Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформирование структуры образования

В ряду задач очередного этапа реформирования системы образования одно из ключевых мест занимает ее структурная перестройка. Она является существенным внутренним ресурсом и одновременно фактором развития образования, обеспечивающим его гибкость, динамизм, способность к своевременному удовлетворению изменяющихся потребностей личности, общества и государства.

Реформирование содержания образования и организационно- экономического механизма должно интенсифицировать процессы структурной перестройки, что позволит обеспечить:

в дошкольном образовании:

развитие многообразных организационных форм и институциональных структур по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим образовательные учреждения по состоянию здоровья;

в общем образовании:

расширение многообразия общеобразовательных учреждений, в том числе создание новых видов образования и типов учебных заведений;

развитие интеграции образовательных учреждений различных профилей и уровней в сельской местности, формирование на их базе культурно-образовательных комплексов;

перестройку сети учреждений дополнительного образования детей;

разработку и внедрение в системе дополнительного образования детей разнообразных моделей образовательных программ (развивающих, интегрированных, исследовательских и др.);

в профессиональном образовании:

реальную ориентацию на рынок образовательных услуг и перспективный рынок труда;

оптимизацию организационных структур учебных заведений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.

Для этого необходимо:

осуществить дифференциацию образовательных учреждений начального профессионального образования по 4 группам: государственные федерального уровня (подготовка рабочих кадров для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей); государственные v уровня субъектов Российской Федерации, как основные в системе начального профессионального образования (реализация образовательных программ по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда); муниципальные образовательные учреждения (обеспечение потребностей в рабочих кадрах для муниципальных предприятий базового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства); негосударственные образовательные учреждения начального профессионального образования (подготовка для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций);

передать управление, собственность и финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования с федерального на соответствующий уровень;

реструктурировать по мере готовности и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования по профилям подготовки, произвести укрупнение и объединение учебных заведений; сформировать региональные и муниципальные колледжи, реализующие образовательные программы начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования;

обеспечить совместное использование на взаимовыгодной основе материальной базы учебных заведений начального и среднего профессионального образования и их кадрового потенциалов;

усилить практическую подготовку учащихся начального профессионального образования на базе профильных предприятий;

разработать правовую базу для развития новых организационно-правовых форм в системе профессионального образования, в том числе предусматривающих соучредительство, с соблюдением условий добровольности и сохранения автономии учебных заведений.

Необходимо сформировать программу приоритетной поддержки ведущих вузов России, составляющих ее национальное достояние. Эта программа должна предусматривать развитие их кадрового и технического потенциала, в том числе за счет интеграции с профильными учреждениями Российской академии наук и федеральными научными центрами. Задача ведущих университетов v воспроизводство научной, культурной, управленческой и политической элиты страны v должна подкрепляться особым режимом финансирования этих вузов, имея в виду повышенный норматив финансирования в расчете на студента, выделение целевых средств на обновление материально-технической базы, полное финансирование общежитий из федерального бюджета. Состав ведущих вузов будет определяться на основе рейтингов по специальностям (направлениям подготовки).

В среднесрочной перспективе (2002 v 2005 гг.) структурная перестройка позволит:

устранить диспропорции между структурой подготовки кадров и структурой перспективного спроса на них со стороны общероссийского и региональных рынков труда;

завершить формирование сети образовательных учреждений на основе реального спроса на их услуги;

обеспечить развитие новых видов образования и типов образовательных учреждений;

перепрофилировать учебные заведения, которые не отвечают долгосрочным потребностям общества и потребностям граждан;

организовать на всех уровнях управления образованием совместно с органами службы занятости населения систематическую работу по определению структуры и объема спроса на образовательные услуги населения и рынка труда;

привести в соответствие с международными академическими традициями, практикой и нормативными актами ЮНЕСКО организационно-правовые основы деятельности в средних специальных учебных заведениях, имея в виду их отнесение к неуниверситетскому уровню высшего образования;

обеспечить дальнейшее развитие интеграции образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, в том числе путем объединения там, где это целесообразно, разнопрофильных высших и средних специальных учебных заведений в университеты и университетские учебные округа;

поощрять развитие научно-образовательных, научно-образовательно- производственных комплексов с целью мобилизации и рационального использования интеллектуальных и кадровых ресурсов учебных заведений, интеграции образования, науки и производства;

развернуть сеть учреждений дистанционного образования, создать правовую, нормативную и методическую базы их функционирования и развития;

обеспечить значительное расширение возможностей системы дополнительного профессионального образования, в том числе путем развития внутрифирменной подготовки, расширения переподготовки кадров для негосударственного сектора и т.д.;

сформировать отвечающие современным потребностям личности, общества и государства региональные межотраслевые центры повышения квалификации и переподготовки кадров.

Существенный вклад в развитие рынка образовательных услуг вносят негосударственные образовательные учреждения. В целях дальнейшего развития этого сектора образования необходимо:

в краткосрочной перспективе (1998 v 2001=гг.):

принять необходимые законодательные акты, стимулирующие и регламентирующие развитие негосударственных образовательных учреждений;

в среднесрочной перспективе (2002 v 2005=гг.):

осуществить постепенное выравнивание возможностей для всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в конкурсном получении государственного (федерального и регионального) заказа на образование. Это потребует усиления контроля за исполнением государственных образовательных стандартов;

обеспечить равенство доступа общеобразовательных школ независимо от формы собственности к подушевому финансированию при условии соблюдения ими требований государственных образовательных стандартов. Реализация этого права должна быть достигнута через систему государственной аккредитации общеобразовательных организаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...