Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Машиностроительный комплекс




Машиностроительный комплекс является одним из ключевых секторов экономики, уровень развития которого в значительной степени определяет состояние экономического потенциала Российской Федерации, ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках, а также обороноспособность государства.

Доля машиностроительного комплекса в обрабатывающих производствах экономики Российской Федерации по итогам 2011 года по объему отгруженной продукции составила около 20%. В общем объеме отгруженной продукции машиностроительного комплекса доля транспортных средств и оборудования составляет около 48%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 27%, машин и оборудования – 25 процентов.

В 2010-2011 годах рост производства машиностроительного комплекса составил 22-15% соответственно, что является одним из наиболее высоких индексов роста обрабатывающих производств. Это, в свою очередь, обусловлено интенсивным увеличением инвестиционной активности со стороны юридических лиц и объемов потребительского спроса в части высокотехнологичных товаров вследствие восстановления экономической конъюнктуры после мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. (индекс производства продукции машиностроительного комплекса в 2008 и 2009 году составил 98-66% соответственно).

Вместе с тем на машиностроительный комплекс оказывает влияние ряд негативных общесистемных факторов, ограничивающих его развитие, к которым в том числе относятся технологическая отсталость отдельных производств, высокая материало- и энергоемкость производства, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на НИОКР), зависимость от поставок импортных комплектующих, зависимость экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитической конъюнктуры.

С целью нивелирования негативного влияния указанных факторов в настоящее время при активной государственной поддержке реализуются мероприятия, направленные на устранение существующих ограничений и создание производственно-технологического потенциала, обеспечивающего интенсивное и опережающее развитие секторов машиностроения в средне- и долгосрочной перспективе, в том числе в части стимулирования реализации перспективных инвестиционных проектов, НИОКР, повышения эффективности основной деятельности ключевых предприятий, совершенствования системы производства и поставок продукции специального назначения, стимулирования спроса на продукцию.

Так, на реализацию указанных механизмов по итогам 2011 года (без учета расходов на реализацию ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы») из федерального бюджета было направлено более 220 млрд. рублей, что в значительной степени способствовало достижению отмеченных показателей развития машиностроения.

Таким образом, тенденции развития машиностроения до 2020 года будут связаны как с общесистемными факторами развития (в части объемов спроса на инвестиционную и потребительскую продукцию машиностроения, поставок специальной продукции для обеспечения обороны и безопасности), так и реализацией мероприятий, направленных на устранение ограничений развития отдельных секторов машиностроительного комплекса, что будет способствовать технологическому перевооружению предприятий, увеличению НИОКР, направленных на создание новых конкурентоспособных видов продукции, создание новых и развитие действующих машиностроительных предприятий, в том числе совместных с зарубежными партнерами (в соответствии с проектами государственных программ на поддержку развития машиностроительного комплекса в период 2012-2020 гг. из федерального бюджета предполагается направить более 2,8 трлн. рублей без учета ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы»).

При эффективной реализации указанных мероприятий, обусловленной в том числе сохранением запланированных в настоящее время параметров их финансирования, а также с учетом увеличения инвестиций в основной капитал и роста реальных располагаемых доходов населения в 2020 году относительно уровня 2011 года более чем на 83% и 46% соответственно, предполагается, что среднегодовой темп роста продукции машиностроительного комплекса по инновационному варианту в период до 2020 года составит порядка 107%. Кроме того, повышение конкурентоспособности продукции российского производства по отношению к импортным аналогам в совокупности с реализацией механизмов государственного регулирования рынка высокотехнологичных товаров, в том числе в части стимулирования спроса, приведет в конечном итоге к интенсификации процессов импортозамещения на внутреннем рынке по отдельным продуктовым сегментам.

В период 2021-2030 гг. на этапе завершения реализации запланированных в настоящее время мероприятий, направленных на устранение ограничений развития отдельных секторов машиностроительного комплекса, развитие машиностроения в целом будет определяться в большей степени общесистемным фактором в части динамики спроса на продукцию российского производства (увеличение инвестиций в основной капитал и рост реальных располагаемых доходов населения в 2030 году относительно уровня 2020 года составит более 73% и 50% соответственно), которая в свою очередь в значительной степени будет зависеть от уровня конкурентоспособности данной продукции, достигнутого в том числе по итогам реализации указанных мероприятий, в связи с чем в 2030 году относительно уровня 2020 года ожидается увеличение объемов производства продукции машиностроительного комплекса на 73,2%. При этом данная динамика является оценкой развития машиностроительного комплекса относительно общесистемных факторов, которая может быть уточнена на этапах реализации программных документов развития соответствующих секторов промышленности.

Таким образом, предполагается, что производство продукции машиностроительного комплекса в 2030 году относительно уровня 2011 года увеличится более чем в 3,2 раза.

Развитие машиностроительного комплекса в период до 2030 года также будет определяться основными параметрами научно-технического развития реального сектора экономики, таким образом, в связи с возможным изменением направлений развития отдельных секторов промышленности, которое может быть связано в том числе с интенсивным внедрением и разработкой качественно новых продуктов и технологий (например, в части внедрения новых материалов, разработки и применения новых энергетических установок, изменения подходов к разработке и производству радиоэлектронной продукции) текущие прогнозные параметры развития могут быть уточнены.

Необходимо отметить, что помимо секторов, развитие которых определяется общесистемными факторами, такими как динамика спроса, и для которых характерны достаточный уровень развития производства и насыщение внутреннего рынка (например, в части бытовой техники и электроники), а также секторов, развитие которых зависит в значительной степени от реализации механизмов государственного регулирования в соответствующих сферах деятельности, и связанных с производством продукции специального назначения (авиационная, судостроительная, радиоэлектронная промышленности), в структуре машиностроительного комплекса существуют сектора со значительным уровнем потенциального спроса на их продукцию (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство строительно-дорожной техники и технологического оборудования), в отношении которых при активном участии бизнеса и государственном регулировании соответствующих товарных рынков в долгосрочной перспективе может отмечаться их интенсивное развитие (более высокими темпами роста, чем по машиностроению в целом).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...