Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностические признаки сформированности устной и письменной речи на каждом из уровней




 

В работах Мелибурда Е.Л. «Психологические возможности улучшения общения» и Нифонтова В.И. «Концептуальные основы технологии индивидуализации обучения и воспитания» выделяется шесть уровней сформированности коммуникативных действий, проявляющихся в устной речи. Чтобы рассмотреть сформированность письменной речи они делят ее на письменную компетентность и публичное выступление, каждая из которых состоит четырех уровней.

Рассмотрим уровни сформированности коммуникативных действий в устной и письменной речи [14, с. 72].

 

Таблица 2. Уровни сформированности коммуникативных действий в устной речи

Уровень Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
1 Отсутствие коммуникативных действий. Не может выполнять коммуникативные действия, испытывая неловкость и дискомфорт при попытках общения, игнорирует общение. Не осознает необходимости вступления в контакт при встрече, никогда не начинает разговор первым.
2 Односторонние коммуникативные действия. Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении. С готовностью вступает в беседу, воспринимая вопросы к собеседнику как помощь в общении. Не задумывается о том, как будет продолжать беседу, не умеет правильно ее закончить.
3 Неадекватный перенос коммуникативных действий. Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы), не учитывая особенности ситуации общения. Может просто начать рассказывать что-либо свое (о своем), не на тему. Задавая вопросы, не отдает себе отчета об их уместности, перебивает собеседника, говорит, не учитывая его интересы в выборе темы. Может начать и продолжить разговор, но не умеет правильно его закончить.
4 Адекватный перенос коммуникативных действий. Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи воспитателя. Внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему, и нет, если тема не знакома. Достаточно полно анализирует ситуацию общения и четко соотносит ее с известным способом. Осознает причины собственных затруднений и поэтому легко принимает помощь воспитателя. Может самостоятельно начать, поддержать и закончить разговор со знакомым собеседником.
5 Самостоятельное построение коммуникативных действий. Самостоятельно строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце - без какой-либо помощи извне. Внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы. Критически по ходу общения оценивает свои действия, может дать о них отчет. Находит новый способ общения медленно, не всегда уверенно, но на всех этапах полностью самостоятельно. Может начать, поддержать и закончить разговор с незнакомым собеседником.
6 Свободное общение. Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы общения, уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе, занимая гуманистическую коммуникативную позицию. Свободно и уверенно ведет себя, обладает всеми манерами приятного собеседника (внимателен, чуток, корректен и тактичен в общении). Убедителен, но не навязчив в оценке обсуждаемых событий или действий; располагает к себе собеседника для дальнейшего общения.

 

На основе данных таблицы можно выделить общие методические рекомендации по формированию коммуникативных действий у учащихся.

Для перехода с первого на второй уровень необходимо вовлекать ученика в беседу с помощью ролевой игры, помочь понять важность и полезность правильных коммуникативных действий. В то же время, используя прием контраста, с помощью ярких, образных средств, «в картинках» показывать (тактично, не высмеивая), сколь нелепо и глупо в глазах окружающих может выглядеть человек, не умеющий правильно общаться. Разбирать причины неумения общаться: отсутствие элементарных знаний правил общения и этикета.

При переходе со второго на третий уровень сформированности коммуникативных действий необходимо обеспечить знание правил общения и этикета. Дать представление о невербальных средствах общения, их происхождении, значении и роли вжизни людей. Учить самостоятельно вступать в контакт в стандартных (типовых) ситуациях, используя типовой набор коммуникативных действий (действия по образцу, задаваемому педагогом), т.е. учить применять на практике знания правил и норм с целью отработки принятых в обществе стереотипов умений и навыков культуры общения.

Чтобы сформировать у учащегося коммуникативные действия четвертого уровня нужно закреплять стереотипы коммуникативных действий, учить с помощью педагога соотносить характер коммуникативных действий с особенностями ситуации общения, т.е. учитывать интересы собеседника в типовой (стандартной) ситуации. Учить перестраивать характер, тему и тон общения в зависимости от изменения среды и ситуации, осознавать причины собственных затруднений; обучать приемам завершения разговора. Вырабатывать умения и навыки публичного выступления перед знакомой аудиторией.

Для перехода с четвертого на пятый уровень необходимо учить вступать в контакт, шаг за шагом анализируя незнакомую (нетиповую) среду или ситуацию общения, модифицируя (изменяя) способ общения. Учить тому, как правильно начинать, продолжать и поддерживать (или прерывать) и завершать общение с незнакомым собеседником, анализировать результаты общения, вносить коррективы в собственные коммуникативные действия. Вырабатывать умения и навыки публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Для перехода на последний, шестой уровень, необходимо учить использовать умения и навыки, культуры общения в организации сотрудничества, коллективных действий, в решении спорных проблем, отстаивании собственной точки зрения, жизненной позиции и т.д., уважая право собеседника на собственное мнение по любому вопросу.

Теперь рассмотрим уровни сформированности письменной компетентности у учащихся [18, с. 67].

 

Таблица 3. Письменная компетентность

УРОВЕНЬ 1 · соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем.
УРОВЕНЬ 2 · демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.); · соблюдает жанр, нормы и правила оформления документа, согласованные с учителем.
УРОВЕНЬ 3 · определяет цель и аудиторию для предъявления информации; · использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме).
УРОВЕНЬ 4 · самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации, и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта.

Публичное выступление

УРОВЕНЬ 1 · готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы; · отвечает на уточняющие вопросы.
УРОВЕНЬ 2 · демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.); · готовит по образцу, который предложен учителем, и делает публичное выступление о цели, ходе, содержании полученной информации или результатах проекта; · отвечает на вопросы, направленные на понимание темы.
УРОВЕНЬ 3 · самостоятельно ставит цель публичного выступления; · самостоятельно выбирает жанр публичного выступления, в соответствии с его целью и характером информации; · отвечает на вопросы, направленные на развитие содержания выступления; · использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме).
УРОВЕНЬ 4 · самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации, и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта; · демонстрирует владение способами (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию; · отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции; · организует обратную связь с аудиторией.

 

Выделение основных диагностических признаков каждого уровня сформированности коммуникативной компетентности позволил разработать инструментарий определения уровня речи для всех уровней.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...