Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сердце как универсальная характеристика пространства мироздания




Сравнительный анализ концепций «знака, опечатывающего сокровищницу»

Ибн Араби и «внутренней правды» в структуре чертежа «Великого предела» Чжоу Дунь-и

 

В статье рассматривается концепция «знака, опечатывающего сокровищницу» Ибн Араби и дается его интерпретация через структуру «внутренней правды» (Zhong fu, 中孚). Универсальность человеческого устроения, которая заключена в том, что человек охватывает все «истинности» (хака'ик), позволяет рассматривать его сердце в качестве «печати», которая графически соответствует «Внутренней правде» в структуре чертежа «Великого предела» Чжоу Дунь-и. Изъятие «внутренней правды» (когда вектор человеческого сердца не ориентирован на Абсолют) приводит к состоянию общемирового антипорядка, при котором истинное подменяется ложным. В тексте китайской «Книги Перемен» И Цзин, рассматриваемой в данной статье в качестве летописи, указано, что предотвратить состояние антипорядка возможно посредством структуры Сань У, соответствующей созвездию Большой медведицы. Границу между порядком и антипорядком, являющуюся одновременно и «печатью», которая установлена и существует, пока жив хотя бы один верующий человек, можно определить через понятие «барзах» в исламской теологии. Чтобы нарушить эту границу, необходимо нарушить закон мироздания, обратив структуру космоса в хаос. Но так как, в этом случае, сердце вместе со всем, что положено Богом на земле, изымается, то, с точки зрения онтологии, «изъятие» сердца у тех, кто нарушает закон мироздания, ведет к невозможности для них перейти эту границу.

 

Key words: Ибн Араби, Тай цзи ту шо, И Цзин, Сань У, барзах

 

В продолжение сравнительного исследования археологических артефактов Древнего Ирана и Древнего Китая (2012, 2013) нам представляется возможным в данной статье перейти на уровень философских категорий, показав их не меньшую точность в деле анализа культуры, и, вместе с тем, являющих собой способ интерпретации структуры мироздания, в которой эти артефакты обретают свой законченных смысл, минуя раздробленность и неполноту исторической хронологии тех событий, в результате которых эти артефакты были созданы. Представляется необходимым во введении к статье подчеркнуть, что упоминаемые в ней математические и физические концепции являются не самоцелью, а лишь средством, подтверждающим реальность суждений, воспринятых философами, которые, минуя чувственный изменчивый мир, сохранили для нас его подлинное и действительно фундаментальное значение, к которому прикладные науки лишь стремятся, но никогда не достигают, так как только человеческому сердцу дана возможность воспринимать незримое и писать о нем скорее доброй сердечной мыслью, чем аналитической мыслью разума.

 

Сердце как универсальная характеристика пространства мироздания

В тексте Ибн Араби «Fusus al-hikam» в главе 1. «Гемма мудрости божественной в слове Адамовом» дано следующее описание структуры мироздания с его связи с устроением человека: «Человечность его (человека) заключается в универсальности его устроения, в том, что он охватывает все истинности... Он – вместилище надписи, он – тот знак, которым Вседержитель опечатывает Свою сокровищницу. Посему Он и нарек его преемником, ибо Всевышний охраняет им Свое Творение, подобно тому, как печать охраняет сокровища: пока на сокровищнице печать владельца, никто не отважится открыть ее, кроме как с его разрешения, став в таком случае его преемником в охранении сокровищ. А потому мир пребывает в сохранности, пока есть в нем сей Совершенный Человек. Разве не видишь ты, что, если исчезнет он и будет изъят из сокровищницы мира, не останется в ней ничего, вложенного в нее Богом, а произойдут в ней отклонения и коллизии и весь миропорядок переместится в потусторонний мир и станет навечно печатью на том мире?».

В первом случае термин «сокровищница» можно перевести как «предмет, в котором лежат сокровища» – например, сундук, который опечатан с внешней стороны. Во втором случае, когда речь идет об изъятии человека из «сокровищницы мира», этот «сундук» становится «гробом», и печать с внешней стороны переходит на его внутреннюю сторону. Возникает вопрос о геометрическом рисунке этой «печати», который имеет непосредственное отношение к универсальности человеческого устроения.

В истории архитектуры существует понятие «сотового свода» или «мукранаса» – купола в виде медовых сот. Изначально он изображался на внутренней поверхности купольных гробниц. Данный узор, если взять его коническую, а не сферическую форму, сходен со структурой чертежа «Великого предела» Джоу Дунь-и, в основе которого находится сердце человека, ориентированное на Абсолют - «внутренняя правда» (Zhong fu, 中孚). Полагая, что в устроении человека лишь сердце способно охватить все истинности, можем предположить, что знаком, которым «опечатывает Вседержитель Свою сокровищницу» является сердце человека. Подтверждение этому сохранила семантика корня слова «мукарнас», имеющего значения - «свидетель на суде».

В случае с чертежом Великого предела этот узор будет «печатью» на сокровищнице, а в случае его сферического изображения, которое можно встретить в мечети или усыпальнице, «печать» перемещается на внутреннюю поверхность купола, символизирующего сердце. В свою очередь сравнение человека со зрачком – «Он (человек) для Бога то же, что зрачок для глаза…» - возвращает нас к сферическому узору, где структура глаза и структура «сотового свода» имеет общий геометрический паттерн. Базовая восьмеричная структура мукарнаса не входит в противоречие с шестигранной структурой «сотового свода», так как восьмигранник – это шестигранник с усеченным верхним и нижним углами. На схеме «Великого предела» эти углы ориентированы на Абсолют. На сферической структуре мукарнаса эти углы исчезают, и сердце ориентируется на Абсолют, находясь в его центре. Далеким отголоском этой структуры является совпадение двух смыслов в слове «восьмиугольный» в арабском языке, которое имеет второе значение - «драгоценный». Возможно, второй смысл появился при совпадении восьмиугольной огранки драгоценного камня, отполированного до блеска, и в онтологическом плане являющего собой ту ясность «зеркала мира», которым является первый человек (его сердце).

Эти данные не позволяют согласиться с мнением, что паттерны «сотового свода» являются структурой квазикристаллов, так как симметрия квазикристаллов в своей основе не содержит точную структуру «шестигранников» или паттерн «Великого предела». В данном случае уместно было бы говорить о теории триангулятивной структуры пространства датского физика Яна Амбьорна.

Смысл существования в центре структуры мироздания сердца, ориентированного на Абсолют, становится больше, чем просто красивой метафорой, если мы обратимся к тексту китайской «Книги Перемен» И Цзин, структура которой позволяет нам раскрыть понимание сердца как важного элемента онтологии. Текст Книги Перемен включает в себя несколько уровней: смысловой (семантический), структурный и геометрический, так как многие иероглифы, служащие названием гексаграмм, выстроенные в правильном порядке, выполняют функцию не только информирования о событиях прошлого, но и описывают геометрические формы, назначение которых только предстоит понять. Относясь сдержанно к разного рода спекуляциям на тему квантовых теорий мироздания, если они не остаются на уровне физических наук, но стремятся перейти на уровень философских категорий, постараемся описать структуру Книги Перемен в виде комментариев к потерянной рукописи, показав соотношение философских категорий и «технических» терминов, чтобы не допускать ошибок в интерпретации космоса как хаоса или сердца как структуры квазикристалла.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...