Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы административно-правового статуса государственного служащего




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………

1. Понятие и виды государственной службы……………………

2. Муниципальная служба и муниципальные служащие……..

3. Отличие и соотношение муниципальной службы с государственной гражданской службой………………..

4. Особенности государственной военной службы. Военная служба. Порядок призыва и прохождения военной службы….. ………..

5. Государственная правоохранительная служба. Виды, порядок поступления и прохождения…………………………………

6. Понятие государственной должности, категории и группы должностей государственных гражданских служащих…….

7. Государственные служащие: понятия и виды. Основы административно-правового статуса государственного служащего….

8. Основы административно-правового статуса государственного служащего……..

9. Понятие и принципы государственной гражданской службы. Соотношение правовых категорий «государственные должностные лица» и «государственные служащие»………

10.  Порядок прохождения службы: понятие и структура. Поступление на гражданскую службу: конкурс и виды конкурса. ……

11.  Перемещение по службе….

12.  Прекращение государственно-служебных отношений: основания и порядок…………

13.  Содержание административно-правового статуса государственных служащих…

14. Социально-правовые гарантии и ограничения госслужащих – поощрения и ответственность…….

15. Организационное обеспечение эффективности государственной службы….

16. Цель, задачи, нормативная основа и порядок проведения аттестации.

17. Государственные квалификационные экзамены государственных служащих

18. Повышение квалификации и переподготовка служащих…

19. Служебная проверка. Конфликт интересов…….

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственная служба – это элемент системы публичного управления, опосредующий профессиональную деятельность граждан, привлекаемых на контрактной основе на государственные должности для непосредственной реализации полномочий государственных органов. Перед государством стоит задача повышения эффективности функционирования государственного механизма. Одним из направлений повышения эффективности функционирования государственного механизма является оптимизация деятельности государственной службы, на что направлена административная реформа в последние десятилетия. Значение государственной службы заключается не только в том, что государственные служащие обеспечивают непосредственную реализацию функций публичного управления в своей повседневной профессиональной деятельности, но и в установлении доверия между обществом и государством.

Государственную службу можно рассматривать как один из факторов политической и социальной стабильности. В социальном контексте институт государственной службы представляет собой инструмент, обеспечивающий взаимодействие государства и населения, в том числе в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг. Как и всякий государственный институт, государственная служба подлежит законодательному регулированию на уровне конституционного и отраслевого законодательства. Необходимость жесткой правовой регламентации государственной службы связана с тем, что государственному служащему в силу специфики его профессиональной деятельности вверяются властные полномочия и, как следствие, возникает опасность злоупотребления полномочиями. Для обеспечения эффективности государственной службы и предотвращения злоупотреблений по службе государственными служащими законодательно: регламентируются требования к лицам, претендующим на должности государственной службы; устанавливаются стандарты осуществления государственной деятельности; предусматриваются инструменты предотвращения злоупотреблений по службе, противодействия коррупции и ответственность государственных служащих в случае допущения нарушений по службе.

 

Понятие и виды государственной службы

 

Современная система государственной службы включает в себя следующие виды деятельности:

- гражданская государственная служба;

- военная государственная служба;

- иная государственная служба.

Государственная гражданская служба представляет собой вид государственной службы, опосредующий профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской службы для обеспечения исполнения полномочий органов публичного управления, а также лиц, замещающих государственные должности.

Военная служба представляет собой вид государственной службы, опосредующий профессиональную служебную деятельность граждан, осуществляемую на воинских должностях в Вооруженных силах и других войсках для обеспечения обороны и безопасности государства.

Иные виды государственной службы включает традиционно правоохранительную деятельность, то есть профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется ими на должностях в правоохранительных органах для реализации функций по обеспечению безопасности, правопорядка, законности, борьбы с преступностью, защиты прав личности.

 

Муниципальная служба и муниципальные служащие

 

На территории ЛНР происходит постепенный процесс становления законодательной системы касаемо функционирования институтов муниципальной службы. Ориентируется она, как правило на модель работающую в Российской Федерации. Рассмотрим особенности муниципальной службы на примере Российской Федерации.

Муниципальная служба как объект правового регулирования представляет собой специальный институт, входящий составной частью в комплексный институт организационных основ местного самоуправления. В этом качестве муниципальная служба рассматривается как элемент в системе муниципальных общественных отношений, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.

Правовое регулирование муниципальной службы осуществляют Федеральный закон от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», законы субъектов Федерации, муниципальные нормативно-правовые акты.

В качестве предмета регулирования Федеральный закон (статья 1) определяет отношения, связанные с поступлением граждан на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Выделяя и вводя институт муниципальной службы, законодатель подчёркивает её общественную значимость и взаимосвязь с государственной гражданской службой (см. статью 5 Федерального закона).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.

В субъективном смысле муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы (статья 2, часть 1 Федерального закона).

Перечень должностей муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

 

 

Отличие и соотношение муниципальной службы с государственной гражданской службой

 

Муниципальное право включает в себя нормы, устанавливающие правовые основы муниципальной службы, которая не является государственной. Более общим для государственной и муниципальной службы является термин “публичная служба”. Публичная служба – это служба в органе публичной власти. С этой точки зрения можно говорить о том, что нормы муниципального права являются источником публичной службы (то есть службы государственной). Так как органы местного самоуправления не признаются государственными органами, то и работники в этих учреждениях не могут называться государственными служащими.

Значит важным отличительным признаком, которым обладает муниципальная служба является то, что это деятельность по исполнению полномочий органов местного самоуправления, то есть деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования, а муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета. Отсюда следует, что муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации порядке включенную в штат должностей в структуре муниципальной администрации, имеющий квалификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, степень, класс) заключивший с государственным органом трудовой договор, осуществляющий предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержание и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

 

Особенности государственной военной службы. Военная служба. Порядок призыва и прохождения военной службы

 

Главной задачей военной службы является постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита территории своего государства.

Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы.

К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и уровню физической подготовленности.

Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым гражданином военной присяги. Граждане принимают военную присягу на верность своей Родине.

Отличительной чертой военной службы является высокая степень обязательности и ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.

За нарушения, допущенные при исполнении служебных обязанностей или уклонении от их исполнения, к военнослужащим предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения к гражданам, состоящим на государственной службе.

Военная служба - это особый вид государственной службы. Она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости.

Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом " О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только, если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев.

 

Государственная правоохранительная служба. Виды, порядок поступления и прохождения

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы в Российской Федерации, который ранее предусматривался в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина[1].

Гражданам, занимавшим должности правоохранительной службы, присваивались специальные звания и классные чины.

Условия прохождения правоохранительной службы регулировались федеральными законами и иными нормативными актами, касающимися конкретных ведомств (например, закон «О полиции», закон «О прокуратуре» и т. д. ). Какого-либо общего закона или иного нормативного акта о правоохранительной службе не существовало.

Можно выделить ряд общих условий прохождения правоохранительной службы:

  • Возраст поступающего на правоохранительную службу должен быть не менее 18 лет;
  • Поступающий на правоохранительную службу должен быть способен по своим личным качествам и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;
  • Поступающий на правоохранительную службу должен не иметь судимости;
  • Государственный служащий правоохранительной службы не должен находиться в близком родстве или свойстве с другим государственным служащим связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • Государственный служащий правоохранительной службы должен иметь гражданство России.

Правоохранительная служба занимает промежуточное положение между военной службой и гражданской. Это обусловлено тем, что правоохранительная служба схожа как с военной[3] (своими задачами и строгой дисциплиной), так и с гражданской службой[4] (на служащих правоохранительной службы распространяется также законодательство о труде и иные нормативные акты). При этом законодательно статус правоохранительной службы каким-либо образом не закреплен, помимо общего определения.

 

Понятие государственной должности, категории и группы должностей государственных гражданских служащих. Категории и группы должностей государственных гражданских служащих

 

Государственная должность — это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу.

Государственная должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

 

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий " руководители" и " помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории " специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории " обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

 

Государственные служащие: понятия и виды. Основы административно-правового статуса государственного служащего

Виды государственных служащих в соответствии с законодательством РФ:

Государственные служащие – это совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Они образуют государственный аппарат как социально-правовой институт.

Государственный служащий— работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Федеральный государственный служащий - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основы административно-правового статуса государственного служащего

 

Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники полиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).

- оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного государственного органа, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридические властные акты в качестве средства управления людьми. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты, начальники отделов и др. );

- технический (вспомогательный состав) – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решения данного государственного органа. Они обеспечивают деятельность оперативного состава. Их служебная деятельность не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (технические секретари);

- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариусы, негосударственные эксперты и др. ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...