Разработка операционного бюджета
Оглавление Введение 1 Организация планирования затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг на предприятии 2 Разработка операционного бюджета 3 Разработка финансового бюджета Заключение Библиографический список Приложение А Введение Одним из наиболее важных методов управления предприятием является финансовое планирование. В настоящее время финансовое планирование предназначено для обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами деятельности хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Произошедшие в последние годы структурные изменения, особенно в области экономики, вызывают необходимость совершенствования данного процесса новыми методиками управления, в частности путем внедрения и развития системы бюджетирования на предприятиях. Бюджетное планирование представляет собой процесс составления и исполнения бюджета - оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности. Данная система внедряется в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля над себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей. В настоящее время внимание к планированию расходов предприятия ослаблено, что обусловлено в известной степени и предоставленной предприятиям хозяйственной самостоятельностью и отсутствием обоснованных методических разработок по планированию производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, работающих в нашей стране в довольно сложной экономической обстановке. В этих условиях необходимым является планирование затрат предприятия на производство и обращение продукции.
Актуальность данной темы заключается в необходимости планировать себестоимость продукции и искать пути ее снижения. В рыночной экономике затратам придается первостепенное значение, в связи с чем возникает необходимость их более точного и дифференцированного учета. Цель данной работы заключатся в изучении роли и значения финансового планирования в современных условиях, а также в усвоении технологии организации системы бюджетирования на предприятии. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: - изучить процесс планирования затрат на производство; - изучить технологии организации системы бюджетирования на современных предприятиях; - проанализировать систему бюджетов предприятия и ее основные составляющие; - на основе проведенного анализа разработать операционный и финансовый бюджеты для ООО «Орион». Объектом исследования курсовой работы является органицация планирования затрат на производство организации ООО «Орион». При написании курсовой были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, При освещении теоретических вопросов организации планирования на производстве информационной базой послужили учебная и справочная литература, различные формы учета и отчетности предприятия, статьи периодических изданий, законодательные акты.
1 Организация планирования затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг на предприятии Предприятия в процессе своей деятельности, осуществляемой на основе коммерческого расчета и самофинансирования, совершают материальные и денежные затраты на производство и продажу продукции, на расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, на социальное развитие своих коллективов и операционные расходы. Совокупность этих затрат образует валовые расходы предприятия. Наибольший удельный вес в валовых расходах предприятия занимают затраты на производство продукции (работ, услуг). Они складываются из денежного выражения затрат, связанных с использованием основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда. Затраты – это средства, израсходованные на приобретения ресурсов, имеющиеся в наличии и регистрируемые в балансе как активы предприятия, способные принести доход в будущем. Важнейшим фактором получения достоверных данных о себестоимости продукции и финансовых результатах деятельности предприятия является определение состава производственных затрат, а четкая классификация затрат –важнейшая предпосылка правильной организации учета и исчисления себестоимости продукции.
Расходы, которые непосредственно участвуют в производстве изделий для рынка, называют основными местами возникновения издержек или основное производство. На промышленном предприятии, это производство которое непосредственно участвует в производстве изделий для рынка (отдельные цехи, производства, участки и т.д.). К основным производствам относятся производства, в которых осуществляются процессы переработки сырья и полуфабрикатов с целью получения продукции, предназначенной для реализации на сторону или к дальнейшей переработке на других технологических процессах, производствах, переделах и т.д. данного предприятия. К основному также относится производство по выпуску продукции из отходов сырья и побочных продуктов производства. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), включаемые в её себестоимость, при планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг), в соответствии с рисунком 1, группируются следующим образом:
Рисунок 1 – Группировка затрат, связанных с производством и реализацией продукции, работ и услуг
Вспомогательные места возникновения издержек или вспомогательное производство - то производство, которое непосредственно не связанно с изготовлением основной продукции и обслуживает основное производство различными видами услуг, т.е. поставляет продукцию или услуги для основных мест возникновения издержек, а значит, их продукция потребляется, как правило, внутри предприятия (ремонтные мастерские, транспортные и инструментальные участки, энергоснабжение на предприятии и т.д.). Учет затрат и его разделение на учет затрат по видам, по местам их возникновения и по носителям позволяет осуществлять текущее наблюдение и контроль за производственным процессом, а также позволяет планировать издержки, сравнивать их с издержками за прошлые периоды и издержками других предприятий. Затраты на производство и оказания услуг формируются по объектам (месту возникновения) и объектам калькулирования (носителям) себестоимости. К основным местам (сферам) возникновения затрат относят: - материальная сфера (склад сырья, вспомогательных материалов); - производственная сфера (производственные цехи, отдел проектирования, ремонтные мастерские); - сфера управления (дирекция, отдел кадров, юридический отдел, бухгалтерия); - сбыт продукции (отдел сбыта, рекламный отдел, маркетинговый отдел, отдел отправки продукции). Выделение мест возникновения затрат имеет важное значение для анализа издержек, т.к. связь между ростом затрат и изменением степени загрузки производственных мощностей предприятия наиболее четко проявляется в месте возникновения затрат. Учет расходов по статьям затрат устанавливается организацией самостоятельно. Он показывает, на какие цели произведены расходы: - сырье и материалы; - возвратные отходы; - покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий;
- топливо и энергия на технологические цели; - заработная плата производственных рабочих; - отчисления на социальные нужды; - расходы на подготовку и освоение производства; - общепроизводственные расходы; - общехозяйственные расходы; - потери от брака; - прочие производственные расходы; - коммерческие расходы. Первые одиннадцать статей составляют производственную себестоимость продукции, а с включением коммерческих расходов образуется полная себестоимость. Затраты по статьям калькуляции шире по своему составу, т.к. учитывают характер, структуру и специфику производства. Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (товаров, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и отраслевыми методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету. В соответствии с задачами и в целях организации внутрихозяйственного расчета и контроля, учет затрат на производство может классифицироваться по различным признакам: - по характеру затрат (по экономическим элементам, по статьям затрат); - по отношению к производственному процессу (технологические, нетехнологические); - по технико-экономическому назначению (основные, накладные); - по способу отнесения затрат на себестоимость продукции (прямые, косвенные); - по однородности состава затрат (одноэлементные, комплексные); - по отношению к объему производства (переменные, постоянные или фиксированные, условно-постоянные); - по рациональности использования (производственные, внепроизводственные); - по целесообразности использования (производительные, непроизводительные); - по отношению к отчетному периоду (расходы отчетного периода, расходы будущих периодов); - по объему учитываемых затрат (производственные, полные); - по времени возникновения (текущие, единовременные). Точный учет и расчет продукции и услуг, используемых для внутрипроизводственных целей, помогает решить, будет ли определенный исходный материал (полуфабрикат) изготовлен или какая либо услуга предоставлена на собственном предприятии или надо будет приобретать их на стороне. Принцип разграничения затрат позволяет определить результаты внутрипроизводственной, хозяйственной деятельности отдельных подразделений предприятия. Анализ затратных статей бухгалтерской отчетности поможет принять оптимальные решения при назначении цены, ассортимента, разработки новых изделий, поисков партнёров и рынков сбыта. В настоящее время внимание к планированию расходов предприятия ослаблено, что обусловлено в известной степени и предоставленной предприятиям хозяйственной самостоятельностью и отсутствием обоснованных методических разработок по планированию производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, работающих в нашей стране в довольно сложной экономической обстановке. В этих условиях необходимым является планирование затрат предприятия на производство и обращение продукции. Это позволяет рассчитать объем продаваемой продукции по себестоимости, прибыль от продажи продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию и т. д. Как правило, величина затрат на проданную продукцию не совпадает с объемом затрат на производство продукции за счет остатков непроданной продукции на начало и конец периода и внепроизводственных расходов, которые полностью относятся на проданную продукцию. Плановый размер затрат на проданную продукцию (Зпп) можно определить по следующей формуле (1):
Зпп = З1 + Q пс - З2 + Звп, (1)
гдеЗ1 - остатки непроданной продукции на начало планируемого периода по производственной себестоимости; Qпc - объем продукции, планируемый к выпуску в предстоящем периоде по производственной себестоимости; З2 - предполагаемые остатки непроданной продукции на конец планируемого периода по производственной себестоимости; Звп - внепроизводственные расходы на планируемый период. Внепроизводственные расходы на планируемый период рассчитывают на основе фактических данных за прошедший период с учетом мероприятий, направленных на сокращение их размера. Применяемый в нашей практике учет затрат на производство и продажу (обращение) продукции и калькуляция себестоимости продукции нуждаются в существенном изменении и совершенствовании. Отнесение налоговых платежей и других обязательных отчислений в состав валовых расходов на производство и обращение продукции искажает содержание этой экономической категории, искусственно завышает размер себестоимости продукции, что значительно снижает уровень фактической прибыли и рентабельности, вызывает дополнительную потребность в оборотных средствах и ведет к изъятию в бюджет и внебюджетные фонды еще несозданного на предприятиях дохода, то есть к изъятию оборотных средств. Все это наносит большой финансовый ущерб предприятиям с длительным процессом производства, у которых значительные суммы оборотных средств изымаются в бюджет в виде налогов, сборов, других обязательных платежей. Порядок определения себестоимости продаваемой продукции и прибыли от продажи продукции установлен без учета необходимой в условиях инфляции индексации себестоимости продаваемой продукции на дату продажи. Планирование затрат на предприятии необходимо осуществлять с тем, чтобы определить возможности наиболее экономного расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов как в целом по предприятию, так и на единицу продукции (работ, услуг). Планирование себестоимости осуществляется на предприятиях при разработке перспективных и текущих (годовых) планов и зависит от характера выпускаемой продукции. На стадии выполнения предприятиями договорных поставок, заказов, планов необходимо постоянное осуществление контроля над расходами предприятия на производство и обращение. Так как от размера фактических затрат на производство и продажу продукции во многом зависит выполнение плана прибыли и рентабельности. Контроль над затратами следует проводить систематически на основе месячных, квартальных и годовых отчетов, используя при этом различные методы расчетов влияния на себестоимость важнейших технико-экономических факторов. Снижение затрат на производство и обращение продукции имеет большое народнохозяйственное значение. Во-первых, это один из существенных резервов интенсификации производства. Снижение себестоимости за счет экономии сырья, материалов, топлива, энергии и затрат живого труда позволяет выпустить значительное количество дополнительной продукции. Во-вторых, снижение себестоимости (при сохранении тех же цен на готовую продукцию) ведет к увеличению прибыли предприятий и росту рентабельности, создает реальные возможности для самофинансирования и самоокупаемости. В-третьих, сокращение затрат на производство единицы изделия является материальной основой для снижения цен на промышленную продукцию, которое приводит к сокращению затрат производства в других отраслях, к уменьшению затрат на капитальные вложения и в то же время создает условия для снижения розничных цен на товары массового потребления. В-четвертых, сокращение затрат на производство и обращение продукции приводит к ускорению оборачиваемости оборотных средств в отраслях народного хозяйства. Процесс управления затратами на предприятиях связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления затратами (их анализе, поиске резервов экономии и планировании) все факторы принято подразделять на две основные группы: зависящие от деятельности предприятия (внутренние факторы); не зависящие от деятельности предприятия (внешние факторы). В системе факторов, зависящих от деятельности предприятия, можно выделить основные: - объем производства продукции (работ, услуг). Этот фактор оказывает наибольшее влияние на затраты предприятия, так как переменные их виды прямо связаны с изменением этого показателя. Рост объема производства приводит к увеличению общей суммы затрат, однако уровень затратоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных затрат остается неизменной). С ростом объема производства до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих затрат предприятия растет обычно меньшими темпами, т. к. в составе переменных преобладают виды затрат, имеющие депрессивный характер (это связано с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия). Однако, начиная с определенного момента, рост объема производства вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных затрат, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темпы роста объема производства. Такая ситуация связана с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение прироста производства, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды затрат, имеющие прогрессивный характер. Следовательно, рост объема производства лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровня затратоемкости на предприятии; - ассортимент выпускаемой продукции. Различные виды продукции имеют разный уровень затратоемкости. Поэтому на предприятии целесообразно определять рентабельность каждого вида выпускаемой продукции (работ, услуг) и, исходя из этого, оптимизировать структуру выпускаемой продукции;- скорость продажи готовой продукции. Чем ниже период обращения готовой продукции в днях, тем соответственно ниже на предприятии уровень расходов по хранению продукции, потерям от естественной убыли и т. д.; - уровень производительности труда работников. Чем выше объем производства, приходящийся на одного работника предприятия, тем соответственно ниже уровень расходов по оплате труда и других затрат по содержанию персонала на единицу выпускаемой продукции; - состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет предприятие на их ремонт, тем длительнее и чаще их простои; - обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньшим объемом заемных финансовых средств пользуются предприятия в процессе осуществления производственной и хозяйственной деятельности, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит. В системе факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно выделить основные: - темпы инфляции в стране. Чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма затрат на приобретение материальных ресурсов, по оплате труда персонала, обслуживанию заемных финансовых средств, оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий, отчислениям на социальное страхование; - изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав расходов предприятия. Значительная часть налоговых платежей включается в состав валовых расходов предприятия. Поэтому изменение видов этих платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме и уровне затрат предприятия. Исходя из вышеперечисленного, основными резервами снижения уровня расходов на предприятии являются: систематическое уменьшение затрат живого труда на единицу продукции на основе научно-технического прогресса; улучшение использования основных производственных фондов и увеличение в связи с этим выпуска продукции на каждый рубль основных фондов; рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии и сокращение затрат на единицу изделия без снижения качества продукции; - сокращение потерь от брака и ликвидация непроизводительных расходов; - сокращение расходов по сбыту продукции; устранение излишеств в аппарате управления производством на основе рациональной его организации; строгий учет и контроль за расходами на предприятии. Необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом. Управление издержками необходимо прежде всего для: получения максимальной прибыли; улучшения финансового состояния фирмы; повышения конкурентоспособности предприятия и продукции; снижения риска стать банкротом и др. Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции. Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты: комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию, совершенствование нормативной базы предприятия, внедрение и использование сырья и материалов, использование отходов производства, улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.); - мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства; - мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования, сдача имущества предприятия в аренду, улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств, обеспечение большей загрузки машин и оборудования, повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование, применение ускоренной амортизации, внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.); - мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала, повышение уровня квалификации, обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению по средней заработной платой, применение прогрессивных систем и форм оплаты труда, механизация и автоматизация всех производственных процессов, обеспечение мотивации высокопроизводительного труда; - мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях. Для этого необходимо разработать комплексную программу по снижению издержек производства которая должна иметь четкий механизм ее реализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом. Разработка операционного бюджета Бюджет продаж Бюджетирование представляет собой процесс составления и исполнения бюджета - оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности. Данная система внедряется в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля над себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей. В целях организации бюджетного планирования, деятельности структурных подразделений на предприятиях рекомендуют создавать сквозную систему бюджетов, состоящую из следующих функциональных бюджетов: - бюджет продаж; - бюджет производства; - бюджет фонда оплаты труда; - бюджет материальных затрат; - бюджет прочих расходов и др. Процесс бюджетирования – это достаточно сложный процесс, проходящий в несколько этапов и требующий разработки и составления различных бюджетов. Метод бюджетного планирования оснащен огромным количеством методической литературы и набором прикладных программ. По некоторым данным деятельности ООО «Орион» необходимо разработать бюджет деятельности предприятия на следующий год. Данное предприятие занимается производством комплектующих блоков марки АТ-11 и АТ-12, необходимых для производства станков. Основным сырьем для производства являются сталь и литье. Разработка данного документа начинается с формирования бюджета продаж на следующий год. Данный бюджет составляется по данным, предоставляемым отделом маркетинга, и основное, предъявляемое к нему требование - предельная точность и обоснованность. По данным таблицы 1 формируется бюджет продаж, который указан в таблице А.1 (Приложение А). На основании анализа предыдущей деятельности установлено, что 30 % от запланированного объема продаж оплачивается в течение текущего месяца, 60 % - в следующем периоде, 10 % - спустя два месяца после отгрузки продукции и выставления покупателю счетов. У предприятия отсутствуют безнадежные долги, поскольку существует четкая организация взаимоотношений с контрагентами, предполагающая систему кредитования.
Таблица 1 – Исходные данные для разработки бюджета продаж
График поступления денежных средств, представленный в таблице А.2, формируется на основе того, что в декабре 2008 г. остаток дебиторской задолженности на начало месяца равен 500 тыс. руб., ожидаемые поступления в данном периоде 1600 тыс. руб. Такая форма построения графика позволяет наглядно увидеть, сколько всего денег от продаж получит организация в каждом периоде, а также, сколько всего денег будет получено от продаж, произведенных в конкретном периоде. Кроме этого в графике отдельно показывается состояние дебиторской задолженности на конец каждого периода, вычисляемой по формуле (2):
(2)
где – дебиторская задолженность на конец периода; – дебиторская задолженность на начало периода; – стоимость отгруженной, но не оплаченной продукции; поступления средств за ранее отгруженную продукцию.
Бюджет производства
После составления бюджета продаж составляется бюджет производства, особенность которого заключается в том, что он позволяет конкретизировать бюджет продаж, а также для каждого периода планирования установить количество готовой продукции, которое необходимо произвести. В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используются показатели бюджета продаж на изделия каждого вида, заказы на поставку, размеры запасов, имеющиеся производственные мощности. При составлении производственного бюджета, прежде всего, необходимо установить доступные мощности, т.е. способность производственной системы выпускать определенное количество продукции в течение планового периода. Данная информация устанавливается технологическими отделами организации. На следующем этапе рассчитывается необходимый объем выпуска готовой продукции, который составляется в натуральных единицах измерения и рассчитывается по формуле (3):
, (3)
где ПВгп - плановый выпуск готовой продукции; Огтк - остатки нереализованной продукции на конец планового периода; ОПп - объем продаж за период; - нереализованные остатки готовой продукции на начало планового периода. Для ООО «Орион» наиболее оптимальной является величина запаса готовой продукции на конец периода в размере 20 % от объема продаж следующего месяца. Запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода. На начало года фактические запасы блоков АТ-11 составили 100 штук и АТ-12 – 50 штук. Плановые остатки готовой продукции на конец декабря месяца ожидаются в размере: АТ-11 – 70 штук, АТ-12 – 16 штук. С помощью данных бюджета продаж разрабатывается производственный бюджет в натуральных единицах, представленный таблице А.3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|