Диагностические признаки сформированности устной и письменной речи на каждом из уровней
В работах Мелибурда Е.Л. «Психологические возможности улучшения общения» и Нифонтова В.И. «Концептуальные основы технологии индивидуализации обучения и воспитания» выделяется шесть уровней сформированности коммуникативных действий, проявляющихся в устной речи. Чтобы рассмотреть сформированность письменной речи они делят ее на письменную компетентность и публичное выступление, каждая из которых состоит четырех уровней. Рассмотрим уровни сформированности коммуникативных действий в устной и письменной речи [14, с. 72].
Таблица 2. Уровни сформированности коммуникативных действий в устной речи
На основе данных таблицы можно выделить общие методические рекомендации по формированию коммуникативных действий у учащихся.
Для перехода с первого на второй уровень необходимо вовлекать ученика в беседу с помощью ролевой игры, помочь понять важность и полезность правильных коммуникативных действий. В то же время, используя прием контраста, с помощью ярких, образных средств, «в картинках» показывать (тактично, не высмеивая), сколь нелепо и глупо в глазах окружающих может выглядеть человек, не умеющий правильно общаться. Разбирать причины неумения общаться: отсутствие элементарных знаний правил общения и этикета. При переходе со второго на третий уровень сформированности коммуникативных действий необходимо обеспечить знание правил общения и этикета. Дать представление о невербальных средствах общения, их происхождении, значении и роли вжизни людей. Учить самостоятельно вступать в контакт в стандартных (типовых) ситуациях, используя типовой набор коммуникативных действий (действия по образцу, задаваемому педагогом), т.е. учить применять на практике знания правил и норм с целью отработки принятых в обществе стереотипов умений и навыков культуры общения. Чтобы сформировать у учащегося коммуникативные действия четвертого уровня нужно закреплять стереотипы коммуникативных действий, учить с помощью педагога соотносить характер коммуникативных действий с особенностями ситуации общения, т.е. учитывать интересы собеседника в типовой (стандартной) ситуации. Учить перестраивать характер, тему и тон общения в зависимости от изменения среды и ситуации, осознавать причины собственных затруднений; обучать приемам завершения разговора. Вырабатывать умения и навыки публичного выступления перед знакомой аудиторией. Для перехода с четвертого на пятый уровень необходимо учить вступать в контакт, шаг за шагом анализируя незнакомую (нетиповую) среду или ситуацию общения, модифицируя (изменяя) способ общения. Учить тому, как правильно начинать, продолжать и поддерживать (или прерывать) и завершать общение с незнакомым собеседником, анализировать результаты общения, вносить коррективы в собственные коммуникативные действия. Вырабатывать умения и навыки публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Для перехода на последний, шестой уровень, необходимо учить использовать умения и навыки, культуры общения в организации сотрудничества, коллективных действий, в решении спорных проблем, отстаивании собственной точки зрения, жизненной позиции и т.д., уважая право собеседника на собственное мнение по любому вопросу. Теперь рассмотрим уровни сформированности письменной компетентности у учащихся [18, с. 67].
Таблица 3. Письменная компетентность
Публичное выступление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ 1 | · готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы; · отвечает на уточняющие вопросы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ 2 | · демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.); · готовит по образцу, который предложен учителем, и делает публичное выступление о цели, ходе, содержании полученной информации или результатах проекта; · отвечает на вопросы, направленные на понимание темы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ 3 | · самостоятельно ставит цель публичного выступления; · самостоятельно выбирает жанр публичного выступления, в соответствии с его целью и характером информации; · отвечает на вопросы, направленные на развитие содержания выступления; · использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ 4 | · самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации, и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта; · демонстрирует владение способами (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию; · отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции; · организует обратную связь с аудиторией. |
|
|
Выделение основных диагностических признаков каждого уровня сформированности коммуникативной компетентности позволил разработать инструментарий определения уровня речи для всех уровней.
|
|