Технология формирования навыка словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования и словоизменения посредством дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии. Материал формирующего эксперимента представлен в Приложении 2. На этапе совершенствования словообразования и словоизменения мы работали над: · закреплением формы множественного числа; · уточнением формы родительного падежа; · уточнением формы дательного падежа; · уточнением формы винительного падежа; · уточнением формы предложного падежа; · развитием навыка словообразования. На этапе совершенствования словообразования и словоизменения мы проводили работу над закреплением формы множественного числа. Здесь мы ставили своей целью выявить умения детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа. В начале дети с трудом выполняли задания, но с нашей помощью через некоторое время дети без помощи выполняли упражнения. Проводили игры для уточнения формы родительного падежа. Детям предлагаются картинки, на которых были изображены различные действия и отдельные предметы, здесь они должны соотнести предметы к действиям. Проводили игры для уточнения формы дательного падежа. Дети соотносили картинки с профессиями, и что нужно для каждой профессии. Эти задания не вызвали трудностей. В играх для уточнения формы винительного падежа, дети ставили существительные в винительный падеж. Проводили игры для уточнения формы творительного падежа. Дети подбирали слова к глаголам, называли пары предметов по картинкам, отвечали на вопросы "кто чем работает?".
Также проводили игры для уточнения формы предложного падежа. Дети соотносили животных с их жилищами. В играх, для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы, мы выявляли умения детей образовывать существительные с помощью суффиксов. В играх на развитие навыка словоизменения дифференцировали глаголы 1,2,3 - го лица. Согласовывали глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе. В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшились навыки словообразования и словоизменения. По окончанию формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными. Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе. Приведенные данные говорят о том, что высокий уровень имеет один ребенок (Аня К.) все остальные дети имеют средний уровень, низкого же уровня не выявлено ни у кого, в то время как на констатирующем этапе низкий уровень и мели два ребенка (Вова Р. и Леша С.), средний уровень наблюдался у шестерых детей (Леша К., Сергей П., Аня К., Витя К., Максим Т. и Таня Г.), первый уровень не был зафиксирован. Таким образом, уровень словообразования качественно увеличился: те дети, которые имели низкий уровень, переместились на средний, а те дети которые были на среднем качественно улучшили свои результаты, при продолжении работы над улучшение словообразования и словоизменения они перейдут на высокий уровень. Результаты обследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
1 уровень - высокий (от 12до 17 баллов). Характеризуется достаточными навыками словообразования и словоизменения в соответствии своему возрасту. уровень - средний (от 6,5 до 11,75 баллов). Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, недостаточная сформированность навыка словоизменения. уровень - низкий (от 0 до 6,25) Ребенок "не слышит" звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Наблюдается неразвитость навыков словообразования, словоизменения и понимания обращенной речи. Таким образом, у 1 ребенка отмечается высокий уровень (10% детей), у 7 - средний (90% детей), низкого уровня не отмечается ни у кого. Данные говорят о том, что показатели грамматического строя речи существенно увеличились, так как на констатирующем этапе низкий уровень был у двоих детей, средний у шестерых, высокого же уровня не было ни у кого, а на контрольном соответственно низкого уровня нет ни у кого, средний уровень у семерых и у одного ребенка высокий уровень.
Таким образом, у всех детей наблюдается улучшение уровней словообразования и словоизменения. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, занесены в сводную таблицу 3.
Таблица 3
Количественная оценка результатов коррекционной работы в группе младших школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии показала увеличение навыков словообразования и словоизменения на контрольном этапе по сравнению с констатирующим. Наглядно это можно увидеть на диаграмме представленной в приложении 3. Таким образом, логопедические мероприятия и педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта и уровень интеллектуального развития, подобранная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению нарушений словообразования и словоизменения у младших школьников с нарушениями интеллекта. Выводы по второй главе
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков словообразования и словоизменения у детей с нарушениями интеллекта, мы поставили целью эксперимента - выявить особенности нарушения словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи; · Выявить у школьников особенности сформированности словообразования и словоизменения. · Выявить отклонения в словоизменении и словообразовании. На этапе совершенствования словообразования и словоизменения мы работали над: · закреплением формы множественного числа;
· уточнением формы родительного падежа; · уточнением формы дательного падежа; · уточнением формы винительного падежа; · уточнением формы предложного падежа; · развитием навыка словообразования В результате проведенной работы нами были сделаны выводы, что уровень словообразования и словоизменения значительно вырос, подобранные нами игры эффективно способствовали развитию словообразования и словоизменению. При выполнении заданий дети постоянно сталкивались с трудностями и прибегали к помощи педагога. Даже при оказании помощи многие не справлялись с заданиями или просто отказывались от выполнения и говорили что они либо не хотят либо не могут. Но после подробного объяснения задания и того как нужно правильно его выполнить, дети пробовали и справлялись с заданиями. Заключение
Формирование и развитие навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на формирование навыков словообразования и словоизменения у детей с нарушенным интеллектом, в свое время занимались Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева. Анализ литературных источников показал, что нарушения навыков словообразования и словоизменения у умственно отсталых детей являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой деятельности. Работа по развитию навыков словообразования и словоизменения должна проводится не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно комплексный системный подход к развитию навыков словообразования и словоизменения у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность логопедической работы. Тем не менее, нужно отметить, что в настоящее время проблема развития навыков словообразования и словоизменения у данной категории детей, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ. В процессе обследования навыков словообразования и словоизменения детей с нарушением интеллекта было замечено, что эти дети испытывают затруднения в образовании новых слов и изменении слов предложенных логопедом, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, приводящему к застреванию на отдельных словах и мыслях, к повторению отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства дети порой отмечают не самые существенные признаки.
Мы считаем, что использование данных видов работы воспитателями и логопедами, поможет значительно повысить уровень словообразования и словоизменения у детей с нарушением интеллекта, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности. Целенаправленная коррекционная работа по повышению навыков словообразования и словоизменения школьников с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития. В результате проведенной работы нами были сделаны выводы, что уровень словообразования и словоизменения значительно вырос, подобранные нами игры эффективно способствовали развитию словообразования и словоизменению. При выполнении заданий дети постоянно сталкивались с трудностями и прибегали к помощи педагога. Даже при оказании помощи многие не справлялись с заданиями или просто отказывались от выполнения и говорили что они либо не хотят либо не могут. Но после подробного объяснения задания и того как нужно правильно его выполнить, дети пробовали и справлялись с заданиями. Список используемой литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М, 2003. . Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия. 2005. 230 с. . Бадалян Л.О. "Невропатология", Москва, "Академия", 2003 г. . Беккер К.П., Гебельт X. Ребенок, нуждающийся в специальном обучении // Дефектология. - 2004. - № 5. . Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М., 2003. . Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М., 2002. . Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. - М., 2005. . Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М. Академия. 2004. 250 с. . Генина Н.А. "Возрастная психология", методические рекомендации по курсу, ЧГПУ, 2004 г. . "Дети с ограниченными возможностями". Хрестоматия, Москва, 2005 г. . Дефектология. Словарь-справочник/ под. Ред. Пузанова. М. 2003 г. С. 30. . Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста. Саратов. 2001 г. 327 с. . Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. Прсвещение. 2004 г. 290 с. . Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2005. . Коломинский Я.Л. "Психология детей в норме и патологии", Москва, "Питер", 2004 г. . Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М., 2006. . Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. "Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР", Москва, "Владос", 2004 г. . Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М. Изд-во АПН РСФСР 2003. 379 с. . Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. Академия. 2003 г. 230 с. . Логопедия: учебник для ВУЗов / под ред. Л.С. Волковой. М. 1999 г., с. 61. . "Логопедия в школе" под ред. Кукушина В.С., Москва-Ростов-на-Дону, "Март", 2005 г. . Лосева Л.М. Как строится текст. М. Академия 2003 г. 270 с. . Лурия А.Р. Речь и мышление. М. Педагогика 2005 г. 400 с. . Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 2006. . Маллер А.Р., Цикато Г.В. "Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью", Москва,"Академия", 2003 г. . Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002. . Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М., 2002. . Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 2005. . Подласый И.П. "Педагогика", Москва, "Просвещение", 2003 г. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Педагогика 2004 г. Т1. 416 с. . Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 2004. . Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 2004. . "Специальная психология" под ред. В.И. Лубовского, Москва, "Академия, 2005 г. . Сухарева Г.Е. Стойкие психические нарушения в отдаленном периоде органических поражений головного мозга. // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия. / Под ред.В. Астапова, Ю. Микадзе. - СПб., 2001. . Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь/ под ред. Л.В. Щербы. М. Педагогика 2003 г. С 96-195. Приложения Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|