Чем объяснить любовь русского народа к творчеству Есенина?
Тонко чувствующая поэзию Вика Люберецкая читает одноклассникам стихи «упаднического» поэта Есенина, и они потрясены ими, хотя через некоторое время им здорово достанется за обращение к творчеству «кулацкого певца».
Рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»
Поэт Андрей Дементьев
Как проблема милосердия освещается в нашей литературе, и в классической, и в современной
В стране шёл процесс раскулачивания. Маленький мальчик ежедневно видит людей, дошедших от голода до полного истощения, он прячет продукты, носит их этим людям, но не может накормить всех, решить, кто из них нуждается в его помощи больше других. Ему кажется, что он нашёл самое несчастное существо, - собаку, он приносит ей хлеб, но душа мальчика, полная сострадания ко всем голодным, кого он не может накормить, рвётся от горя и недоумения.
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.
1. М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта»
2. Анна Ахматова
Почему Россия никогда не забудет Пушкина
1. Пушкин – «невольник чести», «дивный гений», у поэта «свободный, смелый дар».
2. Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов, -
пишет Ахматова в Царском Селе, где всё пронизано памятью о Пушкине-лицеисте. В течение многих лет, начиная с 20-х годов Анна Ахматова занималась изучением жизни и творчества Пушкина, результатом станет её умная и серьёзная книга «Слово о Пушкине».
1. М. Цветаева Моим стихам, написанным так рано
2. Роман С. Ваксмана «Я стол накрыл на четверых»
В чём особенности стихов Марины Цветаевой
Сама поэтесса верит в своё грядущее бессмертие.
2. О поэтах серебряного века, но там есть главы, посвященные Цветаевой.
1. А. С. Пушкин. Я памятник себе воздвиг нерукотворный
2. 4. Е. Евтушенко «Поэт в Росси больше чем поэт»
О бессмертии поэзии вообще
1. И славен буду я,
доколь в подлунном мире
жив будет хоть один пиит
2. Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем,
В ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Чтение. Роль книги в жизни человека
Автор и название
К какой проблеме относится
Коротко содержание
1. «Из похвалы князю Ярославу и книгам».
2. К. Г.Паустовский. "Золотая роза"
3.Повесть М. Горького «Детство»
4. Роман «451º по Фаренгейту». Рей Брэдбери, писатель-фантаст.
5. Д. С. Лихачёв. «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном»
6. Михаил Лифшиц, писатель, публицист
7. Д. Н. Мамин –Сибиряк. Рассказы «Книжка с картинками» и «Книжка»
11. Н. Некрасов. Рассказ «Посвящается Хемингуэю».
12. В. С. Львов. Статья «Насыщение книгой».
13. И. И. Тихомирова, учёный- публицист Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, статья «Знаки духовного пути»
Какова роль книги в жизни человека?
1. Ярослав Мудрый высоко ценил книги, говоря, что они дают мудрость и воздержание, полезны душе.
2. Среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно. «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».
3. Книги помогли Алёше Пешкову преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.
«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».
4. Писатель рассказывает в романе о том, что может случится с человечеством, если оно уничтожит книги. Это неминуемо ведёт к тоталитарному государству, к духовному обнищанию народа.
5. В первой книге призывает к внимательному, вдумчивому чтению.
В «Письмах о добром и прекрасном» говорит, что литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми.
6. Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, обязательных к прочтению.
Мамин-Сибиряк вспоминает о том, как в его жизнь вошли книги. Его отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и тратил на них последние гроши. В центре лучшей в доме комнаты стоял книжный шкаф, на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. По вечерам устраивали чтение книг вслух. Мамин-Сибиряк пишет, что когда ему в руки попадает книга из детства, он испытывает чувство, что встретился с хорошим давним другом
8. О девятнадцатилетнем пареньке на войне, который каждую свободную минутку, даже в коротенький перерыв между боями, читал книги. Все прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. Мы узнаём, как сопереживал он убитому Пете Ростову, героям книги Хемингуэя, которую где-то украл рассказчик и дал почитать Лешке. Тот был ранен, но и страдая от боли, говорил о героях книги, как о живых, близких ему людях.
9. Публицисту больно от того, что в наше время изменилось отношение к книге, что многие придерживаются мнения, что лучше фильм посмотреть по книге, чем саму книгу прочитать. Он переживает, «литературу уберут из школы».
10. Тихомирова вспоминает И. Бродского, который в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда тенденция к культурной катастрофе России лишь намечалась, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. От того, что сегодня читают или не читают наши дети действительно зависит их жизнь, их поведение, их нравственный облик, характер и судьба. А вместе с этим и судьба России.
Н. В. Федоров. Водной из статей приводит статистические данные о чтении
Проблема исчезновения традиции семейных чтений
«Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 процентов», а 37% населения не читают совсем. Самые читающие страны сегодня - это Италия и Швейцария, России нет в «десятке». Неутешительные результаты наших детей в международном тестировании РISA на понимание текста (33 место среди 40 стран) говорят о необходимости активизировать работу по формированию у детей навыков чтения и формировании национальной программы “Чтение и духовная безопасность будущего России”. По технике чтения наши старшеклассники занимают лишь 43 место из 45 стран мира.
1.Станислав Лесневский, российский литературный критик, литературовед, статья в «Литературной России»
2. современная писательница Дина Рубина. Статье «Евангелие от Интернета»
Заменит ли компьютер книгу?
Книга и интернет являются двумя самостоятельными видами культуры. Книга, по его мнению, – древнейший вид культуры, а интернету – всего лишь несколько десятков лет, поэтому интернет не только не вытеснит, но, наоборот, усилит, возвратит интерес к книге.
2. Во благо или во зло нам дан Интернет? Всё зависит от того, ради чего пользоваться им или книгой, пишет, что книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, можно и пособия по терроризму и призывы к погромам – бумага стерпит все, как и Интернет. Рубина считает, что изобретение языка, книги и Интернета – самые важные переломы в истории человечества.
1. С. Д. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном».
2. В. С. Львов. Статья «Насыщение книгой».
3. Журналист А. Кравец. Статья «Экранизация классики»
Может ли телефильм, фильм по литературно-му произведе-
нию заменить чтение самой книги?
Телевизор частично вытесняет книгу, потому что смотреть передачи по телевизору удобнее, но он диктует, что смотреть и как смотреть, и призывал отдавать предпочтение книге.
2. Публицисту больно от того, что в наше время изменилось отношение к книге, что многие придерживаются мнения: «Зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?»
3. Журналист говорит о возрастающей моде снимать фильмы по классике. Она считает, что плюсы экранизации классических произведений заключаются в новизне восприятия, возникновении желания перечитать произведение. Минусы – это желание может и не возникнуть.
1. Примеры из истории
2. Рей Бредбери. Роман «451º по Фаренгейту».
Проблема бессмертия книг
В Китае в 221 году до нашей эры. Книги сжигали в эпоху средневековья. Их сжигали в нацистской Германии, в фашистской Румынии.
10 мая 1933 года, в Германии был объявлен «праздник костра». Он послужил отправной точкой введения тотальной цензуры. За годы нацистской диктатуры список запрещенных книг вырос до пяти с половиной тысяч. Но теперь эти книги вернулись. Более того, в память о сожжении книг в нацистской Германии в Берлине был в 1995 открыт памятник.
2. В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению; хранение книг является преступлением; а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона. Но люди с риском для жизни прячут книги, а если это не удаётся, сами становятся «живыми книгами», учат их наизусть.
Люди-«живые книги» существовали в Советском Союзе. В системе советских лагерей запрет на некоторые книги «не той направленности» привёл к тому, что зэки заучивали те или иные произведения (стихи, Библия и пр.) наизусть, рассказывая потом друзьям-заключённым.