Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика особенностей процесса формирования устной речи у детей с олигофренией и детей с сохранным интеллектуальным развитием




 

Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети - олигофрены. Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС в пренатальный, натальный или постнатальный периодах.

Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. Нарушение речи у умственно отсталых школьников исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной (1954), Г.А. Каше (1956), Д.И. Орловой (1967), М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. Нарушение речи у олигофренов носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Формирование речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленно и своеобразно. Своеобразие проявляется в становлении всех сторон речевой деятельности олигофренов.

Характерным для этих детей является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4-х до 8-ми месяцев, то у умственно отсталых детей лепет отмечается в период от 12 до 14 месяцев; первые слова у этих детей появляются в период от 2,5 до 5 лет (И.В. Карлин, М. Стразулла, 1952). М.С. Певзнер в своей работе "Дети - олигофрены" (1959) указывает на появление слов у таких детей в 3 и даже 5 лет. В норме появление первых слов у детей от 10 до 18 месяцев.

Значительное отставание отмечается у умственно отсталых детей в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речью у них более длительный, чем у нормальных детей.М. Рошка (1967) и Г.В. Кузнецова (1976) в своих исследованиях также указывают на разрыв между появлением первых слов и оформлением их в предложения.

У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов (В.Г. Петрова 1968, Г.И. Данилкина 1971, Н.В. Тарасенко 1973, Г.М. Дульнев 1952), которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. У умственно отсталых выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз - пустая эхололичная речь.

В словаре детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь). Они не знают названий многих предметов, которые их окружают (перчатки, будильник), особенно названий отдельных частей предметов (обложка, страница, рама, подоконник). В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Глаголы с приставками заменяются бесприставочными глаголами так как усвоение и использование их представляет особенно большую сложность и детей вполне удовлетворяет одна форма к которой они и прибегают во всех необходимых случаях.

По данным Н.В. Тарасенко (1973), умственно отсталые дети редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека. Также ограничено количество наречий в их словаре.

Встречается неточное употребление слов, парафазии. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству. Характерным являются замены слов с диффузным, расплывчатым значением.

Пассивный словарь умственно отсталых детей больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос. Исследование семантических полей на основе ассоциативного эксперимента, проведенное А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой (1971), показало их недостаточную сформированность. В норме выбор слова - реакции осуществляется на основе смысловых ассоциаций, то есть по смысловому сходству. У умственно отсталых он осуществляется часто по случайным, иногда, звуковым, ассоциациям (врач - грач), что свидетельствует о недостаточной сформированности у них семантических полей, лексической системности.

Как показали исследования многих авторов (В.Г. Петрова, М.Ф. Гнездилов 1944, М.Ф. Феофанов 1960, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаева), у умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая появляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

В.И. Лубовский (1977) подчеркивает, что необходимо учитывать некоторые несоответствия в развитии разных сторон речи. Очевидным является расхождение темпов формирования грамматического строя речи и словаря. Некоторые грамматические связи у детей с олигофренией, по - видимому, образуются в основном путем многократных повторений, так сказать, механически. Их формирование - это выработка динамических стериотипов, или скорее, образование рефлекса на отношение (Ф.А. Сохин, 1955).

Умственно отсталые дети, несмотря на значительные отставания овладевают основными грамматическими закономерностями и формами и способны их использовать, оперируя с новым языковым материалом. Осмысление и целенаправленное заучивание не всегда помогают в усвоении этих закономерностей. Смысловые связи (в том числе грамматические) образуются иным способом - путем обобщения, т.е. с участием мышления, для их формирования не требуется многократных повторений. Эти связи имеют и иные способы организации - иерархизированные структуры, в то время как некоторые грамматические связи существуют в виде относительно независимых (рядоположенных) групп.

В некоторых случаях выявленные особенности достигают уровня специфических закономерностей, существенных характеристик данной категории аномального развития. Так, у умственно отсталых детей проявление словотворчества не обнаруживается не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте. Эта особенность имеет весьма существенное значение для характеристики психического развития детей данной категории.

М.П. Феофанов (1948, 1955) отмечал, что "одним из существенных отличий речи умственно отсталого ребенка является сравнительная бедность в использовании разнообразных падежных форм и предлогов".

Дети неправильно употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных: " много девочки", "много курицы "; смешивают окончания родительного падежа множественного числа " много рыбков"; допускаются ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже: " красная платье ".

Функция словообразования у умственно отсталых детей является еще менее сформированной, чем словоизменение. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов при этом очень незначительно.

А.Н. Гвоздев (1961) изучавший становление детской речи рассматривает вопрос о том, в какой последовательности появляются слова различных грамматических категорий в речи нормально развивающегося ребенка, показал. что на начальных этапах овладения речью дети чаще всего пользуются именами существительными, которые выполняют функцию различных частей речи. В словаре олигофренов дольше, чем это бывает в норме, отмечается резкое преобладание существительных.

У умственно отсталых детей чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система грамматических значений. Недоразвитие лексико - грамматического строя речи особенно резко проявляется в связной речи. Значительная часть их устной речи состоит из неполных предложений с пропусками подлежащего и сказуемого. У них проявляется недостаточность понимания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира, недоразвитие смысловой стороны речи.

Таким образом, к 7 - 8 годам при олигофрении в степени дебильности дети спонтанно на основе механизма подражания овладевают простым грамматическим стереотипом родного языка. Грамматические связи у детей с олигофренией образуются в основном путем многократных повторений - механически. Они в состоянии запомнить правила употребления языковых средств, но испытывают затруднения в обучении языку, в понимании смысла лексических и грамматических языковых значений более высокой степени обобщенности. Формирование смысловых связей (в том числе грамматических), образуемых иным способом - путем обобщения, т.е. с участием мышления, вызывает затруднения. Это означает, что дети с олигофренией не могут свободно выстроить грамматически правильную конструкцию слов. По мере формирования грамматического стереотипа у детей - олигофренов увеличивается темп развития речи, запас общеупотребительных слов, возрастает речевая активность.

Выводы по первой главе

 

Нарушение речи у умственно отсталых школьников исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной (1954), Г.А. Каше (1956), Д.И. Орловой (1967), М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. Нарушение речи у олигофренов носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Формирование речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленно и своеобразно.

Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

А) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"): 1 лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили и получилась лепь".

2. прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом".

В) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания):

. пургинки ( снежинки): "Пурга кончилась, остались пургинки".2. помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания"?

3. правдун ( говорящий правду): "Я - правдун!".

С) одно слово составляется из двух ("синтетические слова"):

4. ворунишка (вор и врунишка)

5. вкуски ( вкусные куски)

6. бабезяна (бабушка обезьяны).

7. Как получаются "слова-осколки"объясняет А.Н. Гвоздев. Он обратил внимание на то, что начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко".

8. Второй способ создания ребенком новых слов-присоединение к корню слова "чужого" окончания также очень распространен. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности ") - а разве он не слышал слова "глупость"?

Функция словообразования у умственно отсталых детей является еще менее сформированной, чем словоизменение. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов при этом очень незначительно.

словообразование олигофрения нарушение интеллект


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...