23. Віктимологічні ситуації.
В понятийном аппарате виктимологии важное место занимают понятия криминологической и виктимологической ситуаций, а также ситуаций, охватываемых этими понятиями. Без анализа и рассмотре- ния компонентного состава этих ситуаций невозможно раэобрггьсЯ'В криминогенной роли потерпевших в механизме преступления/ В юридической литературе встречаются различные наименования Ю. М. Антонян определяет ситуацию (от лат. situs) как «Ловокуп- С. Б. Алимов понимает под ситуацией совершения преступления 4совокупность объективных обстоятельств, которая оказал! прямое влияние на возникновение, форму, степень тяжести и иные фобенно-сти конкретного проявления данного преступного акта^. \ В. С. Квашис полагает, что конкретная жизненная ситуация ~- это «совокупность обстоятельств, влияющих на поведение субъекта». По мнению В. Н. Кудрявцева, конкретная жизненная ситуация — это определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на поведение человека в данный момент. В криминологическом смысле — это событие или состояние... которое приводит к преступному результату вследствие умысла или по неосторожности. Таким образом, ситуация всегда предшествует преступлению». Ситуацию непосредственно преступления В. Н. Кудрявцев называет «обстановкой совершения преступления». Конечно, авторы этих определений правы. Ситуация -+• действительно совокупность обстоятельств сложившегося или реально возможного взаимодействия лица и внешних для него обстоятельств в тот или иной определенный момент времени^Вопрос в ином: где границы ситуации. ^
Если точно следовать приведенным определениям, надо ограничиться анализом обстановки, непосредственно предшествующей преступлению. Остальное остается за пределами ограниченной таким образом ситуации. В известной мере ограничивается («укорачивается») и роль потерпевшего, а следовательно, существенно меняется и ее криминологическая оценка. При таком подходе она не будет отражать объективной значимости виктимологической составляющей механизма преступления. О том, что потерпевший часто играет криминологически значимую роль в механизме преступления, известно давно. Это наблюдение, имеющее в основе оценку множества ситуаций конкретных преступлений, представлено теперь в обобщениях, позволяющих судить о виктимологической стороне криминальных проявлений как о явлении типич- ном. Рассматривать это явление (все его компоненты — личностные, мотийационные, ситуационные, поведенческие) можно и нужно как составную часть криминологического механизма. Раз| меется, типичным может быть и активное и пассивное и положительное и негативное поведение потерпевшего. Но было бы неправильно полагать, что криминологическая значимость виктимного поведения связана лишь с активностью и негативной мотивацией. Пассивное, некритичное поведение, положительная мотивация действия или бездействия потерпевшего тоже не нейтральны в механизме преступления. Сталкиваясь с различными ролями потерпевших от преступления, мы и должны разобраться в степени их криминологической значимости. Иногда материал для таких оценок лежит на поверхности, но часто — в глубине ситуативных факторов. Интерес к потерпевшему, собственно, и обусловлен тем, что он является необходимым элементом ситуации — одной из составляющих, наряду с личностью преступника, механизма преступления.
Однако этим роль потерпевшего не ограничивается. Она может проявиться в механизме преступления не только через ситуацию, но и через личность преступника, если в прошлом будущая жертва оказала на него формирующее влияние. Нравственное формирование личности, равно И-положительное и отрицательное (дефектное), в значительной мере определяется вольным или невольным, сознательным или неосознанным влиянием лиц, составляющих важнейший компонент микросреды субъекта, — родителей, родственников, друзей и др., так как «иногда условия бытия человека сложнее, чем какие-либо общие идеи и воззрения, формируют человека как личность». Человек не рождается личностью. Он становится ею, овладевая опытом социальной жизни, в процессе присвоения своей социальной сущности8. При формировании личности разные по характеру и силе внешние воздействия, преломляясь через психофизические данные этого лица, превращаются в его привычки, потребности, становятся критериями предъявляемых к себе и другим требований. «Все внешние условия формируют и развивают личность, но из обстоятельств жизни решающее влияние оказывают взаимоотношения людей, в сфере действия которых находится личность». Нередко «авторы» негативных влияний на потенциальных причи-нителей вреда в дальнейшем (иногда спустя длительное время) оказываются их жертвами. Обстановка, в которой оказывается преступник, далеко не все^а бывает объективно нейтральной. Во многих случаях она в большей или меньшей степени влияет на преступника и его поведение. В криминологическом плане оценить преступление можно, лишь рассмотрев самым детальным образом все внутренние связи обстоятельств, кфорые в своей совокупности сделали возможным его совершение, определили решимость преступника нарушить закон, повлияли на мотивацию поведения. Но каждая конкретная ситуация воспринимается различными лицами по-разному, ибо они «вступают» в нее с ранее сформированными личностными установками, представлениями, способностью к критическим оценкам и т. д. Отсюда необходимость обращения к этапам, отделенным от времени совершения преступления. Именно здесь в ряде случаев обнаруживаются отношения будущего потерпевшего с будущим преступником, отразившиеся на формировании черт его личности.
Соответственно, если мы хотим выяснить, какова роль потерпевшего, степень его влияния на возникновение, развитие и последствия преступления действительно во всей полноте, нельзя ограничиваться только ситуацией, непосредственно предшествовавшей преступлению. Необходимо определить понятие и границы ситуаций, в пределах которых целесообразно исследовать роль потерпевшего в криминологическом механизме. В свое время Г. Гентиг заметил, что «в некотором смысле жертва создает преступника». Это замечание давно утратило новизну, но не утратило актуальности. Анализ многих преступлений показывает, что действия преступника, казалось бы, не спровоцированные поведением потерпевшего в предпреступной ситуации, в действительности являются в большей или меньшей (иногда решающей) степени результатом вклада лица, которому причинен вред, в формирование личности преступника. Очевидно, уже здесь проявляется «социальная связь, которая подразумевает поведение, сознаваемое всеми участвующими сторонами и осознанно ориентирующее их на действия других лиц». Отдаленные по времени от непосредственно преступного акта, взаимоотношения будущих преступника и потерпевшего могут содержать не только формирующие, но и иные элементы зарождения в дальнейшем криминально разрешившегося конфликта. Таким образом, сумма объективных и субъективных обстоятельств, факторов и их зависимостей (как связанных, так не связанных с потер- певшим), составляющих предысторию преступления и само преступление, значительно больше той их части, которая относится лишь к самому преступлению и обстоятельствам, ему непосредственно предшествовавшим. Поэтому целесообразно провести различие между ними через понятия личностно-формирующей, предкриминальной (жизненной), криминальной, посткриминальйой, криминогенной и криминрлогической ситуаций.
Дичнастно-формирующая ситуация — система факторов, условий, обстоятельств, оказавших решающее влияние на преступника, формирование его личностной направленности и общественно опасных установок, i Предкриманалъная (жизненная) ситуация — это совокупность обстоятельств, Непосредственно предшествующих преступлению и взаимодействующих с личностными качествами субъекта, совершающего преступление. Криминогенная ситуация — это этап развития криминологического механизма до момента преступления, включающий личностно-форми-рующую и предкриминальную ситуации. Криминальная ситуация — это непосредственно преступление (обстановка совершения преступления). Посткриминальная ситуация — совокупность всех обстоятельств, характеризующих поведение преступника и жертвы (если она жива) после преступления во всем, что имеет отношение к преступлению, его последствиям, квалификации и оценкам. ' Криминологическая ситуация — это совокупность обстоятельств, включающих этап формирования личности преступника, как бы он ни был отдален от события преступления (личностно-формирующую ситуацию), предкриминальную (жизненную) ситуацию, непосредственно предшествующую преступлению, само преступление (криминальную ситуацию), а также посткриминальную ситуацию, рассматриваемых как единый причинно связанный процесс. Таким образом, криминологическая ситуация включает: а) обстоятельства формирования личности преступника; б) ситуацию, в которой формируется конкретное намерение и (или) создается реальная обстановка, способствующая совершению преступления; в) само преступление; г) ситуацию после преступления. В криминологической ситуации мы можем наблюдать потерпевшего уже в известной степени сформировавшегося как личность. Однако потерпевший, поведение которого в предпреступной обстановке и непосредственно в ситуации преступления было агрессивным, пассивным или иным, оказывается в ситуации уже как обладатель определенных виктимных предрасположений. И если индивидуум в процессе формирования личности приобретает качество повышенной виктимности, то Тем самым создается негатив криминологической ситуации — виктимо-логическая ситуация. Виктимологическая ситуация включает: » личностно-формирующую виктимную ситуацию (систему факторов, условий, обстоятельств, оказавших решающее влияние на формирование у потенциальной жертвы качеств повышенной виктимности); * предкриминальную (жизненную) виктимную ситуацию (систему обстоятельств^ непосредственно предшествующих преступлению, во взаимодействии с личными качествами субъекта виктимизадии (потенциальной жертвы)); в совокупности эти ситуации составляют виктимогенную ситуацию;
* криминально-виктимную ситуацию (ситуацию непосредственно совершения преступления и причинения вреда); * посткриминальную виктимную ситуацию (поведение жертвы после преступления и все обстоятельства, влияющие на ее положение). Содержание виктимрлощческой ритуании, таким образом, состав Виктимологическая и криминологическая ситуации реализуются во взаимодействии, так как на этапах конкретной предпреступной (жизненной) ситуации и ситуации преступления (а в ряде случаев — И после него) они совпадают. Различие лишь в том> с каких позиций они воспринимаются преступником и потерпевшим, в чем объективно выражается давление ситуации на каждого из них. Более того, участие потенциальной жертвы в формировании потенциального причинителя вреда (преступника), т. е. виктимологи* ческий аспект начального этапа криминологической ситуации, имеет аналогию в рамках виктимологической ситуации. При наличии стабильных связей и потенциальный преступник может оказывать воздействие на формирование потенциального потерпевшего. В этом случае налицо криминологический аспект виктимологической ситуации. Оперируя рассмотренными выше терминами, понятиями и определениями, мы можем рассмотреть роль жертв в механизме совершения преступлений, «выйти» на классификацию ситуаций индивидуальной 1зиктимизации и типологию потерпевших (жертв). В предпреступной ситуации, в которой будущий преступник «сталкивается» с будущей жертвой, создается своеобразная система «преступник — жертва», которая является подсистемой более крупной системы «преступник — ситуация». Во мнопссёяучаях потенциальная жертва своим поведением формирует ситуацию, в которой повышается веррятность причинения ей вреда. Такие ситуации могут возникать в результате: а) неправомерных, неэтичных действий, носящих провокационный характер; б) действий, снижающих критическое восприятие окружающей обстановки (алкогольное или наркотическое опьянение); в) неосторожного поведения, создающего благоприятные условия для реализации преступных намерений причийителя вреда; г) подстрекающих действий д) правомерных поступков, но вызывающих преступную реакцию у потенциального причинителя вреда. 6 зависимости от криминологического значения поведения потерпевшего, его вклада в механизм преступления и следует классифицировать ситуации, которые, в конечном счете, привели к причинению ему вреда. В основе такой классификации лежит в первую очередь вик-тимологическая составляющая криминогенной ситуации. Виктимологические ситуации в зависимости от поведения потерпевшего делятся на; а) ситуации толчкового характера, объективно провоцирующие, толкающие преступника на совершение преступления. В случае реализации они выступают в виде повода к совершению преступления. В этих ситуациях поведение потерпевшего заключается в нападении, оскорблении, -причинении обиды, унижения, провокации, подстрекательстве, просьбе, угрозе и т. д.; , б) ситуации толчкового характера, в которых поведение потерпевшего положительное, т. е. не провоцирующее, однако связанное с обращением на него насильственных действий преступника (например, действие работника милиции, пострадавшего при задержании преступника или защите третьего лица); в) ситуации, в которых поведение потерпевшего создает объектив г) замкнутые ситуации, в которых действия потерпевшего направлены на причинение вреда 'самому себе без непосредственного вмешательства другого лица. Например, причинение себе увечья С целью уклонения от воинской службы, уничтожение своего имущества с целью неуплаты налогов и т. д.; д) ситуации, в которых поведение потерпевшего совершенно нейтрально с точки зрения влияния на поведение преступника и причинение вреда. Виктимологические ситуации в зависимости от их временнбй протяженности и количества составляющих их эпизодов делятся на ситуации разового характера, однофактные (один факт) и миогофактные (ситуа-ции-системы), в которых много эпизодов поведения, определенная их совокупность. Виктимологические ситуации в зависимости or характера взаимодействия потерпевшего и преступника включают: а) ситуации столкновения, в которых потерпевший и преступник находятся в конфликтных отношениях, а их действия реализуются в одностороннем или обоюдном причинении вреда. Ситуации столкновения могут быть: » последовательными (столкновение имеет место с момента возникновения, завязки ситуации); * непоследовательными (когда первоначально отношения и действия потерпевшего и преступника не носят конфликтного характера, но в дальнейшем приобретают его). Примерами непоследовательной ситуации столкновения могут быть совместное употребление спиртных напитков, которое заканчивается дракой, причинением телесных повреждений, либо откровенное демонстрирование своей доступности женщиной, которая в дальнейшем отказывается от совершения полового акта, но становится жертвой насильника. б) ситуации сотрудничества, в которых действия потерпевшего и преступника направлены на достижение одного результата, и они не связаны конфликтом. Например, незаконное производство аборта, сожительство с лицом, не достигшим половой зрелости. Эти ситуации могут быть как последовательными, когда от начала до конца действия и отношения не носят конфликтного характера, так и непоследовательными, в которых первоначально конфликтные действия и отношения перерастают в согласованные, сотруднические. Сожительство с лицом, не достигшим половой зрелости, с его согласия, если ранее это лицо возражало против такого сожительства, а потом под влиянием уговоров, соблазнившись подарками, согласилось на это, — пример непоследовательной ситуации сотрудничества. Виктимологические ситуации в зависимости от степени и характера понимания потерпевшим динамики и перспективы развития ситуации разделяются на: а) закрытые ситуации, в которых потерпевший совершенно не пред-ь ставляет, какой вред ему может быть причинен, и не допускает?. такой возможности б) относительно закрытые ситуации, в которых потерпевший допускает возможность причинения ему вреда, но заблуждается относительно его характера или даже рассчитывает на причинение вреда, но не того, который в действительности Оказался причиненным; в) открытые ситуации, в которых потерпевший предвидит возможность причинения ему вреда и понимает, каков этот вред; г) открытые ситуации самонадеянности, в которых потерпевший понимает, какой вред ему грозит, но необоснованно рассчитывает его предотвратить. Примером такой ситуации является, в частности, попытка потерпевшего обезоружить преступника в расчете на знание приемов самбо, если переоценка своих возможностей привела к причинению вреда. По глубине предвидения и представления о возможности активного вмешательства с целью недопущения вреда возможны и смешанные варианты, включающие признаки различных видов ситуаций. Криминологические ситуации в зависимости от отношения потерпевшего к последствиям своих действий и действий преступника (отношение к результату) могут быть разделены на: * негативные, когда потерпевший, независимо от цели своих действий, не желает наступления того вреда, который в конечном итоге имеет место; * позитивные, когда потерпевший желает наступления объективно вредного для него результата. Варианты отношения к преступному и виктимному поведению и их n последствиям могут быть представлены как: 1) неосторожность (в форме небрежности) преступника — небрезк5-ность потерпевшего; 2) неосторожность в (форме самонадеянности) преступника — небрежность дотерпевшего; 3) неосторожность (в форме небрежности) преступника — самонадеянность потерпевшего; 4) неосторожность (в форме самонадеянности) преступника — самонадеянность потерпевшего; 5) умысел преступника — небрежность или самонадеянность потерпевшего; 6) умысел преступника — умысел потерпевшего В массе преступлений эти соотношения различны. Например, последний вариант встречается редко, причем в специфических преступлениях1— криминальном аборте, членовредительстве, половом сношении с лицом, не достигшим 14 лет. Криминологические ситуации в зависимости от отношения жертвы к исходным обстоятельствам ситуации быть разделены на выбранные и не выбранные. В выбранных ситуациях жертва осознанно включается в механизм развития событий, по собственной воле и своим поведением (толчковым, пассивным или иным) создает возможность причинения себе вреда. Не выбранные — такие ситуации, в которые потерпевший, не имея выбора, попадает помимо своей воли и вынужден принять всю сумму обстоятельств, составляющих обстановку, проявляющую его личные качества в определенном поведении. Без знания этих обстоятельств невозможно предупреждать- преступления, так как преступник во1 многих ситуациях выступает во «взаимодействии» с конкретным потерпевшим, на которого, как и на преступника, должно направляться индивидуальное профилактическое воздействие. Виктимное поведение жертвы при всей его многовариантности укладывается в рамки виктимоЛогических ситуаций. В них, собственно, и реализуе? ся «участие» жертвы в причинении ей вреда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|