Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на инновационные процессы развития муниципальных образований

Инновационный менеджмент

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема 15. Система финансирования инноваций

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                             

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 3

 

1. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ                           5

 

1.1.Факторы, влияющие на инновационные процессы

  развития муниципальных образований                                    5

1.2. Роль инновационного предпринимательства, его правовое

обеспечение в инвестиционной политике городского хозяйства   10

1.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности        17

 

2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА     19                                                                                                 

    

2.1. Классификация инвестиций и инвесторов                            19

2.2. Понятие инвестиционного климата                                         22

2.3. Законодательные условия инвестирования                               26

2.4. Основные направления сохранения и развития

российской науки                                                                          28

 

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО

ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА                                                          33

 

3.1. Механизм разработки комплексных муниципальных

  программ привлечения программ привлечения инвестиций

  в деятельность города                                                          33

3.2. Изменение системы управления                                          34

3.3. Социально – экономическая эффективность предложенных

   мероприятий                                                                        40

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                    42

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                   44


ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.

В настоящее время Россия находится в ситуации тяжелого финансового кризиса, главной причиной которого стала проводившаяся в последние годы экономическая политика – бюджетная политика правительства и денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка.

Инновационный процесс напрямую связан с финансированием, т.е. с привлечением инвестиционных средств в любой сфере деятельности.

 С экономической точки зрения решения, принятые российским правительством и Центральным банком 17 августа 1998 года – об отказе от обслуживания государственного долга и 90-дневном моратории на обслуживание внешних кредиторов частными компаниями и банками, представляют собой не что иное, как конфискацию средств частных инвесторов, российских и зарубежных, совершенную в особо крупных размерах.

Тема достаточно актуальна, так как оценки современного состояния и структурных изменений инновационного потенциала страны в целом, регионов и городов свидетельствуют об обвальном снижении инновационно-инвестиционной активности, что во многом обусловило углубление кризиса российской экономики.

В решающей степени кризис инновационной сферы был предопределен разрушительными тенденциями в ее финансовом обеспечении. В 1992 г. расходы федерального бюджета на НИОКР были сокращены с 1,85 до 0, 94% ВВП. За годы реформирования (при практически полном отсутствии заказов от промышленности и оборонных отраслей) произошло двукратное падение доли финансирования науки с таким же уменьшением объемов самого ВВП. По этому критерию среди стран, входящих в ОЭСР, Россия занимает 20-е место, опережая только Мексику, Турцию, Грецию и Португалию. Недостаточный уровень финансирования вынудил научные организации свернуть многие материало- и энергоемкие эксперименты, определявшие приоритет отечественной науки [13].

В курсовом проекте анализируется современное состояние инвестиционной политики на примере финансирования инновационной деятельности города, проводится оценка правовой обеспеченности данной проблемы, исследование зарубежного опыта и разработка мер при решении проблемы финансирования различных нововведений.

 

 


ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

Факторы, влияющие на инновационные процессы развития муниципальных образований

 

 Анализ инновационной деятельности промышленных предприятий разных форм собственности подтвердил общую тенденцию усиления рыночных требований к повышению конкурентноспособности отечественной продукции, особенно в отраслях, ориентированных на внешний рынок (топливной, металлургической, нефтехимической и др.).

Внешними факторами, влияющими на процесс введения инноваций, является неприемлемые условия кредитования и недостаток собственных финансовых средств, по мнению руководителей предприятий, сдерживают инновационную активность в этом направлении. Новые финансовые структуры (в первую очередь коммерческие банки), по существу, не вкладывают средства в реальный сектор экономики. Неустойчивая экономическая ситуация, налоговый пресс, высокие инфляционные ожидания, формирование высокодоходного фондового рынка, особенно государственных ценных бумаг, создали благоприятные условия для спекулятивных финансовых операций.

В результате экономика страны, в частности городских хозяйств, распалась на два слабо связанных друг с другом сектора: высокорентабельное обращение и убыточное производство. Финансовая сфера перестала выполнять функцию обеспечения потребностей производственного процесса, его единства и непрерывности, включая инновационную стадию. К тому же товарный оборот более чем наполовину обслуживается бартером и векселями. Отмеченные особенности поведения хозяйствующих субъектов наиболее остро проявляются в инновационной сфере, специфика которой, в частности, продолжительные сроки окупаемости инновационных проектов, повышает степень риска вложения финансовых средств.

Вместе с тем, хотя имеющиеся финансовые ресурсы ограничены, активизация инновационной деятельности, включая экстенсивные и интенсивные факторы ее развития, остается актуальной. Научно-технический прогресс нужно рассматривать как важнейшее средство достижения конечных результатов, обеспечивающее выход страны из кризиса, стабилизацию экономики и ее последующий рост. Поэтому, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, сегодня требуется активная государственная и муниципальная инновационная политика, основанная на жестком выборе целей, комплексном обосновании приоритетов в распределении ресурсов, новых методах ее реализации.

Прежде всего, необходим отбор приоритетных инноваций, оказывающих большое влияние на темпы и пропорции развития народного хозяйства. Именно такие инновации должны служить объектом государственного и муниципального протекционизма. Создаваемая в рамках этих приоритетов техника новых поколений призвана обеспечить конкурентноспособность отечественной продукции на мировом рынке, решение актуальных социальных и экологических проблем, качественно новый уровень ресурсосбережения и многократное повышение производительности труда.

К внутренним дестабилизационным факторам следует отнести несоответствие сложившихся структур управления территориями и предприятиями рыночным условиям хозяйствования, отсутствие заинтересованности управленческого персонала в реализации новшеств, низкую конкурентноспособность продукции и услуг из-за монопольного положения отраслей городского хозяйства, устаревшую технологию производства, недостаток свободных средств и предприятий города.

Одной их главных задач реформирования инновационного потенциала является выделение его выделение из стратегического ядра как гаранта сохранения отечественной научной школы на приоритетных направлениях научно- технического прогресса. Спасение науки может рассматриваться в социальном аспекте и в первую очередь с точки зрения обеспечения занятости невостребованных работников. По данным Госкомстата РФ, за последние годы численность занятого в науке и научном обслуживании населения сократилась. В 1992г. в научных организациях было занято 2307 тыс. чел., в 1993 г. – 2237 тыс. чел., в 1994 г. – 1833 тыс. чел., в 1995 г. – 1700 тыс. чел., в 1996 г. – 1630 тыс. чел., в 1997 г. – 1590 тыс. чел., в то время как в целом в экономике страны численность занятого населения уменьшилась на 8,5 %. За годы осуществления экономических реформ наблюдаются самые высокие темпы сокращения занятого в науке населения.

Дальнейшее развитие науки и техники должно идти по пути достижения наибольшей отдачи каждой единицы совокупных затрат труда, повышения эффективности научных исследований, проектно-конструкторских и опытных работ, сокращения времени прохождения научной идей по цепи «исследование - производство - потребление».

С учетом же реальной экономической ситуации в стране необходим селективный подход к определению объектов государственной поддержки. Таким образом, эта задача смыкается с проблемой выбора научно- технических приоритетов.

Задачи государственной и муниципальной инновационной политики следующие:

1. Развитие направлений, в рамках которых создается техника новых

поколений, обеспечивающая в конечном итоге статус России как ведущей технологической державы;

2.  Сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на

базе структур, работающих на приоритетных направлениях научно- технического прогресса;

    3. Содействие становлению и развитию рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого

 инновационного бизнеса.

Финансовый механизм реализации инновационной политики города должен представлять собой систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций на основе как прямого финансирования, так и использования методов косвенного регулирования, направленных на абсолютную и относительную экономию финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования – участников инновационного процесса.

Концепция финансового механизма финансирования инноваций:

1. Целевая ориентация на сочетание прямого госбюджетного

финансирования инновационных программ и проектов с финансовой поддержкой отдельных научных организаций;

2.  Множественностью источников финансирования – бюджетное,

внебюджетное, средства финансово - промышленных групп, коммерческих банков, объединений, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Особое значение в рамках такого механизма приобретает усиление роли муниципального заказа как основного из главных инструментов инновационной политики города, объектом финансирования должны стать муниципальные инновационные и научно – технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты создания конкретных видов принципиально новой техники, технологий и материалов или достижение практических результатов в ходе комплексных теоретических и экспериментальных исследований.

Предоставления муниципального заказа на конкурсной основе с последующим заключением контракта на его выполнение обеспечит целевой характер и общее повышение эффективности финансовых ресурсов. Этому же должна способствовать деятельность специальных бюджетных фондов, созданных для содействия реализации инициативных программ. Формами этой поддержки являются:

- гранты (средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом,

корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы, в отличие от займа грант не нужно возвращать;

- субсидии на развитие материально-технической базы;

- пособия отдельным талантливым молодым ученым.

В обобщенном виде система целевого распределения бюджетных

средств представлена на рис. 1.

 

 


Рис. 1  Система бюджетного финансирования инновационной сферы

Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию рыночных отношений в отечественной экономике, их слабое влияние на инновационную активность сохранится до того момента, когда начнут действовать внутренние мотивации к наращиванию выпуска высокоэффективной техники и структурным изменениям производства, адекватным рыночному спросу.

Вместе с тем необходимо с короткие сроки завершить создание организационно – правовой базы самого инновационного рынка, прежде всего в части защиты интеллектуальной собственности и формирования требуемой инфраструктуры, включая:

- информационное обслуживание участников инновационного

процесса, в том числе держателей свободного капитала, авторов инноваций, менеджеров по организации инновационных проектов; 

- создание сети посредников по установлению горизонтальных

связей между участниками всего жизненного цикла инноваций – от замысла и его экспертизы до реализации инновационного продукта на базе специализированных коммерческих структур;

- развитие страхования инновационной деятельности, особенно в сфере

малого бизнеса, а также образование института "патентных поверенных" для охраны интеллектуальной собственности.

Эффективное функционирование инновационного рынка предполагает обеспечение конкурентной среды и активное противодействие монополизму в науке. В данной связи заслуживают внимания такие меры, как ассоциативная организация современной инновационной деятельности, широкое применение гибких организационных структур, рациональное размещение и использование научно – технического потенциала в различных муниципальных образованиях [10, 11].

 

1.2. Роль инновационного предпринимательства, его правовое обеспечение в инвестиционной политике городского хозяйства

 

Анализируя факторы, влияющие на инновационный процесс развития территорий и предприятий городского хозяйства, можно отметить, что в структуре расходов на НИОКР падает доля предпринимательского сектора как источника финансирования. Только в 1994-1997 гг. она уменьшилась более чем на 4 пункта – с 19,9 до 15,3%. В странах с развитой рыночной экономикой роль частного бизнеса в финансовом обеспечении инновационной сферы намного больше. Показательно, что в России удельный вес бюджетных ассигнований составляет примерно 2/3 общих затрат на научные исследования и разработки, а в развитых странах – в среднем 40%.

В связи с этим важная роль отводится становлению малого инновационного бизнеса в деятельности всего городского хозяйства, который, как показал анализ зарубежного опыта, является серьезным фактором ускорения НТП благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных научно- технических кадров, неизбежно высвобождающих в процессе приватизации научных организаций и конверсии городских предприятий ВПК, и также более полному задействованию научно – производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок, аренды, лизинга и других рыночных инструментов.

С развитием рыночных отношений складываются реальные ус­ловия для создания фондов рискового (венчурного) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного предприниматель­ства.

Потенциальными инвесторами средств в учреждения венчурно­го финансирования могут стать субъекты коммерческой деятельности, которые имеют возможность вкладывать свободные средства на дли­тельный срок, активно ищут способы защиты капиталов от инфляци­онных процессов и получения в перспективе высокой нормы прибы­ли.

Ключевую роль здесь должны сыграть инновационные фонды, ко­торые начиная с 1989 г. создаются при значительной государственной поддержке. В последние три года наблюдается устойчивый рост доли расходов Российского фонда технологического развития и отрасле­вых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР в общих зат­ратах на научные исследования и разработки. Объем средств, поступив­ших в указанные фонды в 1997 г., оценивается в 1,1 млрд. руб. (с уче­том деноминации).

Для обеспечения большей эффективности работы фондов требуются: усиление контроля за их деятельностью, что по­зволит им сконцентрироваться на поддержке инновационных процессов и исключит участие в торгово-посреднических и спекулятивных операциях; повышение роли объективной экспертизы и научной об­щественности при выборе объектов финансирования; отработка ме­ханизма возвратности средств, выделенных на реализацию проектов. Необходим также четкий нормативно-правовой порядок отчислений и консолидации средств в инновационные фонды.

При остром дефиците собственных ресурсов у субъектов хозяй­ствования решающую роль в финансировании инновационной деятель­ности играют заемные средства, но их удельный вес незначителен и, например, в научно-технической сфере со­ставляет около 7% общего объема финансирования НИОКР.

Доля инве­стиций, направляемых коммерческими банками на инновации, не превы­шает 1-2%. Здесь требуются меры государственного и муниципального воздействия, предус­матривающие, с одной стороны, жесткую регламентацию и ужесточение контроля со стороны ЦБР за деятельностью банков, имеющих лицензии на обслуживание инновационных структур, а с другой - государственную поддержку в виде освобождения от налогообложения или льготного налогообложения доходов банков от кредитования инноваций, частич­ной компенсации рисковых инвестиций, предоставления государствен­ных гарантий по стратегическим направлениям инновационной деятель­ности и др. Весьма актуальным представляется также создание специа­лизированного инвестиционного банка инновационной сферы с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству, и обязательным участием нескольких крупных научно-технических структур.

Важнейшим источником средств для финансирования иннова­ционной деятельности должен стать фондовый рынок. В рыночной экономике он является основным макроэкономическим инструмен­том формирования будущей структуры национального хозяйства на базе высокоэффективных нововведений. Поэтому нужно всемерно содействовать развитию сегмента фондового рынка, связанного с долго­срочными ценными бумагами (акциями, обязательствами, инвести­ционными паями), и их эффективной торговле на вторичном рынке. Росту капитализации фондового рынка должны способствовать меры по усилению защищенности ценных бумаг за счет ужесточения по­рядка их эмиссии и обращения, широкого внедрения публичной от­четности, повышения ответственности эмитентов за предоставление недостоверной информации и т.д.

Уменьшилось значение амортизацион­ных отчислений как источника финансового обеспечения инноваций, направленных на обновление производственного аппарата и повыше­ние технического уровня производства. В среднем по отраслям про­мышленности доля амортизации в капиталовложениях снизилась до 10-12%, тогда как в дореформенные годы этот показатель составлял 40%, что считалось недостаточным.

Наряду с переоценкой основных фондов необходимо более широко использовать методы ускоренной амортизации их активной части, ввести специальный режим хране­ния и расходования амортизационного фонда, индексирования амор­тизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции. В обоб­щенном виде условия формирования инновационного рынка и схема его финансового обеспечения представлены на рис. 2.

 


Рис. 2. Условия формирования и финансовое обеспечение

инновационного рынка


Усиление роли государства в экономическом регулировании инновационной деятельности тесно связано с переходом на новую систему налогообложения. Налоговая политика в инновационной сфере должна ориентировать участников инновационного процесса на про­ведение работ, реализующих приоритетные направления научно-тех­нического прогресса, создание техники новых поколений, разрабаты­ваемой в соответствии с государственным заказом.

Для этих субъек­тов хозяйствования надо предусмотреть возможность освобождения от налогообложения части средств, имеющих целевое назначение, в том числе ассигнований на проведение поисковых и инициативных исследований, развитие опытно-экспериментальной базы, воспроизвод­ство научно-интеллектуального потенциала и др. Кроме того, для них должны быть установлены пониженные ставки налогов на доход и используемые средства. Наряду с этим следует применять и меры экономического принуждения в виде различных санкций за несоблю­дение контрактных обязательств, низкое качество научно-техничес­кой продукции, ее несоответствие требованиям экологии и др. Одна­ко в каждом конкретном случае подбор экономических инструментов воздействия и границы их использования должны учитывать содер­жание задач и специфику объектов стимулирования.

Формирование правовой среды инновационного предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам инновационного предпринимательства экономическую свободу. Формирование нормативной базы решает многие проблемы, стоящие на пути инновационного предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов инновационной деятельности, лицензирования, предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства.

Для правового обеспечения поддержки малого предпринимательства имеют значение различные Постановления Правительства РФ, нормативные документы Министерств и ведомств, законодательные акты муниципальных образований.

Основы законодательства России в инновационной сфере заложены положением о государственной инновационной программе, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 27 марта 1991 г. № 171., в соответствии с этим положением распоряжением Верховного Совета Российской Федерации от 30 апреля 1992 г. № 2.3 – Р-4 была утверждена инновационная программа «Новое поколение технологий и комплектов оборудования для реконструкции подземных инженерных сетей».

Патентный закон Российский Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1 заложил основы законодательства России в сфере охраны интеллектуальной собственности. Большое значение для создания условий, обеспечивающих сохранение научно – технического потенциала РФ, имел Указ Президента «О неотложных мерах по сохранению научно – технического потенциала РФ» от 27 апреля 1992 г. № 426.

Основное место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает принятая в 1993 г. Конституция РФ.

Большую роль для развития малого предпринимательства в стране имеет постановления Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446, в котором были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства. Особое значение для развития малого предпринимательства в стране имеет Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношений бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270, в котором предусмотрены налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 18 июня 1995 г. № 88-Ф3 определяет общие положения в области государственной поддержке и развития малого предпринимательства в РФ. Существенное место в развитии инновационного предпринимательства занимает постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» от 19 августа 1994 г. № 967, в котором в целях создания условий для развития высокотехнологических отраслей экономики и внедрения прогрессивных машин и оборудования предприятиям предоставляется право применения механизма ускоренной амортизации активной части производственных фондов.

Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства играет также Указ Президента РФ «О частных инвестициях в РФ», который принят в целях привлечения частных инвестиций, а также создание различных отраслевых, межотраслевых внебюджетных фондов научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, призванных содействовать инновационным проектам. Средства этих фондов должны на договорной основе направляться на финансирование:

- научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по

созданию новых видов наукоемких продукции, сырья и материалов;

- разработки новых и совершенствования применяемых технологий;

- мероприятий по повышению технического уровня продукции;

- работ по стандартизации, сертификации и лицензированию

продукции;

- работ в области охраны труда и техники безопасности;

- разработок нормативных и инструктивных материалов и других

научно- исследовательских и опытно – конструкторских работ.

Внебюджетные фонды могут средства фондов размещать на депозитных счетах в банках, уплачивая в бюджет налог на полученный доход от суммы полученных депозитных процентов, а оставшуюся после уплаты налога часть на увеличение средств внебюджетного фонда. Правительством РФ запрещено использовать средства внебюджетных фондов на осуществление коммерческих мероприятий. Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов НИОКР возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и на руководителей объединений, в которых созданы внебюджетные средства [1, 5, 13, 14].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...