Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девять комментариев к потерянной рукописи И Цзин




Гобелен. Иллюстрация приведена в книгах Waddell «The Buddhism of Tibet» и Carus «Chinese thought». Датировка и автор неизвестны. Геометрическая структура гобелена соответствует структуре ковра Серпинского, за исключением того, что геометрическая основа ковра Серпинского содержит по периметру 9х9=81 ячейку (кубическая степень - 3 в степени 4), а гобелен – 8х9=72 ячейки (симметрия сферы - 6х12=72).

 

Изображение квадрата Ло шу в центре гобелена.

и эквивалент тибетских цифр в квадрате Ло шу:

༤ 4 ༩ 9 ༨ 8

༣ 3 ༥ 5 ༧ 7

༢ 2 ༡ 1 ༦ 6

Соответствие нумерации в квадрате Ло шу триграммам на гобелене:

СЮНЬ 4 ЛИ 5 КУНЬ 8

ДУЙ 3 ЧЖЭНЬ 7

ГЭНЬ 2 КАНЬ 1 ЦЯНЬ 6

Так как триграммы Дуй и Чжэнь расположены по отношению к центру иначе, чем другие триграммы, при развороте гобелена – они принимают другое значение и другую нумерацию (центр – квадрат Ло шу остается неподвижным):

Соответствие нумерации триграммам при развороте гобелена:

КУНЬ 4 ЧЖЭНЬ ЦЯНЬ 8
ЛИ   КАНЬ
СЮНЬ 2 ДУЙ 1 ГЭНЬ 6

 

Числовые обозначения триграммы Ли (огонь) и триграммы Кань (вода) изменились с 5 и 1 на 3 и 7.

Древнее изображение Хэ ту

и числовой эквивалент изображения Хэ ту в соответствии с нумерацией триграмм на гобелене:

 

1 1 1 1 1

Вместо 9)

1 1 1 1 1

Соответствие числовых обозначений триграммам согласно правилу, изображенному на гобелене:

ЛИ – КАНЬ

ЦЯНЬ

СЮНЬ

ДУЙ

КУНЬ»

Возникает вопрос, почему среди триграмм отсутствует числовое обозначение 9, которое есть в изображении Хэ ту, и почему 9 мы можем заменить 5. Ответ находим в символическом значении этих цифр в древнекитайской культуре. Цифра пять символически отражена в пяти элементах, которые являются основой мироздания. На схеме чертежа «Великого предела» первые пять элементов вместе с символическим обозначением Неба формируют Великую триаду: Небо, Человек, Земля. Отсчитав на чертеже ровно 9 элементов, начиная с первого (Неба), справа и слева, мы получим идентичную структуру (квадрат (ромб) 8х8 на плоскости), обозначенную элементами Небо, Огонь, Вода, Земля уже в масштабе, повторяющем первичную структуру:

 

 

Стихии S – небо, E – земля, F – огонь, Wr – вода, Wd – дерево, M - металл выстраиваются в порядок «взаимопорождения» – «сян шэн» 相生 (xiangsheng) и «взаимопреодоления» – «сян кэ» 相克 (xiangke).

Согласно правилам симметрии, триграммы в изображении Хэ ту выстраиваются согласно числовым обозначениям в две последовательности:

8,3,7,2, (1(10)), 1(5) – ЦЯНЬ, ЛИ, КАНЬ, СЮНЬ, (ДУЙ), «КУНЬ»

6,1,5,4, 1(10), 1(5) – ЦЯНЬ, КАНЬ, ЛИ, СЮНЬ, ДУЙ, «КУНЬ»

* триграммы Дуй и Кунь образую устойчивые геометрические фигуры – круг и крест – что не позволяет нам обозначить их одной цифрой, но позволяет обозначить их через единицу, которая формирует круг и крест (1(10) и 1(5)).

 

 

Два порядка триграмм - формируют «символы» (сян): Тай инь, Шао ян, Тай ян, Шао инь на схеме чертежа «Великого предела» из двух фигур «М»ВОДМП и «М»ОВД(«М»)П. Два четырехугольника с вершинами «М»ВДМП и «М»ОВДП образуют Тай инь и Тай ян. В две начальные фигуры не входят по два треугольника. Мы не можем пока ответить на следующий вопрос: почему в порядке ЦЯНЬ, ЛИ, КАНЬ, СЮНЬ, (ДУЙ), «КУНЬ» на схеме чертежа «Великого предела» симметрично не учитывается элемент М – металл (гексаграмма Дуй). Основываясь на правилах симметрии, «вынесем за скобки» этот элемент из общей графической схемы. При переходе от одной фигуры к другой образуются Шао ян и Шао инь.

Тай инь образует четырехугольник с вершинами (по часовой стрелке) ОДМВ и четырехугольник «М»ВМП, Шао ян образуют четырехугольники (слева направо, левый четырехугольник – верхняя черта, правый – нижняя черта) «М»ВМП и «М»ПДО, Тай ян = «М»ПДО + треугольник ОДВ, Шао Инь = ОДВ + ОДМВ.

 

Слева направо: Тай инь, Шао ян, Тай ян, Шао инь, которые образуют единый порядок триграмм: КУНЬ – ЧЖЭНЬ – ДУЙ – КАНЬ – СЮНЬ – ЦЯНЬ – ЛИ – ГЭНЬ (триграммы формируются сверху вниз на схеме 2,3 и 4 уровнем черт (яо): черный цвет – прерывистая черта (чжэ), белый цвет – одинарная черта (дань). Данная структура соответствует множеству Кантора (двумерный аналог множества Кантора – ковер Серпинского):

 
   
       
               
               

 

При нанесении единого порядка триграмм на схему чертежа «Великого предела» мы получим изображение созвездия «Большой медведицы» (созвездие изображено схематично на плоскости), где начало и конец созвездия соотносятся с «внутренней правды» (Zhong fu, 中孚) или структуру Сань у:

 

 

П – Фекда (3) – Небесная жемчужина (Тянь цзи) 天玑
(жемчужина неправильной формы, небесная сфера)
«М» - Алиот (5) – Нефритовая ось (Юй хэн
衡)
П – Алькаид (7) - Мерцающий Свет (сияние) (Яо гуан 光)
М - Дубхе (1)– Небесный стержень (Тянь шу)
天枢

Структуре сань у посвящена восьмая строчка И Цзин, в которой шестигранная структура (панцирь черепахи) и структура созвездия Большой медведицы (Сань у) описаны иероглифом 賁.

Используя схему формирования 64 гексаграмм их «Великого предела» и единый порядок триграмм: КУНЬ – ЧЖЭНЬ – ДУЙ – КАНЬ – СЮНЬ – ЦЯНЬ – ЛИ – ГЭНЬ, мы получаем определенный порядок следования всех 64 гексаграмм, который накладываем на порядок гексаграмм, именуемый «мавандуйским» (Он получил свое название от места археологических раскопок в провинции Хунань (Китай), где в 1973 году был найден самый древний экземпляр «Книги перемен», датируемый 2 в. до н.э.)

Цифра над гексаграммой указывает ее порядковый номер схеме формирования 64 гексаграмм из «Великого предела» (например 43 у гексаграммы Цянь), цифра рядом с гексаграмой указывает ее номер в порядке Вэнь-вана (запись в виде таблицы). В самой таблице гексаграммы расположены в «мавандуйском» порядке. Красным цветом обозначен порядок строк.

                 
  Цянь 1 энергичность乾 Пи 12 упадок否 Дунь 33 уход遯 Ли 10履 поступок Сун 6 Спор訟 Тун жэнь 13同人 содружество У ван 25無妄 непроизвольность Гоу 44姤 встреча
  Гэнь 52艮 непоколебимость Да чу 26大畜 Вел. воспитание Бо 23 разрушение剝 Сунь 41 Убыток損 Мэн 4蒙 незрелость Би 22賁(贲) светлость И 27頤 Питание челюсти Гу 18 '蠱' порча
  Си Кань 29坎 Двойная яма Сюй 5需 выжидание Би 8 близость比 Цзянь 39蹇 препятствие Цзе 60節 ограничение Цзи цзи 63既濟 завершенность Чжунь 3屯 стяжательство Цзин 48井 колодец
  Чжэнь 51震 гром Да чжуань 34大壯 Великая сила Юй 16 беспечность豫 Сяо го 62小過 Малый переход Гуй мэй 54 Невеста歸妹 Цзе 40解 разнузданность Фэн 55豐 изобилие Хэн 32恆 неподвижность
  Кунь 2 податливость坤 Тай 11泰 процветание Цянь 15謙 Уступчивость   Линь 19臨 вторжение Ши 7 Войско師 Мин и 36 明夷 помрачение   Фу 24復 возврат Шэн 46升 подъем
  Дуй 58兌 отдача Гуай 43夬 решимость Цуй 45萃 сборище Сянь 31咸 взаимодействие Кунь 47困 изнеможение Гэ 49革 обновление Суй 17隨 следование   Да го 28大過 Больш.переход
  Ли 30離 блистание Да ю 14大有 Великое владение   Цзинь 35晉 выпячивание Люй 56旅 странствие Куй 38睽 отстранение Вэй цзи 64未濟 незавершенность Ши хэ 21噬嗑 раскусывание Дин 50鼎 неспешность
  Сюнь 57巽 мягкость Сяо чу 9小畜 Малое воспитание Гуань 20觀 Рассматривание     Цзянь 53漸 неспешность Чжун фу 61 Внутенняя правда Хуань 59渙 распад Цзя жэнь 37家人 семья И 42益 прибыль

 

Получив порядок гексаграмм, в котором «Великий предел» и мавандуйский экземпляр «Книги перемен», в своей структуре не противоречат друг другу, мы получаем исходный текст самой Книги (данный вариант написан в «европейском стиле» слева направо, что может не совпадать с древнекитайской структурой текста, написанного сверху вниз). Красным цветом выделены обозначения двух гексаграмм, которые соответствуют двум триграммам – Кунь и Гэнь. Так как часть гексаграмм обозначена двумя иероглифами, в исходной структуре не наблюдается четкий квадрат 8х8, хотя, безусловно, он является графической основой самой Книги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...