Педагогическая диагностика (понятие, составляющие и функции педагогической диагностики)
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Выпускная работа Диагностика учащихся на уроках русского языка и литературного чтения ОГЛАВЛЕНИЕ: Педагогический диагностика русский язык чтение Введение Глава 1 Педагогическая диагностика (понятие, составляющие и функции педагогической диагностики) История развития педагогической диагностики Диагностическая деятельность Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования обученности Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний Диагностирование обучаемости Тестирование - одна из методик педагогической диагностики 1.4.1 История применения диагностических тестов Требования к правильно составленным тестам Классификация тестов Критерии диагностических тестов обученности Основные правила подготовки материалов для тестового контроля 1.5 Диагностика результатов образовательного процесса в четырехлетней начальной школе: общие подходы Глава 2 1.1 Диагностика результатов обучения русскому языку в начальной школе Диагностика уровня подготовки по литературному чтению в начальной школе Заключение Литература Приложение ВВЕДЕНИЕ Любой процесс деятельности начинается с описания ожидаемых результатов в цели и задачах. Педагогический процесс, как известно, относится к открытым системам, где не всегда совпадают цель и результаты, если считать по содержанию, емкости или в мерах измерения. Цель педагогического процесса имеет часто гипотетический характер. С одной стороны, это предоставляет педагогу возможность маневра, разнообразия путей и способов взаимодействия, как с учащимися, так и с содержанием образования и обучения. С другой стороны, неопределенность, неконкретность цели не позволяет сосредоточиться на определенном направлении и получать объективные результаты. Еще одной особенностью педагогических систем, особенно начального образования, является отдаленность ожидаемых результатов учебной деятельности детей, которым знания нужны в качестве взрослого работника. Поэтому наши доводы о необходимости знаний в жизни человека не оказывают ожидаемого влияния на стимулирование усилий детей в учебе.
Чтобы оценить исходное состояние, динамику изменений и качество результатов, в педагогических процессах используют диагностику - «процесс определения характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении». При этом считается, что педагогический диагноз устанавливается «на основе данных об усвоении учениками школьных учебных программ, наблюдения за их обучением, деятельностью, изучения ее результатов». Диагностика в педагогических системах используется в двух значениях: психодиагностика, как методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности; и педагогическая диагностика, как процесс выявления причин успешности или отклонений в усвоении учащимися учебных программ. Диагностика стала предметом внимания исследователей на заре возникновения научной педагогики. Еще Я.А. Коменский считал, что в обучении надо устанавливать границы, до которых нужно доводить учащихся и знать пути безошибочного достижения намеченных целей. А.С. Макаренко резко критиковал отвлеченный характер целей образования, который не позволяет предъявлять к учителю конкретные требования относительно успешности процесса и видимости результатов обучения. Но в обоих случаях речь идет о необходимости учета целей, находящихся вне сферы развития ребенка, заданных извне.
В сегодняшней педагогике, психологии и образовательной практике известны исследования в разных областях и функциях педагогической диагностики. Во многих исследованиях (Анастази И.А., Дахин А.Н., Засорина Л.Н., Романчева Н.В., Шилова М.И., Щуркова Н.Е. и др.) диагностику рассматривают в ее результирующей функции как мониторинг качества остаточных знаний учащихся. Другие исследователи (Бардин К.В., Журова А.Е., Клайн В., Кузнецова М.И., и др.) рассматривают проблемы диагностики как начального этапа мониторинга, - устанавливающего готовность ребенка к школьному обучению. Проблемы практической психологической службы диагностики в школе рассматривают Гильбух Ю.З., Гуревич К.М., Кала У., Майоров А.Н., Смирнов С.Д. и др. Проблему формирования диагностических умений у будущих учителей поднимает Байкова JI.A., Нюдюрмагомедов А.Н., Шуркова Н.Е. и др. Педагогическую диагностику как средство, позволяющее прослеживать динамику развития природных сил и субкультуры ребенка, исследуют Венгер JI.A., Крайг Г., Кудрявцев В.Т. и др. В образовательных стандартах и в школьной практике, как правило, диагностику используют как средство контроля за качеством усвоенных учениками знаний и умений. Анализ теории, нормативных документов о школе и школьной практике показывает, что в педагогической диагностике пока не находит место сам ребенок, его инициатива, активность, открытость и перспективные помыслы. Наблюдается явное противоречие между провозглашенными целями развивающего обучения в начальной школе и сохранением диагностики как методик, контролирующих усвоенные учениками знания и умения. В этих условиях очень актуальной становится проблема исследования критериев стимулирования и развития активных усилий учащихся в педагогической диагностике на всех этапах динамики педагогического процесса. В этой связи темой исследования мы выбрали «Педагогическая диагностика как фактор стимулирования инициативы младших школьников в обучении». Объект исследования - педагогическая диагностика в учебном процессе начальной школы. Предмет исследования - влияние педагогической диагностики на инициативу младших школьников в обучении.
Целью исследования является выявление и обоснование условий эффективного влияния педагогической диагностики на инициативу младших школьников в обучении. Задачи: 1. Выявить и обосновать сущностные, закономерные основы педагогической диагностики. . Разработать средства, позволяющие включать развивающие критерии диагностики в содержание образования в начальных классах. . Экспериментально обосновать условия эффективного влияния развивающих критериев диагностики на повышение инициативы младших школьников в обучении. . Предложить рекомендации по подготовке учителя начальных классов к реализации развивающей функции диагностических средств в школе. Гипотеза исследования: Включение в содержание начального образования развивающих критериев педагогической диагностики позволит стимулировать инициативу и активность младших школьников в обучении в следующих условиях: • рассмотрении и использовании учителями детской инициативы как источника развития младших школьников; • поиске, обосновании и включении в педагогическую диагностику факторов развития младших школьников; • разработке учебных заданий, позволяющих включать развивающие критерии педагогической диагностики в содержание и формы учебного процесса; • организации учебного процесса, реализующего стимулирующую функцию педагогической диагностики. ГЛАВА 1 Педагогическая диагностика (понятие, составляющие и функции педагогической диагностики)
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики.
Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. Поэтому неудивительно, что существуют различные определения научной диагностики. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений студентов. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе студентов из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели: . внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения; . определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения; . планирование последующих этапов учебного процесса; . мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов; . улучшение условий учебы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|