Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика производства и экспорта электроэнергии




(млрд. кВт-ч)

Наименование продукции 2011 г. отчет 2020 г. прогноз 2030 г. прогноз 2020 г. к 2011 г., % 2030 г. к 2011 г., %
1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, % 100,1 101,8 101,8 101,3 101,3 114,4 115,6 132,4 133,6
Производство электроэнергии 1054,8 1288,3 1313,4 1557,2 1588,7 122,1 124,5 147,6 150,6
Потребление электроэнергии (внутренний рынок) 1041,1 1238,5 1253,6 1460,6 1492,1 119,4 120,9 140,8 143,9
Экспорт электроэнергии 21,7 53,7 63,7 100,5 100,5 237,6 281,9 444,7 444,7

В прогнозный период рассматриваются следующие варианты развития отрасли.

По инновационному сценарию (вариант 2) в условиях более интенсивной диверсификации экономики и реализации мероприятий по энергосбережению потребление электроэнергии увеличится до 1254 млрд. кВт-ч к 2020 году (среднегодовой темп прироста в 2011-2020 гг. – 2,1%) и до 1492 млрд. кВт-ч к 2030 году (среднегодовой темп прироста в 2021-2030 гг. – 1,8%).

Производство электроэнергии прогнозируется с ростом до 1313 млрд. кВт-ч в 2020 году и 1589 млрд. кВт-ч в 2030 году.

Доля АЭС в общем объеме производства электроэнергии повысится до 18-19% в 2020 году и до 22-23% в 2030 году против 16,8% в 2011 году. Доля ГЭС в общем объеме производства электроэнергии составит 15% в 2020 году и 14-15% в 2030 году (15,6% в 2011 году). Доля на ТЭС снизится с 67,9% в 2011 году до 60-61% в 2030 году.

При этом в 2011-2030 гг. прогнозируется ввод около 160 млн. кВт энергетических мощностей с объемом требуемых инвестиций около 36,4 трлн. рублей, в том числе в 2011-2020 гг. – около 71 млн. кВт (инвестиции – 14,7 трлн. рублей) и в 2021-2030 гг. – около 89 млн. кВт (инвестиции – 21,7 трлн. рублей).

Прогноз среднегодовых темпов роста производства и распределения электроэнергии по варианту 2, %
  2006-2010 гг. 2011-2020 гг. 2021-2030 гг.
Ресурсы      
Производство 101,1 102,4 101,9
Импорт 69,3 123,5 100,0
ИТОГО РЕСУРСОВ 101,6 102,4 101,9
Распределение      
Экспорт 96,9 114,5 104,7
Внутреннее потребление 101,7 102,1 101,8
Промышленность 102,8 101,5 101,5
Транспорт и связь 101,5 103,9 102,7
Потребление населением 103,6 101,8 101,2

Производство электроэнергии обеспечит не только рост внутреннего потребления, но и позволит увеличить экспорт электроэнергии с 21,7 млрд. кВт-ч в 2011 году до 63-64 млрд.кВт-ч в 2020 году, и 100 млрд.кВт-ч в 2030 году. С учетом намеченного строительства Балтийской АЭС (2х1100 МВт) к 2017 году учитывается возможность начала экспорта электроэнергии в Польшу, а к 2019 году и в Германию суммарно в объеме 11 млрд. кВт-ч в год. В рамках намечаемой программы сотрудничества с Китаем в электроэнергетике учитывается возможность увеличения экспорта электроэнергии в Китай с сегодняшних приграничных поставок около 1 млрд. кВт-ч до 62 млрд. кВт-ч в год к 2030 году.

В 2011-2012 гг. энергетическими компаниями с государственным участием (ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», Госкорпорация «Росатом», Группа «ИНТЕР РАО ЕЭС») были приняты инновационные программы. Реализация инновационных программ приведет к росту коэффициента использования установленной мощности АЭС с 80% в 2010 году до 86,6% в 2020 году, на ОАО «ФСК ЕЭС» количество персонала компании на 100 км линий электропередачи снизится с 17,8 человек в 2011 году до 9 человек к 2020 году (среднее количество персонала на 100 км линий электропередачи зарубежных компаний составляет около 6 человек).

С учетом выполнения инновационных программ, а также ввода новых энергетических мощностей и замены действующего устаревшего оборудования рост производительности труда из расчета производства электроэнергии на одного работающего в отрасли составит в 2020 году 128,9% к 2011 году и в 2030 году 161,5% к 2011 году.

Электроемкость промышленности в целом с 2010 по 2020 год снизится на 18-20%, к 2030 году – на 28-30% при увеличении потребления электроэнергии добывающими отраслями. Доля потребления электроэнергии транспортом увеличится с 8,6% в 2010 году до 10-11% в 2020-2030 годах.

Среднедушевое потребление электроэнергии населением к 2020 году увеличивается до 90 кВт.ч/мес. на человека, что близко к современному показателю Москвы, Санкт–Петербурга и Тюмени, к 2030 году – превысит 100 кВт.ч/мес. на человека.

В инновационном и форсированном сценариях намечается более интенсивное осуществление реконструкции котельных и замещение их новыми установками когенерации малой и средней мощности. При этом общая доля теплофикационной выработки электроэнергии на ТЭЦ общего пользования в стране должна возрасти с 27 до 43 процентов.

По форсированному сценарию (вариант 3) в условиях более высоких темпов развития экономики показатели по выработке электроэнергии и электропотреблению практически совпадают с вариантом С.

По консервативному сценарию (вариант 1) потребление электроэнергии увеличится к 2020 году до 1239 млрд. кВт-ч (среднегодовой темп прироста в 2011-2020 гг. – 2%) и к 2030 году – до 1460 млрд. кВт-ч (среднегодовой темп прироста в 2021-2030 гг. – 1,7%).

Прогноз среднегодовых темпов роста производства и распределения электроэнергии по варианту 1, %
  2006-2010 гг. 2011-2020 гг. 2021-2030 гг.
Ресурсы      
Производство 101,8 102,2 101,9
Импорт 69,3 123,5 100,0
ИТОГО РЕСУРСОВ 101,6 102,2 101,9
Распределение      
Экспорт 96,9 113,0 106,5
Внутреннее потребление 101,7 102,0 101,7
Промышленность 102,8 101,5 101,4
Транспорт и связь 101,5 103,1 102,3
Потребление населением 103,6 101,6 101,3

Производство электроэнергии прогнозируется на уровне 1288 млрд. кВт-ч в 2020 году и 1557 млрд. кВт-ч в 2030 году. Доля АЭС в общем объеме производства электроэнергии в 2020 году повысится до 19% и в 2030 году до 23,3%, доля ГЭС в 2020 году составит 15,2% и в 2030 году – 13,8 процента.

При этом в 2011-2030 гг. намечается ввод около 149 млн. кВт энергетических мощностей с объемом требуемых инвестиций около 33,3 трлн. рублей, в том числе в 2011-2020 гг. – около 64 млн. кВт (инвестиции – 13 трлн. рублей) и в 2021-2030 гг. – около 85 млн. кВт (инвестиции – 20,3 трлн. рублей).

Производство электроэнергии обеспечит не только рост внутреннего потребления, но и позволит увеличить экспорт электроэнергии до 53-54 млрд. кВт-ч к 2020 году и 100 млрд. кВт-ч к 2030 году в основном за счет увеличения поставок в Китай.

Электроемкость промышленности в целом с 2010 по 2020 год снизится на 15%, к 2030 году – на 20-25%. Потребление электроэнергии добывающими отраслями повысится почти до уровня инновационного сценария при меньших объемах добычи полезных ископаемых. Доля потребления электроэнергии транспортом в прогнозируемом периоде не превысит 10 процентов.

Потребление электроэнергии населением к 2020 году увеличивается до 87-90 кВт.ч/мес. на человека, что близко к уровню инновационного сценария, к 2030 году – также превысит 100 кВт.ч/мес. на человека. При меньшем росте доходов населения по варианту 1 потребление электроэнергии может быть выше инновационного сценария из-за меньшего развития энергосберегающих технологий в электротехнике и особенно в ЖКХ.

В результате реализации сценария с низкими ценами на нефть (вариант А) потребление электроэнергии к 2020 году – 1189 млрд. кВт-ч (среднегодовой темп прироста в 2011-2020 гг. 1,5%) и к 2030 году – 1345 млрд. кВт-ч (среднегодовой темп прироста в 2021-2030 гг. 1,2%). При прогнозируемом уровне спроса производство электроэнергии возрастет до 1223 млрд. кВт-ч в 2020 году и 1418 млрд. кВт-ч в 2030 году.

Для обеспечения указанных темпов роста производства электроэнергии, с учетом необходимости формирования достаточных резервных мощностей,
в 2011-2030 гг. потребуется ввод около 114 млн. кВт энергетических мощностей. При этом инвестиции за период составят около 24,9 трлн. рублей.

Производство электроэнергии обеспечит не только прогнозируемый рост внутреннего потребления, но и позволит увеличить объемы экспорта электроэнергии до 35,9 млрд. кВт-ч к 2020 году и 76,7 млрд. кВт-ч к 2030 году.

По сценарию с высокими ценами на нефть (вариант С) внутреннее потребление электроэнергии может составить в 2020 году 1397 млрд. кВт-ч и в 2030 году – 1645 млрд. кВт-часов. При этом среднегодовой темп прироста в 2011-2020 гг. составит 2,4%, в 2021-2030 гг. – 2,4 процента.

Прогнозируемые в данном сценарии высокие цены на газ стимулируют развитие угольной генерации, атомной энергетики, гидроэнергетики и производства электроэнергии на базе ВИЭ. Повышение цен на газ вызовет интенсификацию процессов замещения газа электроэнергией, что может привести к относительному увеличению электроемкости экономики по сравнению с инновационным сценарием.

Прогнозируемые изменения в производственной структуре промышленности и других отраслей экономики обусловят изменения в ее региональной структуре. Поскольку новые производства и сопутствующая им инфраструктура будут тяготеть к источникам более дешевой энергии и сырья опережающими темпами станут развиваться Сибирь и Дальний Восток.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста.

В результате реализация мер по энергосбережению, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», прогнозируется снижение энергоемкости экономики России к 2020 году на 16-29% и в 2030 году – на 34-50% относительно уровня 2011 года.


Транспортный комплекс

В последние годы, несмотря на динамичное развитие транспортного комплекса, он все больше превращается в «узкое место» экономического роста.

Основными ограничениями наращивания объемов перевозок грузов являются: неразвитость транспортно-логистической системы; существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества (ввод автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием более чем в 2 раза уступает показателю начала 2000-х годов; недостаточное развитие экспортной транспортной инфраструктуры (морских портов, пограничных пунктов пропуска); наличие ограничений пропускной и провозной способности железнодорожных линий; высокая стоимость авиационного топлива; слаборазвитая аэропортовая сеть страны.

Вместе с тем принимаемые меры по развитию транспортного комплекса до 2030 года позволят значительно повысить качество деятельности транспортного комплекса, что будет характеризоваться соответствующими показателями и индикаторами.

Так, будут обеспечены доступность и качество транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей территории страны; будет сформирована выделенная сеть скоростных железнодорожных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей; подвижность населения возрастет до 15561 пасс.-км на 1 человека в год, что в 2,6 раза выше показателя в 2007 году; будет обеспечена постоянная круглогодичная связь сети автомобильных дорог всех сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования; доля населения, не обеспеченного доступом к услугам автотранспорта общего пользования составит к 2030 году всего 2% (в 2010 г. – 10%); эффективная гибкая государственная тарифная политика обеспечит ценовую доступность транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами; существенно снизятся аварийность, риски и угрозы безопасности по видам транспорта. Число погибших за год в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 10 тыс. автомобилей сократится на 63%. Число авиакатастроф на 100 тыс. часов налета на регулярных перевозках снизится в 22 раза – с 0,18 до 0,008 в 2030 году (в США – 0,01); значительно уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Объем удельных выбросов СО2 на автомобильном транспорте сократится на 22%, на железнодорожном транспорте – на 51 процент.

Рассматривая общеэкономические показатели, следует отметить, что будет достигнут высокий конкурентный уровень удельных транспортных издержек в цене конечной продукции – снижение на 30% к 2030 году; коммерческая скорость продвижения партий товаров возрастет до 1100 км/сут. автомобильным транспортом в межрегиональном и международном сообщении, а железнодорожным транспортом в контейнерах – до 800 км/сут., в том числе на Транссибе – до 1700 км/сут.; срочность, ритмичность доставки товаров достигнет уровня развитых стран и позволит бизнесу снизить складские запасы для гарантированного товарного производства до 3-6 дней; экспорт транспортных услуг к 2030 году возрастет в 4,5 раза, с 13,2 до 58,8 млрд. долларов США. Транзитные перевозки через территорию России увеличатся с 28,7 до 84,4 млн. т; предоставление бизнесу и населению полного объема необходимых высококачественных транспортных услуг обеспечит запланированные темпы роста ВВП; взаимодействие со стратегиями и программами развития смежных отраслей – поставщиков ресурсов для развития и функционирования транспорта обеспечит стимулирование интенсивного развития смежных отраслей в экономике страны.

В части общетранспортных показателей значительно повысится производительность труда на транспорте (в 2-4 раза). Доля времени движения товаров в пути увеличится до 16-20 часов в сутки (автотранспорт, междугороднее и международное сообщение); повысятся фондоотдача инфраструктуры транспорта и рентабельность; существенно уменьшится энергоемкость транспорта (на 30%); будет создана опорная сеть автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соединяющая все административные центры субъектов Российской Федерации по дорожной сети с твердым покрытием, структура дорожной сети будет преобразована из радиальной в сетевую. На международных транспортных коридорах будет обеспечен проезд автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонн; будут созданы приоритетные конкурентные условия для национальных перевозчиков и стимулировано повышение их конкурентоспособности. Доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов возрастет с 39% в 2010 году до 50% в 2030 году, а доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом вырастет с 4 до 16%. Доля судов под российским флагом в суммарном дедвейте морского транспортного флота, контролируемого Россией, возрастет с 31% в 2010 году до 40% в 2030 году; будут внедрены инновационные товаротранспортные технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям, обеспечена оптимизация технологического взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса. К 2030 году сроки доставки грузов в мультимодальном (смешанном) сообщении сократятся на 25% по сравнению с 2006 годом; развитие конкурентной среды, включая государственно-частное партнерство, целенаправленное формирование условий инвестирования обеспечат интенсивный рост инвестиционной привлекательности отрасли.

В целом решению поставленных задач по развитию транспортного комплекса будет способствовать реализация положений принятых федеральных законов: «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания портовых особых экономических зон), «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», а также утвержденных Правительством Российской Федерации типовых концессионных соглашений в сфере транспорта.

Перспективная модель финансирования транспортной отрасли предусматривает развитие различных форм государственно-частного партнерства, повышение доступности кредитных ресурсов за счет субсидирования части процентных ставок из средств федерального бюджета, стимулирование развития лизинговой деятельности, содействие в защите и страховании капитала частных инвесторов, использование транспортных облигаций.

Предполагается, что кредиты и лизинг станут играть важную роль в реализации инвестиционных программ на железнодорожном, воздушном и морском транспорте.

К 2014 году с учетом создания дорожных фондов закончится поэтапный переход на нормативный метод финансирования содержания и ремонта автомобильных дорог федерального уровня, и в последующие годы необходимо завершить этот переход и на региональном уровне.

Основные положения долгосрочного прогноза развития транспортного комплекса согласованы с утвержденными программными документами по развитию транспортного комплекса: Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года, Стратегией развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года, Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети до 2020 года, Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и учтены в государственной программе Российской Федерации «Развитие транспортной системы», которая определяет приоритеты и направления развития транспортного комплекса на долгосрочный период, а также предусматриваются в Федеральной целевой программе «Модернизация Единой системы организации воздушного движения (2009-2020 годы)» и в разрабатываемом проекте федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Сценарии прогноза

Долгосрочный прогноз транспортного комплекса до 2030 года представлен тремя вариантами:

1 вариант (консервативный сценарий) – направлен на преодоление в основном сложившихся «узких мест» в развитии транспортной инфраструктуры и характеризуется относительно недостаточным уровнем инвестиций. Среднегодовые темпы роста грузооборота будут отставать от роста ВВП. Однако инфраструктурные ограничения, обусловленные наличием «узких мест» в транспортной инфраструктуре, сохранятся после 2020 года, а подвижность населения с учетом использования личного легкового автотранспорта увеличится к 2030 году по сравнению с 2011 годом менее чем в 2 раза.

Низкий уровень инвестиций в прогнозный период не позволит осуществить необходимое масштабное развитие инфраструктуры транспортного комплекса. Прогнозируется, что к 2020 году объем инвестиций составит 2,7 трлн. рублей, к 2030 году – 5,9 трлн. рублей.

Из них в 2020 году на долю федерального бюджета придется порядка 800 млрд. рублей, 1900 млрд. рублей – на долю внебюджетных источников финансирования.

В 2030 году за счет федерального бюджета будет выделено 1,7 трлн. рублей, внебюджетные источники составят 4,3 трлн. рублей.

2 вариант (инновационный сценарий) – характеризуется интенсивным развитием транспортной системы и преодолением основных «узких мест» к 2020 году в сочетании с запуском новых высокотехнологичных транспортных проектов. Увеличение протяженности и повышение технических характеристик транспортной сети, обновление парков транспортных средств и совершенствование технологий станут мощным стимулом дальнейшего экономического и социального развития страны. В период реализации государственной программы «Развитие транспортной системы» до 2020 года будет обеспечено сбалансированное развитие транспортной системы страны и удовлетворен возрастающий спрос на транспортные услуги.

Ожидается, что в 2020 году объем инвестиций составит 3,9-4 трлн. рублей, тогда как к 2030 году в случае реализации всех ключевых транспортных проектов их уровень может достичь 8,7 трлн. рублей.

Приоритетное развитие получат виды транспорта, в наибольшей мере соответствующие изменяющимся потребностям общества, – воздушный, автомобильный и железнодорожный.

3 вариант (форсированный сценарий) – характеризуется опережающим развитием транспортной инфраструктуры уже до 2020 года. В данном варианте реализация крупных инфраструктурных проектов возможна уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Ожидается, что в 2020 году объем инвестиций составит 7,2 трлн. рублей, с достижением в 2030 году уровня 15 трлн. рублей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...