Регулирование имущественных отношений по Салической Правде (сп).
Нет однознач понятия собственности. К движимым вещам – собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» в отличие от термина «чужой». Движимое имущество беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего. Большинство предписаний – охрана права собственности на различные движимые вещи. Со всеми подробностями разбирались кражи крупно-рогатого скота, также овец, пчел … Различают приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Часто упоминается огороженный участок (значит штраф за порчу изгороди). Особое значение – жилище(высокий штраф за кражу в пределах дома, и даже за проникновение на территорию виллы после захода солнца. Приусадебный участок переходит в частную собственность. О преходе пахотного участка-аллода в частное владение свидетельствует различное отношение к пахотной земле, а также к лугам, лесам…, которые остаются ещё в общинной собственности. Карается сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, в отличие от общинного участка. В СП ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужчинам-потомкам умершего. В титуле “Об аллодах” даже не ставится вопрос – кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду. О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствует и другие титулы СП, в частности “О переселенцах”. Переселиться на территорию общины “чужаку” можно было только при согласии всех членов общины. Если даже один не согласен “чужак” д.б. уйти.
СП знала институт приобретательной давности. Если в теч одного года и одного дня ни однин из членов общины не высказывал протест против поселения “чужака”, его землевладение начинает охраняться правом. В этом титуле по существу санкционируется присвоение общинной земли приближенными короля, т. к запрещается высказывать протест против переселенца, если на то была спец. королевская грамота.
19 Большая часть титулов Салической правды посвящена преступлениям (с учетом условности этого понятия применительно к Салической правде, в которой не проводилось четкого различия между преступлением и деликтом), а также наказаниям за них. Под преступлением у франков (да и вообще у варваров) понимались обида, вред, причиняемый личности или имуществу другого человека, и нарушение «королевского мира». Такая трактовка соответственно определяла и понятие наказания, рассматриваемого как возмещение (композиция) за нанесенную обиду или причиненный вред (например, уплата вергельда за убитого). Композиция служила предотвращению кровной мести, формой примирения и установления мира между враждующими группами родственников. Она, как правило, и предназначалась только семье потерпевшего. Лишь в некоторых случаях, требовавших вмешательства королевской администрации, часть композиции передавалась королевскому чиновнику (графу). Как распределялся вергельд между родственниками убитого и королем, студент может выяснить из анализа титула LXII «О вергельде». Салическая правда рассматривает и ряд правонарушений, которые можно характеризовать как преступления в современном смысле этого слова, влекущие за собой государственную кару в виде смертной казни и пр. К ним относились в первую очередь должностные и воинские преступления, лжесвидетельство (§ 6 титула ХХХ, титул XLVIII, § 2 титула LI). Студенту следует обратить внимание на отсутствие у франков достаточно четких представлений об общих принципах, или институтах так называемой «Общей части», современного уголовного права. Из анализа ряда конкретных составов преступлений можно сделать вывод, что франки уже видели различие между умыслом и неосторожностью, совершением преступления и покушением на него, знали институт соучастия, обстоятельства, смягчающие и отягчающие преступление.
Тяжесть наказания по Салической правде определялась, прежде всего, социальным положением преступника и потерпевшего, а также тяжестью совершенного правонарушения в понимании франков. Соответствующие примеры студент может привести, сделав самостоятельный анализ ряда статей Салической правды. В Салической правде прослеживается общая тенденция замены старых наказаний родового общества (кровомщение, самосуд и пр.) различными штрафами и пресечения случаев самовольной расправы (титулы IX, XXVII и пр.). Преступления и наказания. Основное внимание в СП уделяется преступлениям и наказаниям.Ни определения прест-я,ни термина, определяющего это понятие, СП не дает.Из смысла статей,посвя-щенных преступ-ям,вытекает,что в это понятие включалось причи-нение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.Все известные СП преступ-я можно свести к 4-ем видам: 1) преступ-я пр личности(убийство,членовредительство,клевета); 2)преступления пр собств-ти(кража,поджог,грабеж); 3) преступ-я пр порядка отправления правосудия(неявка в суд, лжесвидетельст-во); 4) нарушение предписаний.В СП упоминаются отягчающие обстоятельства(групповое убийство, убийство в походе,попытка скрыть следы преступления),говорится о подстрекательстве к кра-же или убийству.Субъектами преступления могли быть не только свободные франки,но также литы и рабы.Целью наказания явл-ся возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за на-рушение королевского мира.Эпоха создания СП хар-ризуется от-миранием кровной мести.Взамен кровной мести устанавливается выкуп:вергельд-за убийство и пеня- за менее тяж преступ-я,размер выкупа зависел от национальности,сословной принадлежности потерпевшего и был достаточно высоким:жизнь свободного фран-ка оценивалась в 200 солидов.Высокий размер штрафов объясняет-ся тем,что система взысканий сложилась еще в родовом общ-ве и уплата осуществлялась родом роду.Выкуп делился на три час-ти:семье убитого,родственникам со стороны отца и матери и казне.
20 Суд и процесс в государстве франков У франков существовали как сотенный суд, так и королевский суд, упоминание о котором содержится уже в семи первых титулах. На важную роль суда в жизни франкского общества указывают многочисленные статьи Салической правды, предусматривающие штрафы за неявку ответчика, свидетеля в суд без уважительных причин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний. Характер суда у франков раскрывают титулы XVIII, XLVI, LVII и др., об отдельных чертах судебного процесса свидетельствуют титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Необходимо обратить внимание на состязательно-обвинительный характер судебного процесса у франков. Об архаических чертах франкского процесса свидетельствует институты соприсяжничества (привлечение на стороне обвиняемого соседей, родственников и иных авторитетных лиц, которые должны были засвидетельствовать свойственные ему качества добродетели, честности, — § 5 титула XVII), компургации (совместное произнесение обвиняемым и соприсяжниками очистительной клятвы, полностью освобождающей от обвинения). В Салической правде упоминаются и другие способы доказательства невиновности того или иного лица, в том числе ордалии (например, испытания котелком и др.), клятвы и пр. Титул LIII фиксирует процедуру выкупа руки от испытания посредством котелка с кипящей водой. Правом уклонения от очищения «сакральной силой воды» (титул LVI) могли воспользоваться только имущие представители франкского общества. Примеров архаического характера расследования и связанного с ним судоговорения является обычай обращения к божеству в целях выявления преступника посредством жребия. Подобный реликт судопроизводства франков представлен в позднейших добавлениях к Салической правде. В Капитулярии IV (Декрете Хильдебер-та, § 6—7) подозреваемый в воровстве раб, вытягивающий «дурной жребий» (sors mala), подтверждал подозрения и подлежал наказанию в 300 ударов плетью, а при наличии прямых улик раб наказывался всего 120 ударами. Данное положение связано с древним поверьем, что вор и грабитель— наиболее желанная жертва для богов и «дурной жребий» говорил о желании самогобожества покарать преступника.
При анализе особенностей франкского судебного, процесса студенту следует обратить внимание на правовое неравенство различных групп древнегерманского общества перед судом. Судебный процесс по Салич-й правде носил состязательный хар-р.Уголов- и гражд-е судопроизводство осуществлялось в оди-наковых формах.Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права,и процесс протекал в виде состяза-ния.Процесс был устным,гласным,отличался строгим формализ-мом.Салич правда называет три вида доказат-в,применяемых в су-дебном процессе.Среди них важное место занимает соприсяжни-чество.Соприсяжники- это родственники,друзья или соседи обви-няемого, к-рые явл-ся "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распростра-ненным видом доказ-ва яв-лись ордалии,при к-рых преступник ус-танавливался при помощи "божественной силы".Салич правда описывает "суд божий" в форме испытания "котелком".К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников.Вме-сте с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком".Судебные споры разби-рались на собраниях свободных людей сотни под председательст-вом выборного судьи-тунгина.Приговор выносили выборные засе-датели-рахинбурги.Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации.Место тунгнна за-нимает граф,назначаемый королем,а роль народных заседателей исполняют скабины,к-рые избираются графом из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Выс-шей судебной инстанцией являлся суд короля.
21
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|