Девять комментариев к потерянной рукописи И Цзин
Гобелен. Иллюстрация приведена в книгах Waddell «The Buddhism of Tibet» и Carus «Chinese thought». Датировка и автор неизвестны. Геометрическая структура гобелена соответствует структуре ковра Серпинского, за исключением того, что геометрическая основа ковра Серпинского содержит по периметру 9х9=81 ячейку (кубическая степень - 3 в степени 4), а гобелен – 8х9=72 ячейки (симметрия сферы - 6х12=72).
Изображение квадрата Ло шу в центре гобелена. и эквивалент тибетских цифр в квадрате Ло шу: ༤ 4 ༩ 9 ༨ 8 ༣ 3 ༥ 5 ༧ 7 ༢ 2 ༡ 1 ༦ 6 Соответствие нумерации в квадрате Ло шу триграммам на гобелене: СЮНЬ 4 ЛИ 5 КУНЬ 8 ДУЙ 3 ЧЖЭНЬ 7 ГЭНЬ 2 КАНЬ 1 ЦЯНЬ 6 Так как триграммы Дуй и Чжэнь расположены по отношению к центру иначе, чем другие триграммы, при развороте гобелена – они принимают другое значение и другую нумерацию (центр – квадрат Ло шу остается неподвижным): Соответствие нумерации триграммам при развороте гобелена:
Числовые обозначения триграммы Ли (огонь) и триграммы Кань (вода) изменились с 5 и 1 на 3 и 7. Древнее изображение Хэ ту и числовой эквивалент изображения Хэ ту в соответствии с нумерацией триграмм на гобелене:
1 1 1 1 1 Вместо 9) 1 1 1 1 1 Соответствие числовых обозначений триграммам согласно правилу, изображенному на гобелене: ЛИ – КАНЬ ЦЯНЬ СЮНЬ ДУЙ КУНЬ» Возникает вопрос, почему среди триграмм отсутствует числовое обозначение 9, которое есть в изображении Хэ ту, и почему 9 мы можем заменить 5. Ответ находим в символическом значении этих цифр в древнекитайской культуре. Цифра пять символически отражена в пяти элементах, которые являются основой мироздания. На схеме чертежа «Великого предела» первые пять элементов вместе с символическим обозначением Неба формируют Великую триаду: Небо, Человек, Земля. Отсчитав на чертеже ровно 9 элементов, начиная с первого (Неба), справа и слева, мы получим идентичную структуру (квадрат (ромб) 8х8 на плоскости), обозначенную элементами Небо, Огонь, Вода, Земля уже в масштабе, повторяющем первичную структуру:
Стихии S – небо, E – земля, F – огонь, Wr – вода, Wd – дерево, M - металл выстраиваются в порядок «взаимопорождения» – «сян шэн» 相生 (xiangsheng) и «взаимопреодоления» – «сян кэ» 相克 (xiangke). Согласно правилам симметрии, триграммы в изображении Хэ ту выстраиваются согласно числовым обозначениям в две последовательности: 8,3,7,2, (1(10)), 1(5) – ЦЯНЬ, ЛИ, КАНЬ, СЮНЬ, (ДУЙ), «КУНЬ» 6,1,5,4, 1(10), 1(5) – ЦЯНЬ, КАНЬ, ЛИ, СЮНЬ, ДУЙ, «КУНЬ» * триграммы Дуй и Кунь образую устойчивые геометрические фигуры – круг и крест – что не позволяет нам обозначить их одной цифрой, но позволяет обозначить их через единицу, которая формирует круг и крест (1(10) и 1(5)).
Два порядка триграмм - формируют «символы» (сян): Тай инь, Шао ян, Тай ян, Шао инь на схеме чертежа «Великого предела» из двух фигур «М»ВОДМП и «М»ОВД(«М»)П. Два четырехугольника с вершинами «М»ВДМП и «М»ОВДП образуют Тай инь и Тай ян. В две начальные фигуры не входят по два треугольника. Мы не можем пока ответить на следующий вопрос: почему в порядке ЦЯНЬ, ЛИ, КАНЬ, СЮНЬ, (ДУЙ), «КУНЬ» на схеме чертежа «Великого предела» симметрично не учитывается элемент М – металл (гексаграмма Дуй). Основываясь на правилах симметрии, «вынесем за скобки» этот элемент из общей графической схемы. При переходе от одной фигуры к другой образуются Шао ян и Шао инь. Тай инь образует четырехугольник с вершинами (по часовой стрелке) ОДМВ и четырехугольник «М»ВМП, Шао ян образуют четырехугольники (слева направо, левый четырехугольник – верхняя черта, правый – нижняя черта) «М»ВМП и «М»ПДО, Тай ян = «М»ПДО + треугольник ОДВ, Шао Инь = ОДВ + ОДМВ.
Слева направо: Тай инь, Шао ян, Тай ян, Шао инь, которые образуют единый порядок триграмм: КУНЬ – ЧЖЭНЬ – ДУЙ – КАНЬ – СЮНЬ – ЦЯНЬ – ЛИ – ГЭНЬ (триграммы формируются сверху вниз на схеме 2,3 и 4 уровнем черт (яо): черный цвет – прерывистая черта (чжэ), белый цвет – одинарная черта (дань). Данная структура соответствует множеству Кантора (двумерный аналог множества Кантора – ковер Серпинского):
При нанесении единого порядка триграмм на схему чертежа «Великого предела» мы получим изображение созвездия «Большой медведицы» (созвездие изображено схематично на плоскости), где начало и конец созвездия соотносятся с «внутренней правды» (Zhong fu, 中孚) или структуру Сань у:
П – Фекда (3) – Небесная жемчужина (Тянь цзи) 天玑 Структуре сань у посвящена восьмая строчка И Цзин, в которой шестигранная структура (панцирь черепахи) и структура созвездия Большой медведицы (Сань у) описаны иероглифом 賁. Используя схему формирования 64 гексаграмм их «Великого предела» и единый порядок триграмм: КУНЬ – ЧЖЭНЬ – ДУЙ – КАНЬ – СЮНЬ – ЦЯНЬ – ЛИ – ГЭНЬ, мы получаем определенный порядок следования всех 64 гексаграмм, который накладываем на порядок гексаграмм, именуемый «мавандуйским» (Он получил свое название от места археологических раскопок в провинции Хунань (Китай), где в 1973 году был найден самый древний экземпляр «Книги перемен», датируемый 2 в. до н.э.) Цифра над гексаграммой указывает ее порядковый номер схеме формирования 64 гексаграмм из «Великого предела» (например 43 у гексаграммы Цянь), цифра рядом с гексаграмой указывает ее номер в порядке Вэнь-вана (запись в виде таблицы). В самой таблице гексаграммы расположены в «мавандуйском» порядке. Красным цветом обозначен порядок строк.
Получив порядок гексаграмм, в котором «Великий предел» и мавандуйский экземпляр «Книги перемен», в своей структуре не противоречат друг другу, мы получаем исходный текст самой Книги (данный вариант написан в «европейском стиле» слева направо, что может не совпадать с древнекитайской структурой текста, написанного сверху вниз). Красным цветом выделены обозначения двух гексаграмм, которые соответствуют двум триграммам – Кунь и Гэнь. Так как часть гексаграмм обозначена двумя иероглифами, в исходной структуре не наблюдается четкий квадрат 8х8, хотя, безусловно, он является графической основой самой Книги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|