Тема 4. Социальные группы и общности
Стр 1 из 4Следующая ⇒ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»
Екатеринбург 2016
Планы семинарских занятий Тема 1. Социология как наука Вопросы для обсуждения 1. Каковы теоретические и социальные предпосылки появления социологии? 2. Охарактеризуйте особенности объекта и предмета социологии? 3. В чем отличия понимания личности и общества в социологии от других гуманитарных наук (в частности истории и политологии)? 4. По каким принципам выделяют группы отдельных социологических дисциплин? 5. Что такое отраслевая социология, назовите примеры? 6. Какие социологические исследования и теории выделяют по уровню изучения общества? 7. Какие виды социологических исследований и теорий выделяют по характеру знания? 8. Каковы отличия эмпирической и теоретической социологий? 9. В чем специфика прикладных социологических исследований? 10. Каковы функции социологии как науки и учебной дисциплины? Темы сообщений Темы сообщений помещены общим списком в конце планов семинарских занятий. Студенты выбирают одну тему по собственному желанию и готовят ее к соответствующему семинарскому занятию.
Основные понятия Объект социологии, предмет социологии, структура социологического знания, отраслевые социологии, микро-макро-мегасоциологии, эмпирическая и теоретическая социология, фундаментально-теоретическая социология, функции социологии.
Вопросы для самоконтроля 1) В чём вы видите специфику социологического изучения человека и общества? 2) Каков предмет социологии? 3) Каковы уровни социологического знания, их особенности и взаимосвязь? 4) Какие функции выполняет социология в обществе?
5) Каково ваше представление о профессиональном социологе? 6) Продумайте значения социологических знаний для экономистов? Тема 2.Возникновение социологии. Этапы развития социологической мысли. Вопросы для обсуждения 1. Какие этапы в истории социологии обычно выделяются? 2. В чем особенности парадигмы изучения общества у Конта? 3. Какова роль Г. Спенсера в развитии социологии? 4. Особенности подхода к пониманию социальных процессов в европейской психологической школе? 5. Социологическая школа Дюркгейма? 6. Основные направления в русской социологии конца XIX началаXX веков? 7. Особенности эмпирической социологии на западе 20-40-е годы XX века? 8. Концепции Р. Мертона, Т. Парсонса, Р. Арона, У. Ростоу, Д. Белла, О. Тофлера? 9. В чем проявляется мультипарадигмальность современного этапа развития социологической теории? 10. Каковы особенности развития современной отечественной социологии? Вопросы для самоконтроля Тестовые задания 1) Кто из социологов считал общество живым организмом? А) Э. Дюркгейм Б) М. Вебер В) Г. Спенсер
2) Какой из подходов в исследовании общества опирается на методы наблюдения и эксперимента? А) рационалистический Б) позитивистский В) иррационалистический Г) феноменологический
3) О. Конт выделил в социологии социальную… и социальную динамику А) статика Б) метафизика В) механика Г) статистика
4) Понятие «аномия» разработал: А) О. Конт Б) Д. Миль В) Э. Дюркгейм
5) Термин «гезельшафт»в теории немецкого социолога Ф. Тённиса означает: А) традиционное общество Б) отношения людей в процессе производства В) совокупность индивидов Г) индустриальное общество
6) Этот учёный первым начал применять статистические методы в социологии и разработал концепцию «среднего человека»: А) Ф. Теннис Б) А. Кетле В) Г. Зиммель
7) Установите соответствие между названием социального института в теории Г. Спенсера и его элементами
1) домашние а) цех 2) обрядовые б) трудовые отношения 3) политические в) семья и брак 4) церковные г) обычаи, этикет 5) профессиональные д) власть 6) промышленные е) верования
8) Кто является автором работы «Польский крестьянин в Европе и Америке»? А) Э. Мэйо Б) Ф. Знанецкий и У. Томас В) Т. Парсонс и Р. Мертон
9) Теорию структурного функционализма разрабатывали: А) Т. Парсонс Б) М. Вебер В) Р. Мертон Г) Э. Дюркгейм
10) Структурный функционализм рассматривает общество А) как сумму индивидов, живущих в данном обществе Б) как систему взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях друг с другом В) как определённый этап в историческом развитии человечества.
11) Согласно взглядам Т. Парсонса, целостность, единство общества достигается благодаря: А) совместной деятельности по производству необходимых материальных благ Б) принудительной силе юридических законов В) социальным нормам и ценностям
12) Т. Парсонс выделил основные функции, которые позволяют социальной системе выжить, функционировать и развиваться А) конкуренция Б) интеграция В) адаптация Г) соперничество
13) Назовите автора понятия «дисфункция» А) Р. Дарендорф Б) Т. Парсонс В) Р. Мертон
14) Представители какой социологической теории утверждали, что в обществе наряду с порядком существует беспорядок; наряду со стабильностью и устойчивостью происходит борьба противостоящих социальных групп, индивидов? А) теория структурного функционализма Б) теория социального обмена В) теория социального конфликта
15) Термин «теория конфликта» ввёл в научный оборот А) Р. Дарендорф Б) Т. Парсонс В) Л. Козер
16) Идею о позитивной функциональности конфликта разрабатывал А) К. Боулдинг Б) Л. Козер В) Р. Дарендорф
17) Конфликтную модель общества отстаивал А) М. Вебер Б) Р. Мертон В) Р. Дарендорф
18) Основателем теории символического интеракционизма считается: А) Дж. Мид Б) Ч. Кули В) М. Кун
Тема 3. Общество как объект изучения социологии Мировая система и глобализация. Вопросы для обсуждения
1. Что такое «общество»? Как можно определить «общество»? В чем разница между понятиями «общество», «государство», «гражданское общество», «социальная общность»? 2. Есть ли, на ваш взгляд, разница между обыденным и научным употреблением термина «общество»? 3. Что представляет собой общество как система? В чем специфика социальных систем? 4. Как связаны между собой культура и общество? Как выражается в культуре сущность общества? 5. Как вы понимаете культуру как социальную память общества? 6. В чем особенности социального пространства и времени? 7. Как вы понимаете социальное взаимодействие? Какова его роль в обществе? Как соотносятся понятия «социальное взаимодействие» и «социальное отношение»? 8. Охарактеризуйте социологические теории общества (формационная, цивилизационная, структурный функционализм, социальный детерминизм и др.). 9. Теория общества как мировой системы? 10. Каковы особенности традиционного, индустриального и постиндустриального обществ? 11Какие типы обществ выделяют в современной социологии? В чем сущность глобалистики как социологической теории? 12.Каковы проявления глобализации в экономической, политической и духовной жизни общества 13.Каково влияние глобализации на Россию?
Основные понятия Общество, социальное взаимодействие и культура, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, глобализация. Вопросы для самоконтроля Правильны ли данные высказывания: 1. Общество – большая группа людей, сформировавших общую культуру. 2. Культура – система соглашений, разделяемых большинство членов данного общества. 3. Общество – политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией. 4. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. 5. Общество вторично, государство первично. 6. Общество существовало тогда, когда не было стран и государств. 7. Культура включает два главных элемента – социальные нормы и санкции.
8. Только регулярно повторяющиеся социальные отношения кристаллизуются в социальное взаимодействие. 9. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. 10. В 70-е годы XX в. на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество.
Тема 4. Социальные группы и общности Вопросы для обсуждения 1. Что такое социальная общность? 2. Какими свойствами обладают социальные общности? 3. Перечислите типы общностей. 4. Охарактеризовать мнимые, контактные и групповые общности? 5. Каковы особенности формирования таких общностей как «массы» и «толпа» 6. особенности их воздействия на личность? 7. Что такое «социальные группы»? Как они образуются? 8. Какие возможны классификации социальных групп? 9. Охарактеризуйте понятия: «малая группа», «референтная группа», «группы равных». Какую роль для развития личности они выполняют. 10.Особенности социальных организаций их типы и функции?
Основные понятия темы: социальная группа, социальный институт, социальная общность, социальная организация, бюрократия Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите социальные группы и общности (не менее 10), в которые включены Вы? 2. Чем понятия референтная группа отличается от понятия малая группа? 3. Как Вы думаете, прав ли М. Вебер, который утверждал, что XX в. грозит не диктатура пролетариата, а диктатура бюрократа?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|