Правильны ли данные высказывания?
1. Санкции – это способы наказания людей. 2. Социальные нормы закрепляют то, что было объективно полезно для конкретного общества. 3. Без социального контроля общество не существует. 4. Внутренний самоконтроль человека – это тоже социальный контроль. 5. Обычаи и традиции – это разновидность социальных норм. 6. Президент страны является одновременно субъектом и объектом социального контроля. 7. Характеристика какого-либо поведения как девиантного относится к его оценке другими людьми. 8. Когда в обществе разрушаются социальные ценности и нормы, когда они перестают регулировать поведение людей, то возникает аномия. 9. Девиантность – это только негативное явление. 10. Девиации всегда вызываются отклонениями в биологии человека.
Тема 10. Социология экономической жизни Вопросы для обсуждения 1. Есть ли связь между особенностями социальной и духовной жизнью общества с одной стороны и его экономической жизнью другой? 2. Когда сформировалась экономическая социология? 3. Что изучает экономическая социология? 4. Какова диалектика экономического сознания, экономического мышления, экономической культуры. 5. Каково влияние этих факторов на экономическое поведение людей? 6. Каковы социальные механизмы регулирования экономических отношений, в том числе занятости и безработицы?
Основные понятия Экономическое сознание, экономическое мышление, экономическая культура, экономическое поведение. Вопросы для самоконтроля 1. Приведите примеры связи экономических и социальных явлений из индивидуальных практик ижизниобщества? 2. Сформулируйте, в чем заключается объект и предмет экономической социологии?
3. Продумайте в чем отличие экономической социологии от социологии труда? 4. Определите, почему изменились стили потребительского поведения в современном российском обществе? 5. Опишите тактики поведения «человека экономического», «человека потребляющего», «человека традиционного общества». Выскажите свое отношение к этим тактикам экономического поведения? Тема 11. Социологическое исследование: его программа и методы Вопросы для обсуждения 1. Как выбирается тема для социологического исследования? Каким требованиям она должна отвечать? 2. Что характеризуют цель и задачи исследования? Сколько обычно формулируют задач? В каком порядке их располагают? 3. Как и для чего формулируют гипотезы исследования? 4. Как определяют объект и предмет социологического исследования? 5. Что такое генеральная совокупность, выборка? Какими способами определяют выборку? 6. Что означает репрезентативность выборки? 7. Проанализируйте методы сбора информации в социологии (анализ документов, в том числе контент-анализ; метод наблюдения; анкетирование). 8. Каковы особенности анкетирования? 9. Каковы основные разделы анкеты? Что включают в преамбулу и «паспортичку»? 10. Какие виды вопросов используются при составлении анкеты? 11. Каких ошибок нужно избегать при составлении отдельных вопросов и анкеты в целом? Практические задания 1. Выберите тему социологического исследования. Разработайте программу исследования: сформулируйте цель, задачи, гипотезы. Выберите методы исследования. 2. Составьте социологическую анкету. Разработайте по 2-4 вопроса к нескольким задачам программы. Используйте разные виды вопросов. Придумайте контрольный вопрос. Составьте «паспортичку». Основные понятия Программа социологического исследования, объект исследования, генеральная совокупность, выборка, репрезентативность выборки, социологические документы, контент-анализ. Наблюдение в социологии.
Вопросы для самоконтроля Правильны ли данные высказывания? 1. Сплошной опрос используется чаще выборочного. 2. Выборочное обследование требует более изощренной техники и методики, чем сплошное. 3. Опрос подразделяется на включенный и не включенный. 4. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. 5. Открытые вопросы легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. 6. Закрытые вопросы используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. 7. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению такой информации, которая проверяет гипотезы. 8. Все анкеты подразделяются на два типа – закрытые и открытые. 9. В социологической анкете необходимо указывать фамилию, имя и отчество. 10. Одна из отличительных черт социологического опроса – количество опрошенных. 11. Анализ документов бывает включенным и не включенным. 12. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакций, формы общения и т.д.), то он проводит не включенное наблюдение. 13. Если же он встал в ряд забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение. 14. Опрос – разновидность анкетирования. 15. Контент-анализ – разновидность опроса. 16. К документам в социологии относятся любые источники информации.
Тема 2. Возникновение социологии. Этапы развития социологической мысли. Цель: Ознакомится с этапами развития социологической мысли и основными социологическими парадигмами
Тема самостоятельной работы № 1. Возникновение социологии. Этапы развития социологической мысли.
Задания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|