Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности




 

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса [24].

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения декодирует эту информацию. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации [1, с. 45].

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо ещё проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и прочее, для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение, помимо речи [1, с. 46].

Исследования в области психологии, дидактики, лингвистики свидетельствуют о том, что среди общеучебных умений стержневыми являются речевые, ибо речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения детей сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются через речь и проявляются также в речевой деятельности. Речь - это канал развития интеллекта, продуктивный творческий процесс. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - один из показателей его умственного развития [24].

В школе закладывается основа языковой культуры. Главная задача - научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. Отсюда следует, что учитель, формируя у детей механизмы речи, прежде всего, должен создавать условия для развития речевых умений учащихся - как базовых для формирования общеучебных [25].

Математика является языком науки и поэтому невозможно математику отнести к гуманитарным или естественным наукам. В.С. Леднев: «Дело в том, что из всех аспектов изучения человека наибольшее время отводится на изучение языка. Из всех остальных предметов наибольшую глубину имеет изучение математики - языка науки» [1, с. 24]. В наше время психологи и методисты говорят не о прирожденном даре слова, а о наличии у человека так называемого чувства, или чутья языка. Под чувством языка, следует понимать неосознанное владение грамматикой языка. Хотя развитие языкового чутья происходит на сравнительно невысоком уровне осознания с точки зрения психологии ребенка, это довольно сложный процесс языковых сопоставлений, синтезирования, обобщений, при этом процесс совершенно естественный и даже обязательный: если бы его не было, ребенок без специальных грамматических тренировок не мог бы научиться говорить. Говоря о фонетической области языка, то это - практическое обучение правильному слушанию и правильному произношению на основе развития речевого слуха. Учитель учит детей слушать чтение, рассказывание, на примере своего произношения, учит правильно делать ударение и произносить звуки и их сочетания в словах. Дети учатся слышать интонации, паузы, соблюдать их в своем чтении и в своей речи. В тех случаях, когда учитель приучает учеников слушать речь товарищей, свою собственную и оценивать ее с точки зрения математической грамотности, логических связей, учащиеся настолько привыкают к критическому отношению, что замечают даже незначительные погрешности [27].

Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики, а в самой тесной связи с этим умением находится умение с полной ясностью и правильно строить предложение, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости [27].

Грамотная математическая речь - это отражение степени понимания учебного материала. Учитель должен помнить об этом на каждом уроке, постоянно анализировать ошибки и небрежности в математической речи учащихся, разнообразить виды учебной деятельности по развитию речи [27].

Математика изучает математические модели. Математическая модель - это то, что остается от реального процесса, если отвлечься от его материальной сути. Математические модели описываются математическим языком. Изучая математику, мы изучаем специальный язык «природы», язык, основная функция которого - организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений. В настоящее время без этих навыков практически невозможно спланировать и организовать свою деятельность. Математика в школе изучается не ради формул. Формулы в математике - не цель, а средство приобщения к математическому языку, средство выявления его особенностей и достоинств [27].

Математика имеет огромные возможности для развития мышления и логически совершенной речи. Чтобы рассуждать, провести доказательство теоремы или самостоятельно решить задачу, нужно не просто заучить материал, а самостоятельно размышлять. Ученик, не разобравшись в идее доказательства, обязательно при ответе допустит ту или иную неточность; для правильного ответа он должен понять систему рассуждений, ту мысль, которая положена в их основу. Ученик должен показать в своем ответе не столько умение запоминания, сколько умение рассуждения [27].

В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки. Лишние слова и предложения могут быть сказаны для оказания эмоционального воздействия на собеседника, для выяснения связей с практическими задачами или с другими научными дисциплинами [27].

 

Рис. 1. Соотношение индивидуальных знаний и компетентности

 

На рис. 1 показано соотношение между индивидуальными знаниями и компетентностью. Здесь пространство компетентности - это требования, которым должен соответствовать любой ученик. Чем больше точек пересечения, тем эффективнее взаимодействие. Не может отдельно взятый человек быть компетентным сам по себе, он всегда компетентен относительно конкретной системы с ее требованиями.

Чтобы научиться применять индивидуальные знания, нужно развивать свою речь. А для этого необходимо:

1. Определить собственную линию естественно-речевого общения и придерживаться ее как эталона (полная ясность; научность (точное употребление терминов, точность формулировок, определений и предложений, логическая обоснованность рассуждений); соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, согласование, употребление союзов, сокращение предложений); литературность (приближение к литературному стилю, живость, образность изложения)).

2. Уделить особое внимание математической фразеологии и настойчиво обогащать ею научный стиль речи ученика.

.   Обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, (изучение должно включать: происхождение, буквальный смысл, научный смысл, приведены иллюстрации и примеры). Недостаточно глубокое, поверхностное усвоение понятия является причиной его неправильного употребления учащимися; неясное, неполное понимание термина немедленно влечет за собой неточную, расплывчатую, туманную речь.

.   Обратить внимание учащихся на выражения и формулировки учебника, разъяснить, что является существенным, определяющим (не упоминание может свести эти формулировки до уровня бессодержательных предложений).

.   Подчинить речь учащегося тем общим законам, которые учащиеся изучали на уроках русского языка.

.   Использовать для развития языка письменную речь. Отмечать стилистические, орфографические и в особенности пунктуационные ошибки и делать их объектом активного обсуждения в классе. Эти обсуждения будут каждый раз напоминать учащимся о том, что к недочетам письменных работ относятся не только математические ошибки, но и стилистические, орфографические и пунктуационные недостатки их письменной речи.

.   Особенно большое значение имеет составление учащимися объяснений к решениям текстовых задач. Они должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком. Речевые ошибки в математических выражениях, допущенные в ранний период обучения, укореняются, если игнорируются недочеты в речи, исходя из соображений, что школьники понимают, о чем идет речь, и просто оговариваются.

Но не только математика может сформировать компетенцию более высокого уровня. Межпредметная интеграция также позволяет укрепить компетенцию. Рассмотрим пример общепредметных компетенций.

 

Таблица 1. Общепредметные компетенции

Общепредметная компетенция

Предметные компетенции.

  Информатика Математика Физика
Умение анализировать Умение составлять алгоритм, программу Умение составлять математическую модель Решение задач
Умение вести полилог Коллективная работа над школьным сайтом Создание математического проекта Выполнение лабораторных работ
Умение классифицировать Составление программы, определение типов данных Определение вида задачи Составление сравнительных таблиц

 

Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием. Так, при изучении некоторой темы по информатике: «Моделирование и формализация» используется задача из раздела по математике: «Смоделировать процесс движения тела, брошенного под углом к горизонту». Именно Общепредметная компетенция позволяет быстрее вывести ученика на более высокий уровень сформированности компетенции.

Для формирования коммуникативной компетентности особое внимание уделяется устной и письменной речи, как видам математической речи.

Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчётливому мышлению и чёткой, логически совершенной математической речи.

Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики.

Путём упорного настойчивого и, главное, повседневного труда учитель вырабатывает именно ту речь, которая будет воспринимаема учащимися как некоторый образец [27].

Качествами, определяющими устную математическую речь, должны служить:

а) полная ясность выражаемых ею мыслей;

б) научности (точное употребление терминов, точность формулировок, определений и предложений, логическая обоснованность рассуждений);

в) соблюдение правил этимологии синтаксиса, правильное употребление падежей, употребление союзов, сокращение предложений;

г) литературность (приближение к литературному стилю, живость и, образность изложения).

Всячески должны устраняться такие пороки как употребление паразитических слов.

Основным общим моментом воспитательной функции математического образования является приучение учеников к полноценности аргументации.

Изучая математику, школьник впервые в своей жизни встречает столь высокую требовательность к полноценности аргументации. Вначале она удивляет, отталкивает, пугает его, кажется ему излишней, сверхмерной, педантичной. Но постепенно, день за днем, он к ней привыкает. Хороший учитель много может сделать для того, чтобы этот процесс протекал и быстрее, и продуктивнее. Очень важным является формирование у учеников взаимной критики; когда один из них что-либо доказывает или решает какую-либо задачу перед всем классом, все остальные должны напряженно искать возможные возражения и немедленно их высказывать. Этот воспитывающий процесс имеет решающее значение для логической культуры мышления и коммуникативной компетентности у учащихся [17].

Также весьма эффективным средством для развития языка учащихся служит выработка у них правильной письменной речи. Однако исправление ошибок только тогда окажется эффективным для поднятия культуры письменной речи учащихся, когда учитель будет систематически суммировать все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных работах, и делать их объектом активного обсуждения в классе [27].

К недочётам письменных работ относятся не только математические ошибки, но и все стилистические, орфографические, и пунктуационные недостатки их письменной речи. Особенно большое значение имеет составление учащимися объяснений к решению текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны грамотным и связным языком, а не в виде отрывочных, сокращённых предложений весьма непонятно и не точно выражающих мысль [17].

Основные ошибки, встречаемые в письменной речи.

1.  Неправильное употребление и искажение терминов;

2. Стилистические ошибки и недочёты.

В данной главе шла речь о компетентностном подходе к образованию. Были разведены понятия компетенция, компетентность. Так же рассматривалась коммуникативная компетентность - как одна из ключевых компетентностей. Было установлено, что для формирования коммуникативной компетентности у учащихся необходимо развивать коммуникативные способности и формировать коммуникативные умения. Так же было выявлено, что одним из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности является речь. Далее рассматривается математическая речь и уровни сформированности коммуникативных действий в ее видах: устной речи и письменной.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...