Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правильны ли данные высказывания?




1. Мобильность – это социальные перемещения людей в обществе.

2. Перемена профессии – пример вертикальной мобильности.

3. В целом молодые более мобильны, чем пожилые.

4. Пол влияет на возможность вертикальной мобильности.

5. В примитивном обществе много статусов, а в современном мало.

6. Черта абсолютной бедности всегда ниже черты относительной.

7. В основе социальной стратификации лежат интересы людей.

8. Маргиналы – это бедные.

9. Принадлежность к сословию передается по наследству.

10. Открытое общество – то, в котором нет законов, регулирующих миграцию.

 

Тема 7. Социальные изменения

Вопросы для обсуждения

1. Каково содержание понятий: социальные изменение, социальные перемены, модернизация, трансформация, социальное развитие, социальный прогресс?

2. Как соотносятся эти понятия между собой?

3. Как рассматривалось в истории социологической мысли соотношение эволюции и революций в историческом процессе?

4. Как понималось в истории социологической мысли понятие «социальный прогресс»?

5. Какие критерии социального прогресса выделялись в прошлом и выделяются сегодня?

6. Какого соотношение социальных революций и реформ в социальных изменениях?

7. Чем детерминированы социальные изменения?

8. Что за показатель «индекс развития человеческого потенциала», какие особенности уровня развития стран он характеризует?

 

Основные понятия

Детерминизм, социальные изменение, социальные перемены, модернизация, трансформация, социальное развитие, социальный прогресс, критерии социального прогресса.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность концепции модернизации?

2. Объясните понятия социального прогресса и социального регресса?

3. В чем особенность взаимодействия культуры и социальных изменений?

 

Тема 8. Социология личности

 

Вопросы для обсуждения

1. Что означает понятие «личность» в социологии? Чем отличается изуче­ние личности в социологии от рассмотрения ее другими науками (соци­альной философией, психологией, педагогикой и т.п.)?

2. Какие социальные проблемы личности вы считаете наиболее актуаль­ными сегодня?

3. Каковы проявления социализации как процесса становления личности?

4. В чем отличие социали­зации от воспитания, образования, обучения, адаптации, взросления?

5. Каковы основные средства социализации? Какие из них наиболее зна­чимы?

6. Каково содержание понятия «агенты социализации», какую роль в социализации они играют?

7. Какие теории социализации личности известны в современной социо­логии? Какие из них кажутся более убедительными для вас?

8. Какова роль культуры в процессе социализации, при формировании ценно­стного ядра личности?

9. Какова продолжительность и этапы социализации личности в традиционном и современном обществе?

10. Чем обусловлена необходимость социализации?

11. Как в процессе социализации формируются индивидуальные особенности личности?

12. Проанализируйте социологические теории поведения личности и социального взаимодействия, используемые в современной социологии (теория символического интеракционизма, зеркального «Я», теория обмена, социаль­ных ролей и др.).

13. Что означает социализация как освоение социальных ролей?

14. В чем сущность понятий «социальная роль» и «социальные ожидания»?

15. Виды ролей. Что такое ролевой набор личности?

16. Как соотносятся понятия социальной роли и социального статуса?

17. Возможен ли выбор социальных ролей?

18. Чем определяются социальные ожидания и содержание социальных ролей?

19 Что такое ролевой конфликт? Каковы виды ролевых конфликтов, способы их разрешения?

20. Какие проблемы людей, какие конфликты позволяет понять теория социальных ролей?

21. Как осваиваются социальные роли?

22. Возможна ли деформация личности под влиянием социальной роли?

23. От чего зависят изменения социальных ожиданий и социальных ролей?

Практические задания

1. Опишите содержание какой-либо социальной роли, в том числе права и обязанности, модель поведения (по выбору).

2.Приведите и проанализируйте примеры ролевых конфликтов из произведений литературы и современного кинематографа.

Практические задания

1. «Мой путь социализации» (Социологическое сочинение).

Написать сочинение, используя основные понятия социологии (подчеркнуть их в тексте): личность, социализация, общество, культура, макросреда, микросреда, агенты социализации, социальная роль, социальное ожидание, ролевой набор, гендерная роль, ролевой конфликт.

Основные понятия

Личность, социализация, десоциализация, ресоциализация, макросреда, микросреда, адаптация, конформизм, средства и агенты социализации, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт.

Вопросы для самоконтроля

Правильны ли данные высказывания?

1. Личность – человек, выделяющийся среди других.

2. Биологические, врожденные качества личности.

3. Личность – опрокинутое внутрь человека общество.

4. Социализация общества.

5. Социализация – это освоение человеком ценностей, социальных норм, социальных ролей общества.

6. Воспитание и социализация – это одно и то же, совпадающие понятия.

7. В современном обществе процесс социализации продолжается всю жизнь.

8. Социальная роль – это надындивидуальный, устойчивый комплекс поведенческих реакций, определяемый социальным положением человека.

9. Предписанные социальные роли даются человеку от рождения не зависимо от его желания и выбора.

10. Детская ролевая игра – важный способ освоения социальных ролей.

 

Тема 9. Социальный контроль и девиация

Вопросы для обсуждения

1. В чем сущность социального контроля? Каковы основные элементы социального контроля?

2. Каково значение социального контроля для общества, личности, взаи­модействия людей?

3. Что такое социальные нормы? Как связаны социальные нормы с соци­альными ожиданиями? Как формируются социальные нормы?

4. Какие существуют типы социальных норм?

5. Социальные нормы имеют объективный или договорной характер?

6. Что такое социальные санкции и каковы их типы?

7. Кто может применять социальные санкции, выступать субъектом социального контроля?

8. Что такое девиация? Какие виды девиации могут существовать в обще­стве? Могут ли существовать друг без друга нормы и отклонения?

9. Каковы критерии девиантности? Как они изменяются? Что влияет на их изменение?

10. Назовите социологические теории, объясняющие причины девиации.

11. Что такое аномия как социальный феномен и каковы ее причины?

12. Существовал ли феномен аномии в советском обществе?

13. Социальные нормы и девиации являются абсолютными или относительными?

14. В чем отрицательные проявления таких негативных девиаций, как пьянство, проституция агрессивность и т.п.

Практическое задание

1. Приведите примеры различных видов социальных норм и проанализи­руйте их.

Основные понятия

Социальный контроль, внешний контроль, внутренний контроль, социальная селекция, социальные нормы, социальные санкции, аномия, девиация, позитивные и негативные девиации.

 

Вопросы для самоконтроля

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...