Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформирование содержания образования

Реформирование содержания общего и профессионального образования выступает в качестве ведущего фактора развития образовательной системы. В конечном счете, посредством реформирования содержания образования реализуются его новые ценности и смыслы, последовательно преодолевается унифицированный характер образовательной системы, обеспечивается гуманистическая направленность образования, усиливается учебная мотивация личности, создаются предпосылки для развертывания творческих возможностей педагогических работников.

В содержании образовательного процесса нашли более последовательное отображение специфические условия и потребности субъектов Российской Федерации, национально-культурная самобытность российских народов.

В настоящее время обучение в основной школе ведется на 38=языках народов России. Создано новое поколение учебников, прежде всего в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин: если в 1991=году федеральный перечень школьных учебников включал 120=наименований, то в 1997=году=v 567.

В 1996=v 1997=гг. государственным тестированием на добровольной основе было охвачено свыше 200=тыс. школьников практически всех субъектов Российской Федерации.

Законодательно закреплена и получила распространение практика многоуровневой подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Для системы высшего профессионального образования разработаны и введены в действие государственные образовательные стандарты. Завершается разработка государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. С учетом конъюнктуры формирующегося рынка труда обновлена номенклатура специальностей и профессий, введены новые направления подготовки специалистов с высшим образованием.

Однако присущие переходному периоду трудности обусловили известные ограничения в темпах реформирования образования и придания реформам комплексного, поступательного и системного характера.

На новом этапе необходимо обеспечить системное реформирование содержания образования, создать механизм его постоянного обновления. Основополагающая цель состоит в переходе к многообразному и непрерывному образованию, охватывающему всю активную жизнь человека. При этом многообразие и непрерывность должны выступать не только как перспективные тенденции, но и как условия достижения нового качества образования.

Для обновления содержания образования необходимо осуществить следующие меры:

в краткосрочной перспективе (1998=v 2001 гг.)

в=целом по системе образования:

разработать за счет средств инновационного фонда Минобразования России научные основы, методические приемы и организационные механизмы, обеспечивающие преемственность государственных образовательных стандартов всех ступеней и уровней системы общего и профессионального образования;

привести содержание образовательных программ в соответствие с современными достижениями науки, техники и культуры, потребностями и реальными возможностями обучающихся, с запросами личности, общества и государства при широком использовании научно-методического потенциала учебно-методических объединений и научно-методических советов;

разработать предложения о мерах по государственному регулированию рынка учебной и учебно-методической литературы, предотвращению его монополизации, улучшению обеспечения высококачественными учебниками учащихся и студентов, а также библиотек образовательных учреждений;

кардинально улучшить систему и практику работы с одаренными учащимися и студентами, создать федеральный фонд поддержки талантливой молодежи, обеспечить регулярное проведение общероссийских олимпиад и конкурсов по областям знаний, создать условия для более широкого участия победителей отечественных олимпиад в международных соревнованиях, в том числе за счет средств программы "Одаренные дети" и средств инновационного фонда Минобразования России;

обновить содержание образования в плане усиления его гуманитарного компонента, улучшить подготовку учащихся и студентов в области права и экономики, провести конкурсы учебников по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам за счет средств федерального и региональных бюджетов с привлечением займов Мирового банка;

разработать современную концепцию воспитания личности в образовательной системе и приступить к ее реализации, в том числе посредством создания широкой сети общественных советов по проблемам воспитания в системе образования; сосредоточить воспитание обучающихся на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов ответственного гражданского поведения;

усилить роль искусства в содержании образования и эстетического воспитания обучающихся, в том числе посредством организации внеучебной воспитательной работы, кружков, клубов и студий; рекомендовать местным органам управления образованием оказывать содействие учебным заведениям в расширении доступности обучающимся музеев, театров и других объектов культуры;

приступить к разработке на федеральном уровне комплексов мультимедийных средств, отражающих выдающиеся достижения культуры и искусства России и мира;

создать условия для развития различных самодеятельных организаций обучающихся; рекомендовать советам и администрации образовательных учреждений, органам управления образованием оказывать всемерное содействие в их работе, в том числе посредством выделения финансовых средств, помещений, стимулирования сбора спонсорских средств для деятельности этих организаций, содействия их благотворительной деятельности; разработать образовательные программы по подготовке менеджеров, специализирующихся в области детских и молодежных неполитизированных общественных организаций;

в рамках Федеральной программы развития образования в России в 1998г. с учетом отечественного и мирового опыта создать систему организационно-методической и финансовой поддержки нововведений в содержании, методах и организации общего и профессионального образования, ориентированную на освоение перспективных тенденций в развитии образования, науки, техники, культуры и производства, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процессов;

разработать и утвердить на федеральном и региональном уровнях положения об инновационных образовательных учреждениях, определив механизм их государственно-общественной экспертизы; предусмотреть в бюджетах различных ровней целевые средства на поддержку инновационного движения, создание фондов инновационного развития образования; обеспечить государственную поддержку на федеральном и региональном уровнях целевых инновационных программ в сфере образования.

в общем образовании:

разработать и ввести в образовательную практику государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования за счет средств федерального и региональных бюджетов;

осуществить корректировку федерального базисного учебного плана, имея в виду рациональное сочетание федерального и регионально-национального компонентов содержания образования, соответствие допустимого объема недельной нагрузки возможностям обучающихся, психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и условиям образования в учебных заведениях различных типов и видов, предусмотрев при этом возможность широкой реализации вариативных образовательных программ;

осуществить за счет средств федерального бюджета и рекомендовать субъектам Федерации обеспечить за счет средств региональных бюджетов на образование разработку содержания, средств и методов, обеспечивающих непрерывное воспитание и обучение в новом типе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

за счет средств инновационного фонда Минобразования России изменить организационные основы и обновить программно-методическое обеспечение воспитания детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи;

осуществить за счет средств федерального бюджета и рекомендовать субъектам Федерации обеспечить за счет их бюджетов разработку и освоение содержания образования и методик обучения, ориентированных на сельские малочисленные и малокомплектные школы, провести корректировку их учебных планов с целью усиления практической направленности учебного процесса в соответствии с изменениями в укладе сельской жизни; улучшить оснащение этих школ с учетом задач индивидуализации обучения и развития самообразования учащихся;

провести за счет средств федерального бюджета 1998=v 1999=годов, выделяемых на методическую и инновационную работу Минобразованию России, эксперимент по использованию разработанного минимального содержания образования и системы требований к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы;

разработать за счет средств инновационного фонда Минобразования России до 2000=года структуру и содержание 12-летнего среднего (полного) общего образования, определить меры по поэтапному переходу к нему с учетом реальных условий различных регионов страны;

в профессиональном образовании:

завершить разработку и введение государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета 1998=v 2000 гг.;

обновить за счет средств федерального бюджета 1998=года государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования при участии в пределах своей компетенции федеральных научно-методических советов, учебно-методических объединений и научно-методических советов; обратить особое внимание на образовательные стандарты бакалаврской и магистерской подготовки;

разработать за счет федерального бюджета целевую программу подготовки учебной, учебно-методической литературы в пределах федерального комплекта учебников для образовательных учреждений начального профессионального образования и рекомендовать субъектам Федерации обеспечить за счет их бюджетов издание указанной учебной литературы;

реализовать меры, направленные на повышение открытости системы вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения, уменьшение ее зависимости от субъективных факторов, увеличение представительства в контингентах обучающихся иногородних студентов и выходцев из малообеспеченных семей;

провести эксперимент по отработке системы национального тестирования в целях изменения порядка поступления абитуриентов в высшие учебные заведения;

в среднесрочной перспективе (2002 v 2005 гг.)

в целом по системе образования:

активизировать выполнение программ эффективной компьютеризации образовательных учреждений и широкого использования информационных технологий;

принять меры к развитию дистанционного образования и реализации принятых ранее программ в области дистанционного образования; обеспечить переход к новым педагогическим технологиям, интерактивным методам, практической направленности обучения в сочетании с фундаментальной теоретической подготовкой учащихся; создать систему поддержки нововведений в содержании, технологии и организации образования (в том числе его семейных и экстернатных форм);

осуществить реформирование учебных планов и образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами на всех ступенях и уровнях обучения общего и профессионального образования;

создать, в основном, национальную систему контроля качества образования, дифференцированную по ступеням и уровням общего и профессионального образования, в том числе организовав федеральный и региональные центры контроля качества и тестирования.

в общем образовании:

осуществить дальнейшее развитие системы общего среднего образования, обеспечить переход на 12-летнее общее образование с достаточным учебно-методическим сопровождением;

реализовать комплексную медико-социальную и психолого-педагогическую программу выявления, коррекции, поддержки и реабилитации обучающихся из числа представителей различных групп риска;

в профессиональном образовании:

привести перечни направлений, специальностей и профессий подготовки кадров в соответствие с запросами на рынках труда и образовательных услуг, обратив особое внимание на специальности, определяющие научно-технический прогресс и конкурентоспособность отечественной продукции, а также на сохранение научных школ, пользующихся мировым признанием;

обеспечить ориентацию на подготовку рабочих и специалистов преимущественно по широкому профилю, позволяющую выпускникам учебных заведений профессионального образования адаптироваться к меняющимся условиям современного рынка труда и формировать у них самостоятельное видение профессиональной перспективы;

осуществить дальнейшее развитие среднего профессионального образования на основе формирования системы неуниверситетского высшего образования, объединяющей средние специальные учебные заведения; включить в тех случаях, когда для этого имеются объективные условия, средние специальные учебные заведения в родственные по профилю вузы, что позволит существенно изменить профессиональную и информационную среду для студенческих и преподавательских коллективов средних специальных учебных заведений, открыть им доступ к библиотекам вузов, их системам информатики и коммуникаций, вузовской академической культуре и базам учебной практики;

ввести национальные стандарты информатизации высшего профессионального образования, отвечающие прогрессивным мировым тенденциям;

повысить качество профессионального образования на основе его широкой информатизации и обеспечения новейшими коммуникационными технологиями.

Для развития работы по обновлению содержания образования необходимо использовать фонды финансирования инноваций, активно применять практику конкурсов и грантов на написание новых учебников, а также процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. Для получения объективной информации о качестве образования важно периодически проводить международные сравнительные оценки, а также создать федеральную систему контроля качества образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...