Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

23. Віктимологічні ситуації.




В понятийном аппарате виктимологии важное место занимают по­нятия криминологической и виктимологической ситуаций, а также ситуаций, охватываемых этими понятиями. Без анализа и рассмотре- ния компонентного состава этих ситуаций невозможно раэобрггьсЯ'В криминогенной роли потерпевших в механизме преступления/

В юридической литературе встречаются различные наименования
и, следовательно, определения ситуации.                I

Ю. М. Антонян определяет ситуацию (от лат. situs) как «Ловокуп-
ность, сочетание обстоятельств и условий, создающих те или иные от­
ношения, определяющие обстановку или положение. Под ситуацией
понимается также расстановка и соотношение сил». I

С. Б. Алимов понимает под ситуацией совершения преступления 4совокупность объективных обстоятельств, которая оказал! прямое влияние на возникновение, форму, степень тяжести и иные фобенно-сти конкретного проявления данного преступного акта^. \

В. С. Квашис полагает, что конкретная жизненная ситуация ~- это «совокупность обстоятельств, влияющих на поведение субъекта».

По мнению В. Н. Кудрявцева, конкретная жизненная ситуация — это определенное сочетание объективных обстоятельств жизни чело­века, непосредственно влияющих на поведение человека в данный мо­мент. В криминологическом смысле — это событие или состояние... которое приводит к преступному результату вследствие умысла или по неосторожности. Таким образом, ситуация всегда предшествует преступлению». Ситуацию непосредственно преступления В. Н. Куд­рявцев называет «обстановкой совершения преступления».

Конечно, авторы этих определений правы. Ситуация -+• действитель­но совокупность обстоятельств сложившегося или реально возможного взаимодействия лица и внешних для него обстоятельств в тот или иной определенный момент времени^Вопрос в ином: где границы ситуации. ^

Если точно следовать приведенным определениям, надо ограни­читься анализом обстановки, непосредственно предшествующей пре­ступлению. Остальное остается за пределами ограниченной таким об­разом ситуации. В известной мере ограничивается («укорачивается») и роль потерпевшего, а следовательно, существенно меняется и ее криминологическая оценка. При таком подходе она не будет отражать объективной значимости виктимологической составляющей механиз­ма преступления.

О том, что потерпевший часто играет криминологически значимую роль в механизме преступления, известно давно. Это наблюдение, име­ющее в основе оценку множества ситуаций конкретных преступлений, представлено теперь в обобщениях, позволяющих судить о виктимо­логической стороне криминальных проявлений как о явлении типич-

ном. Рассматривать это явление (все его компоненты — личностные, мотийационные, ситуационные, поведенческие) можно и нужно как составную часть криминологического механизма.

Раз| меется, типичным может быть и активное и пассивное и поло­жительное и негативное поведение потерпевшего. Но было бы непра­вильно полагать, что криминологическая значимость виктимного поведения связана лишь с активностью и негативной мотивацией. Пассивное, некритичное поведение, положительная мотивация дей­ствия или бездействия потерпевшего тоже не нейтральны в механиз­ме преступления. Сталкиваясь с различными ролями потерпевших от преступления, мы и должны разобраться в степени их криминологи­ческой значимости. Иногда материал для таких оценок лежит на по­верхности, но часто — в глубине ситуативных факторов. Интерес к потерпевшему, собственно, и обусловлен тем, что он является необ­ходимым элементом ситуации — одной из составляющих, наряду с личностью преступника, механизма преступления.

Однако этим роль потерпевшего не ограничивается. Она может про­явиться в механизме преступления не только через ситуацию, но и че­рез личность преступника, если в прошлом будущая жертва оказала на него формирующее влияние.

Нравственное формирование личности, равно И-положительное и отрицательное (дефектное), в значительной мере определяется воль­ным или невольным, сознательным или неосознанным влиянием лиц, составляющих важнейший компонент микросреды субъекта, — роди­телей, родственников, друзей и др., так как «иногда условия бытия че­ловека сложнее, чем какие-либо общие идеи и воззрения, формируют человека как личность».

Человек не рождается личностью. Он становится ею, овладевая опытом социальной жизни, в процессе присвоения своей социальной сущности8. При формировании личности разные по характеру и силе внешние воздействия, преломляясь через психофизические данные этого лица, превращаются в его привычки, потребности, становятся критериями предъявляемых к себе и другим требований. «Все внеш­ние условия формируют и развивают личность, но из обстоятельств жизни решающее влияние оказывают взаимоотношения людей, в сфе­ре действия которых находится личность».

Нередко «авторы» негативных влияний на потенциальных причи-нителей вреда в дальнейшем (иногда спустя длительное время) оказы­ваются их жертвами.

Обстановка, в которой оказывается преступник, далеко не все^а бы­вает объективно нейтральной. Во многих случаях она в большей или меньшей степени влияет на преступника и его поведение. В кримино­логическом плане оценить преступление можно, лишь рассмотрев са­мым детальным образом все внутренние связи обстоятельств, кфорые в своей совокупности сделали возможным его совершение, определили решимость преступника нарушить закон, повлияли на мотивацию пове­дения. Но каждая конкретная ситуация воспринимается различными лицами по-разному, ибо они «вступают» в нее с ранее сформированны­ми личностными установками, представлениями, способностью к кри­тическим оценкам и т. д.

Отсюда необходимость обращения к этапам, отделенным от време­ни совершения преступления. Именно здесь в ряде случаев обнаружи­ваются отношения будущего потерпевшего с будущим преступником, отразившиеся на формировании черт его личности.

Соответственно, если мы хотим выяснить, какова роль потерпевшего, степень его влияния на возникновение, развитие и последствия пре­ступления действительно во всей полноте, нельзя ограничиваться толь­ко ситуацией, непосредственно предшествовавшей преступлению.

Необходимо определить понятие и границы ситуаций, в пределах которых целесообразно исследовать роль потерпевшего в криминоло­гическом механизме.

В свое время Г. Гентиг заметил, что «в некотором смысле жертва создает преступника». Это замечание давно утратило новизну, но не утратило актуальности. Анализ многих преступлений показывает, что действия преступника, казалось бы, не спровоцированные пове­дением потерпевшего в предпреступной ситуации, в действительно­сти являются в большей или меньшей (иногда решающей) степени результатом вклада лица, которому причинен вред, в формирование личности преступника. Очевидно, уже здесь проявляется «социаль­ная связь, которая подразумевает поведение, сознаваемое всеми уча­ствующими сторонами и осознанно ориентирующее их на дей­ствия других лиц».

Отдаленные по времени от непосредственно преступного акта, вза­имоотношения будущих преступника и потерпевшего могут содер­жать не только формирующие, но и иные элементы зарождения в даль­нейшем криминально разрешившегося конфликта.

Таким образом, сумма объективных и субъективных обстоятельств, факторов и их зависимостей (как связанных, так не связанных с потер- певшим), составляющих предысторию преступления и само преступ­ление, значительно больше той их части, которая относится лишь к самому преступлению и обстоятельствам, ему непосредственно пред­шествовавшим. Поэтому целесообразно провести различие между ними через понятия личностно-формирующей, предкриминальной (жизненной), криминальной, посткриминальйой, криминогенной и криминрлогической ситуаций.

Дичнастно-формирующая ситуация — система факторов, условий, обстоятельств, оказавших решающее влияние на преступника, форми­рование его личностной направленности и общественно опасных уста­новок, i

Предкриманалъная (жизненная) ситуация — это совокупность об­стоятельств, Непосредственно предшествующих преступлению и вза­имодействующих с личностными качествами субъекта, совершающего преступление.

Криминогенная ситуация — это этап развития криминологического механизма до момента преступления, включающий личностно-форми-рующую и предкриминальную ситуации.

Криминальная ситуация — это непосредственно преступление (об­становка совершения преступления).

Посткриминальная ситуация — совокупность всех обстоятельств, характеризующих поведение преступника и жертвы (если она жива) после преступления во всем, что имеет отношение к преступлению, его последствиям, квалификации и оценкам. '

Криминологическая ситуация — это совокупность обстоятельств, включающих этап формирования личности преступника, как бы он ни был отдален от события преступления (личностно-формирующую ситуацию), предкриминальную (жизненную) ситуацию, непосред­ственно предшествующую преступлению, само преступление (кри­минальную ситуацию), а также посткриминальную ситуацию, рас­сматриваемых как единый причинно связанный процесс.

Таким образом, криминологическая ситуация включает:

а) обстоятельства формирования личности преступника;

б) ситуацию, в которой формируется конкретное намерение и (или) создается реальная обстановка, способствующая совершению преступления;

в) само преступление;

г) ситуацию после преступления.

В криминологической ситуации мы можем наблюдать потерпевшего уже в известной степени сформировавшегося как личность. Однако по­терпевший, поведение которого в предпреступной обстановке и непос­редственно в ситуации преступления было агрессивным, пассивным или иным, оказывается в ситуации уже как обладатель определенных виктимных предрасположений. И если индивидуум в процессе форми­рования личности приобретает качество повышенной виктимности, то Тем самым создается негатив криминологической ситуации — виктимо-логическая ситуация.

Виктимологическая ситуация включает:

» личностно-формирующую виктимную ситуацию (систему фак­торов, условий, обстоятельств, оказавших решающее влияние на формирование у потенциальной жертвы качеств повышенной виктимности);

* предкриминальную (жизненную) виктимную ситуацию (систему обстоятельств^ непосредственно предшествующих преступлению, во взаимодействии с личными качествами субъекта виктимизадии (потенциальной жертвы)); в совокупности эти ситуации составля­ют виктимогенную ситуацию;

* криминально-виктимную ситуацию (ситуацию непосредственно совершения преступления и причинения вреда);

* посткриминальную виктимную ситуацию (поведение жертвы после преступления и все обстоятельства, влияющие на ее положение).

Содержание виктимрлощческой ритуании, таким образом, состав­
ляют совокупность обстоятельств формирования личности с повы-
щенными виктимными потенциями; конкретная предпреступная
(жизненная) ситуация, преступление и обстоятельства, сложившиеся
после преступления, в которых непосредственно реализуется индиви­
дуальная виктимность, рассматриваемые как единый причинно свя­
занный процесс.                                                                     4*

Виктимологическая и криминологическая ситуации реализуются во взаимодействии, так как на этапах конкретной предпреступной (жизненной) ситуации и ситуации преступления (а в ряде случаев — И после него) они совпадают. Различие лишь в том> с каких позиций они воспринимаются преступником и потерпевшим, в чем объективно выражается давление ситуации на каждого из них.

Более того, участие потенциальной жертвы в формировании по­тенциального причинителя вреда (преступника), т. е. виктимологи* ческий аспект начального этапа криминологической ситуации, имеет аналогию в рамках виктимологической ситуации. При наличии ста­бильных связей и потенциальный преступник может оказывать воз­действие на формирование потенциального потерпевшего. В этом случае налицо криминологический аспект виктимологической ситуа­ции.

Оперируя рассмотренными выше терминами, понятиями и опреде­лениями, мы можем рассмотреть роль жертв в механизме совершения преступлений, «выйти» на классификацию ситуаций индивидуальной 1зиктимизации и типологию потерпевших (жертв).

В предпреступной ситуации, в которой будущий преступник «сталки­вается» с будущей жертвой, создается своеобразная система «преступ­ник — жертва», которая является подсистемой более крупной системы «преступник — ситуация». Во мнопссёяучаях потенциальная жертва сво­им поведением формирует ситуацию, в которой повышается веррятность причинения ей вреда. Такие ситуации могут возникать в результате:

а) неправомерных, неэтичных действий, носящих провокационный характер;

б) действий, снижающих критическое восприятие окружающей об­становки (алкогольное или наркотическое опьянение);

в) неосторожного поведения, создающего благоприятные условия для реализации преступных намерений причийителя вреда;

г) подстрекающих действий д) правомерных поступков, но вызывающих преступную реакцию у

потенциального причинителя вреда.

6 зависимости от криминологического значения поведения потер­певшего, его вклада в механизм преступления и следует классифици­ровать ситуации, которые, в конечном счете, привели к причинению ему вреда. В основе такой классификации лежит в первую очередь вик-тимологическая составляющая криминогенной ситуации.

Виктимологические ситуации в зависимости от поведения потер­певшего делятся на;

а) ситуации толчкового характера, объективно провоцирующие, толкающие преступника на совершение преступления. В случае реализации они выступают в виде повода к совершению преступ­ления. В этих ситуациях поведение потерпевшего заключается в нападении, оскорблении, -причинении обиды, унижения, провока­ции, подстрекательстве, просьбе, угрозе и т. д.; , б) ситуации толчкового характера, в которых поведение потерпев­шего положительное, т. е. не провоцирующее, однако связанное с обращением на него насильственных действий преступника (на­пример, действие работника милиции, пострадавшего при задер­жании преступника или защите третьего лица);

в) ситуации, в которых поведение потерпевшего создает объектив­
ную возможность совершения преступления, хотя и не выступает
как толчок. К этим ситуациям следует отнести, например, действия
потерпевшего, создающего аварийную обстановку на дороге; «все­
прощение», позволяющее преступнику продолжать дальнейшую
преступную деятельность; некритичность, без которой было бы
невозможно мошенничество;                          '

г) замкнутые ситуации, в которых действия потерпевшего направ­лены на причинение вреда 'самому себе без непосредственного вмешательства другого лица. Например, причинение себе увечья С целью уклонения от воинской службы, уничтожение своего имущества с целью неуплаты налогов и т. д.;

д) ситуации, в которых поведение потерпевшего совершенно нейт­рально с точки зрения влияния на поведение преступника и при­чинение вреда.

Виктимологические ситуации в зависимости от их временнбй протя­женности и количества составляющих их эпизодов делятся на ситуации разового характера, однофактные (один факт) и миогофактные (ситуа-ции-системы), в которых много эпизодов поведения, определенная их совокупность.

Виктимологические ситуации в зависимости or характера взаимо­действия потерпевшего и преступника включают:

а) ситуации столкновения, в которых потерпевший и преступник находятся в конфликтных отношениях, а их действия реализуют­ся в одностороннем или обоюдном причинении вреда. Ситуации столкновения могут быть:

» последовательными (столкновение имеет место с момента воз­никновения, завязки ситуации);

* непоследовательными (когда первоначально отношения и дей­ствия потерпевшего и преступника не носят конфликтного ха­рактера, но в дальнейшем приобретают его). Примерами непоследовательной ситуации столкновения могут быть совместное употребление спиртных напитков, которое заканчивается дракой, причинением телесных повреждений, либо откровенное демон­стрирование своей доступности женщиной, которая в дальнейшем отка­зывается от совершения полового акта, но становится жертвой насиль­ника.

б) ситуации сотрудничества, в которых действия потерпевшего и преступника направлены на достижение одного результата, и они не связаны конфликтом. Например, незаконное производ­ство аборта, сожительство с лицом, не достигшим половой зре­лости.

Эти ситуации могут быть как последовательными, когда от начала до конца действия и отношения не носят конфликтного характера, так и непоследовательными, в которых первоначально конфликтные дей­ствия и отношения перерастают в согласованные, сотруднические. Сожительство с лицом, не достигшим половой зрелости, с его согла­сия, если ранее это лицо возражало против такого сожительства, а по­том под влиянием уговоров, соблазнившись подарками, согласилось на это, — пример непоследовательной ситуации сотрудничества.

Виктимологические ситуации в зависимости от степени и характе­ра понимания потерпевшим динамики и перспективы развития ситуа­ции разделяются на:

а) закрытые ситуации, в которых потерпевший совершенно не пред-ь ставляет, какой вред ему может быть причинен, и не допускает?. такой возможности

б) относительно закрытые ситуации, в которых потерпевший допус­кает возможность причинения ему вреда, но заблуждается отно­сительно его характера или даже рассчитывает на причинение вреда, но не того, который в действительности Оказался причи­ненным;

в) открытые ситуации, в которых потерпевший предвидит возмож­ность причинения ему вреда и понимает, каков этот вред;

г) открытые ситуации самонадеянности, в которых потерпевший понимает, какой вред ему грозит, но необоснованно рассчитывает его предотвратить. Примером такой ситуации является, в частно­сти, попытка потерпевшего обезоружить преступника в расчете на знание приемов самбо, если переоценка своих возможностей привела к причинению вреда.

По глубине предвидения и представления о возможности активного вмешательства с целью недопущения вреда возможны и смешанные варианты, включающие признаки различных видов ситуаций.

Криминологические ситуации в зависимости от отношения потер­певшего к последствиям своих действий и действий преступника (отно­шение к результату) могут быть разделены на:

* негативные, когда потерпевший, независимо от цели своих дей­ствий, не желает наступления того вреда, который в конечном итоге имеет место;

* позитивные, когда потерпевший желает наступления объективно

вредного для него результата.

Варианты отношения к преступному и виктимному поведению и их n последствиям могут быть представлены как:

1) неосторожность (в форме небрежности) преступника — небрезк5-ность потерпевшего;

2) неосторожность в (форме самонадеянности) преступника — не­брежность дотерпевшего;

3) неосторожность (в форме небрежности) преступника — самонаде­янность потерпевшего;

4) неосторожность (в форме самонадеянности) преступника — само­надеянность потерпевшего;

5) умысел преступника — небрежность или самонадеянность потер­певшего;

6) умысел преступника — умысел потерпевшего В массе преступлений эти соотношения различны. Например, по­следний вариант встречается редко, причем в специфических преступ­лениях1— криминальном аборте, членовредительстве, половом сноше­нии с лицом, не достигшим 14 лет.

Криминологические ситуации в зависимости от отношения жертвы к исходным обстоятельствам ситуации быть разделены на выбранные и не выбранные. В выбранных ситуациях жертва осознанно включается в механизм развития событий, по собственной воле и своим поведением (толчковым, пассивным или иным) создает возможность причинения себе вреда. Не выбранные — такие ситуации, в которые потерпевший, не имея выбора, попадает помимо своей воли и вынужден принять всю сум­му обстоятельств, составляющих обстановку, проявляющую его личные качества в определенном поведении.

Без знания этих обстоятельств невозможно предупреждать- пре­ступления, так как преступник во1 многих ситуациях выступает во «взаимодействии» с конкретным потерпевшим, на которого, как и на преступника, должно направляться индивидуальное профилактиче­ское воздействие.

Виктимное поведение жертвы при всей его многовариантности ук­ладывается в рамки виктимоЛогических ситуаций. В них, собственно, и реализуе? ся «участие» жертвы в причинении ей вреда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...