Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование имущественных отношений по Салической Правде (сп).




Нет однознач понятия собственности. К движимым вещам – собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» в отличие от термина «чужой». Движимое имущество беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего. Большинство предписаний – охрана права собственности на различные движимые вещи. Со всеми подробностями разбирались кражи крупно-рогатого скота, также овец, пчел …

Различают приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Часто упоминается огороженный участок (значит штраф за порчу изгороди). Особое значение – жилище(высокий штраф за кражу в пределах дома, и даже за проникновение на территорию виллы после захода солнца. Приусадебный участок переходит в частную собственность.

О преходе пахотного участка-аллода в частное владение свидетельствует различное отношение к пахотной земле, а также к лугам, лесам…, которые остаются ещё в общинной собственности. Карается сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, в отличие от общинного участка. В СП ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужчинам-потомкам умершего. В титуле “Об аллодах” даже не ставится вопрос – кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.

О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствует и другие титулы СП, в частности “О переселенцах”. Переселиться на территорию общины “чужаку” можно было только при согласии всех членов общины. Если даже один не согласен “чужак” д.б. уйти.

СП знала институт приобретательной давности. Если в теч одного года и одного дня ни однин из членов общины не высказывал протест против поселения “чужака”, его землевладение начинает охраняться правом. В этом титуле по существу санкционируется присвоение общинной земли приближенными короля, т. к запрещается высказывать протест против переселенца, если на то была спец. королевская грамота.

 

19

Большая часть титулов Салической правды посвящена преступлениям (с учетом условности этого понятия применительно к Салической правде, в которой не проводилось четкого различия между преступлением и деликтом), а также наказаниям за них. Под преступлением у франков (да и вообще у варваров) понимались обида, вред, причиняемый личности или имуществу другого человека, и нарушение «королевского мира». Такая трактовка соответственно определяла и понятие наказания, рассматриваемого как возмещение (композиция) за на­несенную обиду или причиненный вред (например, уп­лата вергельда за убитого). Композиция служила предотвращению кровной мести, формой примирения и установления мира между враждующими группами родственников. Она, как правило, и предназначалась только семье потерпевшего. Лишь в некоторых случаях, требовавших вмешательства королевской администрации, часть композиции передавалась королевскому чиновнику (графу).

Как распределялся вергельд между родственниками убитого и королем, студент может выяснить из анализа титула LXII «О вергельде».

Салическая правда рассматривает и ряд правонарушений, которые можно характеризовать как преступле­ния в современном смысле этого слова, влекущие за собой государственную кару в виде смертной казни и пр. К ним относились в первую очередь должностные и во­инские преступления, лжесвидетельство (§ 6 титула ХХХ, титул XLVIII, § 2 титула LI).

Студенту следует обратить внимание на отсутствие у франков достаточно четких представлений об общих принципах, или институтах так называемой «Общей ча­сти», современного уголовного права. Из анализа ряда конкретных составов преступлений можно сделать вы­вод, что франки уже видели различие между умыслом и неосторожностью, совершением преступления и поку­шением на него, знали институт соучастия, обстоятель­ства, смягчающие и отягчающие преступление.

Тяжесть наказания по Салической правде определялась, прежде всего, социальным положением преступни­ка и потерпевшего, а также тяжестью совершенного пра­вонарушения в понимании франков. Соответствующие примеры студент может привести, сделав самостоятель­ный анализ ряда статей Салической правды.

В Салической правде прослеживается общая тенден­ция замены старых наказаний родового общества (кровомщение, самосуд и пр.) различными штрафами и пре­сечения случаев самовольной расправы (титулы IX, XXVII и пр.).

Преступления и наказания. Основное внимание в СП уделяется преступлениям и наказаниям.Ни определения прест-я,ни термина, определяющего это понятие, СП не дает.Из смысла статей,посвя-щенных преступ-ям,вытекает,что в это понятие включалось причи-нение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.Все известные СП преступ-я можно свести к 4-ем видам: 1) преступ-я пр личности(убийство,членовредительство,клевета); 2)преступления пр собств-ти(кража,поджог,грабеж); 3) преступ-я пр порядка отправления правосудия(неявка в суд, лжесвидетельст-во); 4) нарушение предписаний.В СП упоминаются отягчающие обстоятельства(групповое убийство, убийство в походе,попытка скрыть следы преступления),говорится о подстрекательстве к кра-же или убийству.Субъектами преступления могли быть не только свободные франки,но также литы и рабы.Целью наказания явл-ся возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за на-рушение королевского мира.Эпоха создания СП хар-ризуется от-миранием кровной мести.Взамен кровной мести устанавливается выкуп:вергельд-за убийство и пеня- за менее тяж преступ-я,размер выкупа зависел от национальности,сословной принадлежности потерпевшего и был достаточно высоким:жизнь свободного фран-ка оценивалась в 200 солидов.Высокий размер штрафов объясняет-ся тем,что система взысканий сложилась еще в родовом общ-ве и уплата осуществлялась родом роду.Выкуп делился на три час-ти:семье убитого,родственникам со стороны отца и матери и казне.

 

20

Суд и процесс в государстве франков

У франков существовали как сотенный суд, так и королевский суд, упоминание о котором содержится уже в семи первых титулах. На важную роль суда в жизни франкского общества указывают многочисленные ста­тьи Салической правды, предусматривающие штрафы за неявку ответчика, свидетеля в суд без уважительных при­чин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний.

Характер суда у франков раскрывают титулы XVIII, XLVI, LVII и др., об отдельных чертах судебного процесса свидетельствуют титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Необходимо обратить внимание на состязатель­но-обвинительный характер судебного процесса у фран­ков.

Об архаических чертах франкского процесса свиде­тельствует институты соприсяжничества (привлечение на стороне обвиняемого соседей, родственников и иных авторитетных лиц, которые должны были засвидетель­ствовать свойственные ему качества добродетели, чест­ности, — § 5 титула XVII), компургации (совместное произнесение обвиняемым и соприсяжниками очисти­тельной клятвы, полностью освобождающей от обви­нения).

В Салической правде упоминаются и другие способы доказательства невиновности того или иного лица, в том числе ордалии (например, испытания котелком и др.), клятвы и пр. Титул LIII фиксирует процедуру выкупа руки от испытания посредством котелка с кипящей во­дой. Правом уклонения от очищения «сакральной силой воды» (титул LVI) могли воспользоваться только иму­щие представители франкского общества.

Примеров архаического характера расследования и связанного с ним судоговорения является обычай обра­щения к божеству в целях выявления преступника по­средством жребия. Подобный реликт судопроизводства франков представлен в позднейших добавлениях к Салической правде. В Капитулярии IV (Декрете Хильдебер-та, § 6—7) подозреваемый в воровстве раб, вытягиваю­щий «дурной жребий» (sors mala), подтверждал подо­зрения и подлежал наказанию в 300 ударов плетью, а при наличии прямых улик раб наказывался всего 120 ударами. Данное положение связано с древним поверь­ем, что вор и грабитель— наиболее желанная жертва для богов и «дурной жребий» говорил о желании самогобожества покарать преступника.

При анализе особенностей франкского судебного, процесса студенту следует обратить внимание на право­вое неравенство различных групп древнегерманского общества перед судом.

Судебный процесс по Салич-й правде носил состязательный хар-р.Уголов- и гражд-е судопроизводство осуществлялось в оди-наковых формах.Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права,и процесс протекал в виде состяза-ния.Процесс был устным,гласным,отличался строгим формализ-мом.Салич правда называет три вида доказат-в,применяемых в су-дебном процессе.Среди них важное место занимает соприсяжни-чество.Соприсяжники- это родственники,друзья или соседи обви-няемого, к-рые явл-ся "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распростра-ненным видом доказ-ва яв-лись ордалии,при к-рых преступник ус-танавливался при помощи "божественной силы".Салич правда описывает "суд божий" в форме испытания "котелком".К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников.Вме-сте с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком".Судебные споры разби-рались на собраниях свободных людей сотни под председательст-вом выборного судьи-тунгина.Приговор выносили выборные засе-датели-рахинбурги.Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации.Место тунгнна за-нимает граф,назначаемый королем,а роль народных заседателей исполняют скабины,к-рые избираются графом из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Выс-шей судебной инстанцией являлся суд короля.

 

21

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...