Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет №5 Объясните термин «актор» международных отношений и назовите группы акторов современных МО




Актор – активный субъект, который может вступать в международные отношения.

• В XVII – XIX вв. главным участником МО –являлось государство. Сложилась государственно-центристская модель мира

• Согласно международному праву все государства обладают суверенитетом и равны между собой

МПО(МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ)

• Первые межправительственные организации появляются XIX столетии (надгосударственные организации). Они создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. МПО одновременно являются источниками развития международного права.

• МПО имеют институты: штаб-квартиры, аппарат и пр.

• Исторически они первоначально осуществляли сотрудничество в экономической сфере. После победы над Наполеоном создается постоянная комиссия по судоходству на Рейне, затем Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз и др.

• Расцвет их приходится на ХХ столетие.

• В 1900 г. было 30 МПО. Их число резко возросло после Второй мировой войны.

• В 1985 г. число МПО достигло 378. В 1999 г. их насчитывалось 251. Окончание холодной войны сопровождалось распадом ряда МПО, в частности Совета Экономической взаимопомощи, Организации Варшавского договора и др.

Типы МПО

• Универсальные: Лига Наций, ООН

• Организации с множественностью целей, членство в которых ограничено географическим положением, например, Африканский союз, Организация американских государств

• Есть и другие критерии образования МПО, например, Содружество объединяет большинство государств, ранее входивших в Британскую империю, «Большая Восьмерка» - наиболее экономически и политически влиятельные страны мира.

• Ряд из них созданы ООН:

• Международная организация труда (при Лиге Наций), Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ).

• Вне ООН на основе межправительственных соглашений действует Интерпол

• Европейский союз (ЕЭС в начале)

• ОБСЕ

• НАТО

• СНГ

Неправительственные международные организации – МНПО

• Выделяют:

• МНПО

• Транснациональные корпорации

• Внутригосударственные регионы

МНПО

• Ныне их число по разным оценкам от 6 до 30 тыс.

• Могут быть профессиональными: Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов, Международный олимпийский комитет, Международная теннисная федерация

• Религиозные: Всемирный совет церквей

• Экологические: Гринпис

• Гуманитарные: Международный Красный крест

• Феминистские движения

• Объединения ученых, например, Пагоушское движение

ТНК

• Число их ныне 53 тыс.

• Около 90% всех ТНК базируется в странах северного полушария

• Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков

Внутригосударственные

• Это административно- территориальные образования государства – кантоны, земли, штаты и пр.

• Сфера действия: культура, торговля, наука

 

№6 Государство как основной актор международных отношений в истории и современности. Ресурсный потенциал государства

 

Большинство представителей разных политических школ, мировоззренческих направлений считают, что государство является главным, решающим актором международных отношений

Три рубежа становления МО:

1- контакты древних племен и народов, которые привели к осознанию различий между «своими» и «чужими», разделению социальных взаимодействий на внутренние и внешние. Такие отношения называют (прамеждународными).

2 – возникновение института государства, которое стремится контролировать все то, что находится внутри него, но не может из-за ограниченности ресурсов контролировать то, что находится вне его. Соответственно внутреннее – это то, над чем государство способно осуществлять власть, внешнее же государству неподвластно. Именно на этом этапе появляются по сути отношения, которые можно назвать международным: это устойчивые взаимодействия государств в тех сферах, которые им неподвластны.

3 – системные МО(Н. А. Косолапов)

 

Государство в современной политической системе мире:

В XVII – XIX вв. главным и фактически единственным участником МО являлось государство.

Государственно-центристская модель мира сложилась в середине XVII в.

В 1648 г. сформировалась первая политическая система – Вестфальская, которая сложилась после окончания Тридцатилетней войны (1618 – 1648 гг.), в которой участвовала по разным причинам (религиозным, территориальным, династическим и др.) большая часть европейских государств.

В дальнейшем она распространилась по всему миру

Политическая система получила название по месту заключения мира в Вестфалии

Вестфальский мир заложил основу нового миропорядка – децентрализованной системы суверенных и равных государств-наций

Согласно международному праву все государства обладают суверенитетом и равны между собой

Это была величайшая социально-политическая инновация, позволившая преодолеть многочисленные конфессиональные, территориальные, этнические и другие противоречия, раздиравшие Европу середины XVII в.

Согласно международному праву все государства обладают суверенитетом и равны между собой

Однако: государства отличаются по политическому влиянию, военной мощи, экономическому потенциалу, территории, численности населения и пр.

Ресурсные составляющие современного государство (Богаттуров):

 

1 - военная сила

2 – научно-технический потенциал

3 – производственно-экономический потенциал

4 – организационный ресурс

5 – совокупный креативный потенциал производства востребованных жизнью инноваций

№7. Современная международная стратификация государств

· Различаются сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и микрогосударства.

· Cверхдержавы выделяются по следующим признакам: а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба; б) способность оказывать влияние на жизнь всего человечества; в) невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции, если в такую коалицию не входить другая сверхдержава.

· Великие державы оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях. Они нередко стремятся играть мировую роль, однако реальные возможности, которыми они располагают, ограничивают их роль либо определенным регионом, либо отдельной сферой международных отношений на уровне регионы.

· Средние державы обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружении. Это отличает их от малых государств, влияние которых является слабым.

· Малые государства вместе с тем должны обладать достаточными средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности

· Микрогосударства в принципе не могут защитить свой суверенитет собственными силами. Таковыми считаются государства, население которых не превышает 1-2 миллионов человек.

 

№8 Межправительственные организации

МПО в современной политической системе мира

· Первые межправительственные организации (надгосударственные организации) появляются XIX столетии. Они создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. МПО одновременно являются источниками развития международного права.

· МПО имеют институты: штаб-квартиры, аппарат и пр.

· Исторически они первоначально осуществляли сотрудничество в экономической сфере. Так, после победы над Наполеоном создается постоянная комиссия по судоходству на Рейне, затем Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз и др.

· Расцвет их приходится на ХХ столетие.

· В 1900 г. было 30 МПО. Их число резко возросло после Второй мировой войны.

· В 1985 г. число МПО достигло 378. В 1999 г. их насчитывалось 251. Окончание холодной войны сопровождалось распадом ряда МПО, в частности Совета Экономической взаимопомощи, Организации Варшавского договора и др.

Причины развития МПО

· Вторая мировая война привела к осознанию опасности конфликтов и необходимости создания системы, способствующей их предотвращению. Один из путей этого – создание международный организации, которая занималась бы этими вопросами. Эта цель была главной при создании ООН

· Мировое разделение труда, усиление и развитие контактов требовали международных организаций, которые бы обеспечивали сотрудничество. Появились МПО глобального и регионального уровня

· Возникновение глобальных проблем (экологических, голода и др.) поставило вопрос о координации усилий в их решении

· Новые государства Азии и Африки, Латинской Америки через международные организации ставили и решали вопросы, которые их волновали

Типы МПО

· Универсальные: Лига Наций, ООН

· Организации с множественностью целей, членство в которых ограничено географическим положением, например, Африканский союз, Организация американских государств

· Есть и другие критерии образования МПО, например Содружество объединяет большинство государств, ранее входивших в Британскую империю

· «Большая Восьмерка» - наиболее экономически и политически влиятельные страны мира.

ООн

· Создана в 1945 г.

· При создании ее членами было 51 государство, в 1991 -166, 2000 г. -189, ныне 193

· ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития

· Устав ООн является фундаментом современного международного права

· ООН сама стал важным механизмом международного нормотворчества. По инициативе ООН заключены сотни международных договоров, регулирующих положение дел в самых различных сферах общественной жизни

· ООН наделена важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе путем использования вооруженной силы

· Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций

Специализированные МПО

· Под эгидой ООН действуют 15 специализированных организаций.

· Крупнейшими из них являются Международная организация труда (при Лиге Наций), Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры и др.

· Вне ООН на основе межправительственных соглашений действует Интерпол

· Европейский союз (ЕЭС в начале)

· ОБСЕ

· НАТО

· СНГ

ЕС

На сегодняшний день эта организация объединяет 27 стран Европы: Бельгия, Италия, Люксембург. Нидерланды, Германия, Франция, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, Словения, Кипр (кроме северной части острова), Мальта, Болгария, Румыния

Эволюция европейской интеграции включила в себя 4 этапа:

1 - 1957 -1968 – образование зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений

2 – 1968 – 1987 – возникновение таможенного союза с введением общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран

3 – 1987 – 1992 – образование единого внутреннего рынка, обеспечивающего свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы

4 – 1992 - 2002 – подписание Маастрихского договора об образовании ЕС. Создание экономического и валютного союза, предусматривающего замену национальных валют единой валютой – евро

Ныне страны ЕС взаимодействуют в области судебной практики, внутренних дел (между полицейскими службами стран–членов ЕС), а также в области внешней политики и политики безопасности, экологии, борьбе против международного терроризма и др.

Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО)

  • Образована в апреле 1949 г.
  • В 2012 г. включала в себя 28 стран, и процесс расширения альянса продолжается. Ныне это самая развитая структура безопасности в мире
  • В основе военной организации НАТО лежит интегрированная командная структура, обеспечивающая взаимодействие вооруженных сил стран-членов и их подготовку для участия в коллективных действиях в случае возникновения вооруженного конфликта
  • Происходит процесс расширения НАТО за счет присоединения к нему новых членов из числа стран Восточной Европы. В 1999 г. были приняты Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 г. – Болгария, Литва, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония
  • Намеренны присоединиться Хорватия, Македония, Украина, Грузия и Албания
  • Основными операциями блока являются военные действия в Югославии (в Сербии, переход Косово под юрисдикцию миротворческого контингента НАТО) и Афганистане

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

  • Наследница Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе – (СБСЕ), образованного в 1975 г. Членами являются 35 государств Европы, а также США и Канады
  • Цель – обеспечение военной разрядки на континенте
  • В 1995 г. переименована в Организацию по безопасности и сотрудничества в Европе – (ОБСЕ)
  • После окончания холодной войны для ОБСЕ важнейшими стали вопросы прав человека и урегулирования конфликтных ситуаций в Нагорном Карабахе, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Македонии, Таджикистане и др. Сделан акцент на территории бывшего СССР.
  • Все меньше внимания ОБСЕ уделяет военно-политическому сотрудничеству и экономике

Всемирная торговая организация

  • Создана в 1947 г. как Генеральное соглашение по тарифам и торговле - (ГАТТ).
  • Штаб-квартира находится в Женеве, Швейцария
  • В 1995 г. преобразована в ВТО. Ныне -153 стран-членов
  • Важнейшим принципом ВТО является согласие его участников предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования
  • Для развивающихся стран может действовать более высокий уровень защиты рынка
  • Интерпол
  • Международная авиационная федерация
  • ACEM – Форум «Азия – Европа»
  • Организация стран-экспортеров нефти

№9Неправительственные организации и причины их множественности

  • Ныне их число по разным оценкам от 6 до 30 тыс.
  • Могут быть профессиональными: Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов, Международный олимпийский комитет, Международная теннисная федерация
  • Религиозные: Всемирный совет церквей
  • Экологические: Гринпис, действует с 1971 г. Цель: защита природной среды существования человека. В настоящее время главным предметом протестных акций Гринписа явялется производство генетически модифицированных продуктов
  • Гуманитарные: Международный Красный крест
  • Феминистские движения
  • Объединения ученых, например, Пагоушское движение

МНПО весьма активны и влиятельны в современном мире. К ним относят организации, которые учреждены не на правительственной основе и действуют не только в рамках одного государства (поэтому их часто называют транснациональными).

Первые МНПО возникли в XIX веке, но проявление их реального влияния на МО и численный рост приходится на вторую половину ХХ столетия. В 1900 г. их насчитывалось 69, на рубеже ХХ и XXI веков – 27 тысяч.

Международная амнистия

  • Международная амнистия основана в 1977 г. Цель – соблюдение Всеобщей декларации прав человека и других международных стандартов в области прав человека
  • Добивается запрещения смертной казни, уважения религиозных убеждений, недопущения поставок оружия авторитарным режимам и пр.

Дом свободы

  • Основан в 1947 г. Штаб-квартира в Вашингтоне. Финансируется США.
  • Ее члены в основном американские военнослужащие.
  • В центре внимания Дома свободы находится состояние политических и гражданских прав и свобод в разных странах мира.
  • С 2004 г. Россия считает несвободной.

Причины Увеличение числа международных неправительственных организаций и тенденции их дальнейшего роста обусловлены целым рядом причин, а именно:
- появлением глобальных проблем;
- часто недостаточными возможностями отдельных государств и международных межправительственных организаций для их решения;
- усилением демократических процессов в сфере внутренних и международных отношений, институционным выражением которых являются международные неправительственные организации;

- трансформацией в сфере национальных интересов государств (переход от государственных интересов, суверенитета к общечеловеческим ценностям, таким как права человека и защита окружающей среды);
- возрастающим желанием отдельных индивидуумов во всем мире увеличить контроль над процессами принятия решений в вопросах, которые затрагивают их жизненные интересы,
- расширением возможностей трансграничных связей и деятельности общественности разных стран, а также возможностей технологического прогресса.

№10 Понятие непризнанных и несостоявшихся государств

Непризнанные гос-ва:

Кроме суверенных и признанных мировой общественностью существуют непризнанные

Непри́знанные госуда́рства — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления.Но в то же время они не имеют дипломатического признания со стороны государств – членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН.

  • Абхазия, Южная Осетия, Косово, Сахарская арабская республика, Нагорно-Карабахская Республика, Приднепровская Молдавская Республика, Чеченская Республика Ичкерия, Республика Сербская Краина Хорватия, Гагаузия- Молдавия.
  • ФРГ и ГДР
  • Республика Абхазия — согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе этого государства; с 1992 г. — фактически самостоятельна. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 г. признана 6 государствами — членами ООН — Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу
  • Турецкая Республика Северного Кипра, провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 г., объявила о своей независимости в 1983 г. В 2004 г. территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признаётся Турцией и Абхазией.
  • Южная Осетия — согласно конституции Грузии, входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 г. получила фактическую независимость, которая с 2008 г. признана 5 государствами-членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Тувалу

Есть также группа несостоявшихся государств (Сомали, Руанда, Афганистан, Палестина, Эритрея и др.)

Это государство, в котором центральное правительство так слабо или неэффективно, что оно фактически не контролирует большую частью его территории.

№11Понятие внешней политики. Соотношение внешней политики и дипломатии

Внешняя политика -действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории по реализации национальных интересов.

Международные отношения – это взаимодействие и обмен деятельностью и ее результатами, который происходит между различными социальными субъектами (прежде всего государствами) в тех или иных сферах общественной жизни.

  • Важнейшим критерием их отличия от внутри-общественных отношений и процессов является пересечение ими территориальных границ. Результирующая и наиболее значимая сфера международных отношений – политическая, поэтому речь идет о международно-политических отношениях.

Понятие дипломатии:

Термин «дипломатия», «дипломатическая служба» употребляется в различных смыслах:

  • как синоним внешней политики;
  • для обозначения переговоров;
  • для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел;
  • служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры;
  • словом «дипломатия» иногда обозначают особую способность проявлять ловкость в хорошем смысле при ведении международных переговоров, в плохом смысле - коварство в подобных делах.
  • Французский исследователь Г. Гарден (1833): «Дипломатия в широком смысле этого термина есть наука о внешних сношениях или иностранных делах, в более точном смысле слова - это наука или искусство переговоров».
  • В. Зорин (1984 г.): Дипломатия – это официальная деятельность органов внешних сношений по представительству государства в межгосударственных делах, по осуществлению путем переговоров и других мирных средств целей и задач его внешней политики …, по защите мирным путем его прав и интересов за границей.
  • Громыко А. А. Дипломатия – составная часть внешней политики, международной деятельности государства … Внешняя политика и дипломатия составляют единое целое, составные части которого не отделимы друг от друга.
  • Дипломатия является мирным средством осуществления внешней политики, и ее основной метод – переговоры

№12 Определения дипломатии. Цели, задачи, методы дипломатии

Термин «дипломатия», «дипломатическая служба» употребляется в различных смыслах:

  • как синоним внешней политики;
  • для обозначения переговоров;
  • для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел;
  • служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры;
  • словом «дипломатия» иногда обозначают особую способность проявлять ловкость в хорошем смысле при ведении международных переговоров, в плохом смысле - коварство в подобных делах.

Определение Дипломатии

  • Французский исследователь Г. Гарден (1833): «Дипломатия в широком смысле этого термина есть наука о внешних сношениях или иностранных делах, в более точном смысле слова - это наука или искусство переговоров».
  • В. Зорин (1984 г.): Дипломатия – это официальная деятельность органов внешних сношений по представительству государства в межгосударственных делах, по осуществлению путем переговоров и других мирных средств целей и задач его внешней политики …, по защите мирным путем его прав и интересов за границей
  • . Громыко А. А. Дипломатия – составная часть внешней политики, международной деятельности государства … Внешняя политика и дипломатия составляют единое целое, составные части которого не отделимы друг от друга.
  • Дипломатия является мирным средством осуществления внешней политики, и ее основной метод – переговоры

Функции дипломатии

  • представительство
  • дипломатическое общение и переписка
  • проведение переговоров
  • снискание расположения
  • добывание информации
  • защита интересов граждан своей страны за рубежом
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...