и победа в ней повлекла неудержимое стремление к равенству, возвышение демоса и развитие демократии. Теперь народ не мог мириться с прежними политическими ограничениями.

2. Фемистокл превратил Афины в морскую державу. Было 2 позиции относительно ведения войны. Позиция Фемистокла: за флот и наступление, другая позиция - за оборону. К службе во флоте привлекли II класс - фетов. Раз они служат, то должны иметь права.

3. Вследствие войны многие землевладельцы разорились и по своему имущественному положению перешли в низший класс - пострадали от врага.

4. Реформа Солона учитывала при делении на классы лишь земельную собственность. Теперь же развилась торговля, следовательно, капитал и движимое имущество получили веское значение. Уравнять капиталистов в правых с землевладельцами стало насущной потребностью.

Реформы Эфиальтa

Несмотря на все политические перевороты в Афинах, ареопаг сохранял важные политические функции: контроль за действиями должностных лиц. надзор за исполнением законов, право «вето» на решение народного собрания.

Осуществленная в 462 г. до н.э., реформа Эфиальта лишала ареопаг политических функций, которые были переданы народному собранию «Совету 500» и особенно ГЕЛИЭИ.

За ареопагом сохранились судебные полномочия по делам об убийстве, нанесении ран и увечий с целью убийства, поджога, отравления, дела о «нечестии». Кроме того, орган этот следил за надлежащим исполнением религиозных обрядов. Итак, ареопаг перестал быть контролирующей властью, стоящей выше народного собрания. При Перикле была введена плата за исполнение должностей, что. Значительно повысилась роль народного собрания.

Реформы Перикла

К середине 5 в. до н. э. утратили политическое значение разряды Солона. Существует спорная точка зрения, что по предложению Арестида право занимать должности даже в Архонте дается всем гражданам.

Основной способ замещения должностей - жребий. По предложению Перикла стали получать жалование члены Совета 500. члены Гелиэи. солдаты, матросы и должностные лица вообще, кроме стратегов и начальников конницы.

Оплата должностей дала возможность малообеспеченным гражданам занимать государственные должности. Перикл ввел зрелищные деньги - ТЕОРИКОН на приобретение мест в театре и т. п.

Мера клерухий стала при нем системой. Это колонии и поселения Афинских граждан на завоеванной территории. Активно шло строительство с целью занять и дать заработок безработной массе сограждан. Основная задача стратега, бывшего одновременно демагогом (вождем народа в Народном собрании) - взять демос, ставший главной силой в государстве, в свои руки и направить в разумные границы в интересах порядка полного развития духовных и материальных сил народа.

С правом законодательной инициативы можно выступать только в начале года. Затем закон шел в Совет 500. потом направлялся в коллегию НОМОФЕТОВ из числа Гелиэи.

 

7

Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V—IV вв. до н. э.).

Общественный строй

В Vвеке до н. э. рабовладельческий строй переживает эпоху расцвета. Классическое рабовладельческое общество. Сложились основные антагонистические классы: рабовладельцы – рабы, а между ними большой класс свободных мелких производителей: крестьян и ремесленников. Вместе с тем в процессе исторического развития сложился Полис как коллектив граждан, противостоящий рабам и чужестранцам. Таким образом, по правовому положению мы можем выделить три категории: афинские граждане, метеки, рабы.

1. Права афинских граждан. Гражданин-собственник-воин (триада). Афинским гражданам-мужчинам принадлежала вся полнота политической власти, т.е. они имели формально равные политические права: право участвовать в народных собраниях, принимать законы, избирать и быть избранными на какие-либо должности. Тот, кто не участвовал в политической деятельности, считался бесполезным. Во-вторых, только афинские граждане имели право собственности на землю. Метеки к этому не допускались. В-третьих, только гражданин мог вступить в брак с дочерью гражданина. Только такой брак считался законным. Права граждан сочетались с обязанностями: военная служба (с 18 до 20 лет военную службу юноши проходили). С 20 лет допускался к прочим должностям, но быть избранным в совет мог только с 30 лет. Формально равенство граждан не исключало их фактического неравенства, определяемое их неравенством имущественным. Одни были относительно богатыми (10% богатых, 10% бедных, все остальные – средние)

2. Метеки – чужестранцы, постоянно проживавшие на территории Афинского государства. Это люди свободные, но неполноправные. Они не имели политических прав, не имели права на недвижимость, они не могли вступить в брак с гражданами. Метеки к браку с гражданином (к браку с дочерью гражданина) практически не допускались. Дети, рождённые от союза гражданина с чужестранкой, считались незаконнорождёнными и неполноправными. Метеки несли военную службу, служили в войске. Платили налоги (афинские граждане в мирное время налогов не платили). Занятия метеков были различными. Были и мелкие ремесленники, и владельцы крупных мастерских, были крупные торговцы, были художники, были ораторы и т.д. За ними признавалось человеческое достоинство, они были свободны.

3. Рабы были совершенно бесправны, т.е. они были вещами. С ними можно было делать что угодно. Рабы никакого имущества не имели. Всё, что они приобретали, было собственностью господина. Семьи он иметь не мог, дети, рождённые от, допустим, рабыни – тоже собственность хозяина. Наказывали рабов обычно плетьми и заковыванием в кандалы. Единственное, что запрещалось по отношению к рабам – это их убийство. Однако если господин своего раба убивал, то ему за это, как правило, ничего не было.

Источники рабства:

· Военный плен

· Морской разбой, пиратство

· Естественный прирост, рождение от рабыни

· Рабство за долги было отменено Солоном, это источником рабства не является

Рабы в Афинах составляли основу производства. Они широко использовались в земледелии (сельском хозяйстве), в ремесле, особенно в горном деле (Лаврионские серебряные рудники), в мастерских ремесленников (до 120 человека в одной мастерской). Значительное число рабов использовалось в качестве домашней прислуги. Носили за господами вещи, если господа куда-нибудь шли. 50 домашних рабов – уже считалось много. В Vвеке до н. э. рабство пронизывало все стороны афинской жизни, рабство классического типа, что во многом связано с развитием товарно-денежных отношений.

Государственный строй.

Форма правления в Vвеке до н. э. – республика.

Форма государственного устройства полисная.

Политический режим – рабовладельческая демократия.

Важнейшие органы власти и управления в Афинах:

· Народное собрание (экклесия)

· Совет пятисот (булэ)

· Гелиэя

· Выборные должностные лица

1. Экклесия– высший орган государства. Его компетенция очень широка, оно обладает полнотой власти. При этом говорят о том, что в Афинах существовало прямое народовластие и народоправство, не было представительного правления. Каждый гражданин-мужчина, достигший 20 лет, мог участвовать в народном собрании. Рабы (скифы) следили за тем, чтобы никто чужой на народное собрание не проник. Собрание проходило на площади (агора). Обычно в народном собрании участвовало две-три тысячи человек. Кворума в Афинах не существовало. Единственное дело, для которого кворум требовался – вопрос об остракизме. Для него требовалось не менее 6 000 граждан. ВIVвеке до н. э. за участие в народном собрании была введена плата, и многие бедняки устремлялись на собрание ради этой платы. Народное собрание обсуждало следующие вопросы: вопросы войны и мира, заключение договоров и союзов с другими государствами, вопросы бюджета, т.е. распределения денежных средств, продовольственные вопросы, принятие в число граждан, некоторые функции суда, например, вопрос о государственной измене. Отчёты должностных лиц проводились в народных собраниях. Но, пожалуй, самое главное дело народного собрания – законодательство. Принятие законов – дело народного собрания. При этом каждый гражданин мог выступить с законопроектом. Обсуждали законопроекты тоже граждане в народном собрании. Любой гражданин мог выступить с критикой. Принятие законов требовало особой процедуры:???? *найти в учебнике* Обязательно любой законопроект, выдвинутый гражданином, должен был поступить в совет пятисот

2. Совет пятисот (булэ). Состоял из 500 членов, избираемых по жребию по 50 человек от каждой филы на 1 год из числа граждан, достигших 30 лет. Лица, избиравшиеся в совет пятисот, подвергались проверке, которая называлась докимасия. Проверяли, являлись ли гражданами его родители, проверяли его образ жизни, нравственное ли у него поведение и т.д. За свою службу булэвты получали плату (5 оболов, небольшая достаточно плата. + ещё 1 обол на обед). Важнейшая функция булэ – подготовка дел для рассмотрения в экклесии. Подготовка, предварительное рассмотрение всех дел, которые потом поступали в народное собрание. Следил за исполнением законов, принятых в народном собрании, наблюдал за деятельностью должностных лиц, текущее руководство в целом: чеканка монет и т.д. Совет пятисот делился на 10 частей, комиссий (притании). Год делился на десять частей, и каждая комиссия выполняла свои функции в назначенную ей 1/10 года.

3. Гелиэя – суд присяжных. Название происходит от слова гелиос – солнце, т.е. заседания должны были начинаться с восходом солнца и заканчиваться не позднее, чем оно зайдёт. Избиралась гелиэя ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30 лет. Гелиэя тоже делилась на 10 частей (дикасте́рий) по 500 членов и 100 запасных. При этом состав коллегии (дикастерии), которая должна рассматривать какое-то определённое дело, определялся утром того дня, когда должно было состояться заседание (чтобы не было подкупа). В гелиэе рассматривались дела о государственных преступлениях, какие-то важные уголовные дела. Гелиэя была апелляционной инстанцией, т.е. рассматривала жалобы на решения других судов. Приговор, вынесенный в гелиэе, обжалованию не подлежал. Но гелиэя была не только судебным органом, ей принадлежала ещё важная политическая функция: право утверждать или отвергать решения народного собрания (право вето). Проверка на соответствие закона основным принципам государственного строя, демократии. Кроме того, гелиэя осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц (докимасию осуществляла гелиэя, утверждение отчётов должностных лиц). Некоторые учёные говорят, что разделение властей мы видим уже в Афинах.

4. Выборные должностные лица. Выборных должностей было очень много. Должности осуществлялись коллегиями. Самой важной коллегией (должностью) была коллегия десяти стратегов. Стратеги избирались, в отличие от многих, открытым голосованием в народном собрании путём поднятия рук на 1 год. Эта должность не оплачивалась и была доступна только лицам состоятельным, т.е. тем, кто получил хорошее образование. В компетенцию коллегии стратегов входило командование армией и флотом, руководство внешней политикой, финансовыми делами (распоряжались казной). Все коллегии считались равными друг другу, но фактически народное собрание выбирало первого стратега. Вот таким первым стратегом 15 лет избирали Перикла. Это члены, которые могли переизбираться несколько раз. Другая коллегия – коллегия девяти архонтов. Эта коллегия существовала с древнейших времён, в классическое время своё значение уже утратила. Их избирали по жребию на 1 год из числа кандидатов, выдвинутых по филам. Компетенция архонтов:????? *выписать*. Ещё были коллегии: агорономы, астеномы… Каждый гражданин мог избираться в ту или иную коллегию.

В совете пятисот можно было избираться не более двух раз, но каждый там хоть один раз да бывал.

Принципы, на которых строилась деятельность должностных лиц:

1. Выборность (все должности были выборочные)

2. Срочность (краткосрочность) полномочий. Как правило, один год, при этом не допускалось совмещение двух должностей и вторичное избрание на одну и ту же должность (за исключением военных должностей)

3. Коллегиальность

4. Подотчётность

5. Смещаемость

6. Возмездность, т.е. оплачиваемость (кроме стратегов). Оплачиваемость служит признаком демократии.

Судебная система.

????? *выписать*

Войско.

Все граждане от 20 до 60 лет считались военнообязанными, в случае войны в определённом порядке должны были являться. Юноши с 18 до 20 лет проходили обучение. В войске главной частью были гоплиты – тяжеловооружённые войска. Были легковооружённые войска, самые богатые граждане поставляли корабли – эта их обязанность называлось триерархия. Существовал флот, существовала полиция, полиция при этом была пешая и конная. Полиция следила за соблюдением порядка на улицах и площадях, комплектовалась из числа рабов. Свободные граждане считали такую службу, в полиции, презренной.

Итак, Афинское государство по форме правления – республика, по форме государственного устройства – полисное государство, политический режим – рабовладельческая демократия. Нужно сказать, что основными чертами афинской демократии было широкое участие граждан в управлении, в политической жизни, привлечение к управлению государством всех граждан, непосредственное их участие в осуществлении политической власти, отчётность самая широкая перед народным собранием, абсолютное верховенство экклесии. Всё это проявление демократии. Основой являлся средний слой. Это было возможно благодаря существованию рабства, т.е. рабы выполняли те работы, которые занимали бы время у свободных. Опора на рабство. Демократия была рабовладельческой, т.е. основана на рабстве. Кроме того, среди свободных сограждан не все участвовали в управлении. Женщины к политической власти не были допущены. Союзников к власти не допускали, не допускали метеков.

В конце Vвека до н. э. началась так называемая Пелопонесская война – война между Афинами и Спартой. На стороне Афин – афинско-морской союз, а с другой стороны – Спарта и пелопонесский союз. Война шла с переменным успехом, но в конечном счёте победу одержала Спарта, которую поддержала Персия. В конце концов был распущен афинский морской союз, т.е. Афины лишились источника дохода, крестьянские хозяйства разоряются, скудеют – одним словом, вIVвеке до н. э. в Афинах наблюдается кризис. ВIVвеке до н. э. Афины терпят поражение от Македонии, а воIIвеке до н. э. попадают под власть Рима. Вот таким образом заканчивается история Афин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...