Реформирование системы управления образованием
Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны требуют коренного улучшения системы и практики управления образованием. За последние годы произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Приведены в соответствие с федеративным устройством России полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в образовательной сфере. Заложена правовая база академической самостоятельности учебных заведений. Преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями, важным шагом в этом направлении стало создание единого министерства. Идет становление взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием, растущую роль играют учебно-методические объединения, ассоциации учебных заведений, региональные советы ректоров. Новые подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных актах. Основная цель дальнейшего реформирования управления образованием=v создание эффективной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества. Исходя из этого предстоит решить следующие проблемы в области управления сферой образования. Федеральный уровень: формирование национальной образовательной политики и стратегии ее реализации; правовое регулирование деятельности системы образования в целом; прогнозирование рынка образовательных услуг и нормативно-правовое обеспечение его развития; разработка и принятие государственных образовательных стандартов, их информационное и методическое обеспечение;
создание системы оценки и контроля качества образования, его соответствия образовательным стандартам; создание государственной системы лицензирования и аккредитации; формирование государственного заказа в сфере профессионального образования; разработка нормативов бюджетного финансирования образования; определение (установление) порядка финансирования системы образования; финансирование образовательных учреждений федерального ведения; определение объема и порядка предоставления федеральных образовательных субвенций; формирование системы информационного обеспечения сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития, включая статистическое наблюдение; регулирование имущественных отношений в системе образования; координация деятельности органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов Российской Федерации; анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики; организация и содействие выполнению научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования; формирование и обеспечение деятельности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования. Региональный уровень: прогнозирование регионального рынка образовательных услуг и разработка стратегии его развития; нормативно-правовое регулирование деятельности системы образования в регионе; разработка и принятие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; формирование регионального заказа в сфере профессионального образования; разработка нормативов бюджетного финансирования образования на уровне региона; финансирование образовательных учреждений ведения субъектов Федерации;
формирование региональных систем информационного обеспечения сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития, включая статистическое наблюдение; регулирование имущественных отношений в подведомственных образовательных учреждениях; координация деятельности местных органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов Российской Федерации и федеральными органами управления образованием; анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики; организация и содействие выполнению научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования; анализ, поддержка и активное распространение инновационной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования; формирование и обеспечение деятельности региональных систем подготовки, привлечение общественности к решению проблем развития образования. Уровень местного самоуправления: развитие местного самоуправления через вовлечение широкой общественности в управление и развитие образования, в решение вопросов деятельности образовательных учреждений; удовлетворение специфических образовательных потребностей населения; формирование муниципальной системы образования с учетом потребностей населения и запросов локальных рынков труда; непосредственный контроль за реализацией конституционных прав граждан на образование и обеспечение финансовых, материально-технических, кадровых и других условий, необходимых для нормальной деятельности учреждений образования; обеспечение адресной социальной поддержки определенных категорий обучающихся, воспитанников; создание нормативно-правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей функционирование и развитие образовательного учреждения. Уровень образовательного учреждения: осуществление образовательной деятельности; индивидуализация образовательного стандарта, разработка программ, учебных планов и учебно-методических пособий; изменение структуры и объемов профессиональной подготовки с учетом величины госзаказа, заказов предприятий и семей, а также прогнозируемой конъюнктуры рынка труда; разработка и реализация мер по планированию и поддержке профессиональной карьеры выпускников (для учебных заведений системы профессионального образования);
формирование внутренней структуры управления; формирование совместно с органами управления образованием органов общественного управления (по типу попечительских советов); маркетинг образовательных услуг; реализация различных видов деятельности, в том числе предпринимательской; распоряжение доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности; сдача в аренду имущества, в том числе переданного учредителем; привлечение для обеспечения своей деятельности финансовых ресурсов из различных источников. Уровень органов общественного управления: разработка проектов решений для всех уровней управления образованием; изыскание дополнительных средств на нужды образования; определение направлений расходования (использования) дополнительных средств; общественная оценка рациональности использования выделяемых ресурсов; организация общественного обсуждения готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования, проектов и программ развития образования, вопросов финансирования системы образования; обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства; полнотой реализации прав обучаемых, родителей, педагогов; проведение профессионально-общественных экспертиз образовательных учреждений; формирование общественного мнения (интереса) по проблемам образования. Для совершенствования процесса принятия решений в образовательной сфере необходимо установить номенклатуру нормативных актов органов управления образованием всех уровней, которые не могут быть приняты без предварительной экспертизы профессиональных ассоциаций, объединений родителей и работодателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|