Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имидж Бекетова В.А.: анализ краевых печатных СМИ (с января 2011 г. по апрель 2011 г.)




Имидж политического деятеля - это тот образ, который возникает в общественном сознании в результате воздействия личности лидера на социум, главным образом, через СМИ. Средства массовой информации, с одной стороны, отражают образ, создаваемый самим политиком и его имиджмейкерами, а с другой стороны сами формируют этот образ, иногда спонтанно, а, как правило, целенаправленно. Возникает информационная война, у которой есть одна коварная особенность - успехи и поражения политиков оценивают «на глазок». А это очень опасно. «Видны», как правило, информационные пики - всплеск скандалов вокруг политиков или их попадание в эпицентр каких-либо важных событий. Кумулятивный же эффект мелких и не очень броских сообщений, оценок, отзывов о политическом деятеле не виден. По сути же дела, именно постоянный информационный поток - главное оружие в конкурентной борьбе в сфере информации. Цель исследования - изучить и измерить информационные потоки по политическому деятелю Краснодарского края - Владимиру Андреевичу Бекетову.

На формирование политика оказывают влияние буквально все факты, события, обстоятельства, имеющие к нему отношение. У имиджмейкеров и специалистов в сфере политической рекламы существует тенденция придавать большее или меньшее значение тем аспектам имиджа, которые в большей или меньшей степени отвечают их личным вкусам. Для того, чтобы, содной стороны, отразить всё многообразие феноменов, из которых складывается имидж политических деятелей, а с другой - преодолеть субъективизм, понятие имиджа политиков необходимо структурировать. Последнее возможно лишь в рамках функционального подхода к имиджу как таковому. Сторонники «романтического» подхода воспринимают имидж целостно и описывают его категориями, носящими сугубо субъективный характер. По отношению к политическому деятелю это будут такие категории как сильный, волевой, красивый и т.д. Моделировать имидж лишь на основе романтического подхода опасно именно в силу возможного отклонения формируемого образа как от ожиданий и настроений в социуме, так и от реальной ситуации в СМИ, воздействующей на формирование имиджа политика.

С точки зрения функционального подхода, целесообразно разделить имидж политика на компоненты. Специфика нашего разделения на компоненты будет определена тем обстоятельством, что исследованию подвергается тот информационный импульс, который возникает в СМИ в каждом из выбранных мною периодических изданий.

Первый компонент - политические позиции лидера.

Второй компонент - практическая политика лидера.

Третий компонент - личные качества лидера.

Четвёртый компонент - визуальный имидж лидера. Именно этот компонент напрямую связан со спецификой проводимого исследования.

Каждый компонент имиджа был разбит на категории, отражающие содержание компонента. Категории служат темами, по которым проводится тематический контент-анализ. Любое упоминание о полититке в связи с какой-либо темой регистрируется.

В самом общем виде результаты могут быть представлены в виде баллов (1 балл = 1 информационный сигнал). Каждый информационный сигнал в СМИ (упоминание о лидере) оказывает влияние на формирование имиджа политика. Сигналы по каждому из вышеуказанных компонентов имиджа складываются и получается суммарный числовой показатель - общий балл.

Ценность такого систематическою мониторинга заключается в том, что накапливая от месяца к месяцу информацию о ведущих политиках, мы получаем возможность изучить долговременные тенденции в сфере информационной борьбы и установить закономерности воздействия масс-медиа на имидж того или иного политического деятеля.

Структуризация информационного потока по отслеживаемому политику позволяет сделать вывод об отсутствии чёткой и продуманной стратегии воздействия на массовое сознание даже у наиболее влиятельных и «раскрученных» политиков.

Политические позиции. Самый большой и чрезвычайно важный для политика компонент имиджа - «политические позиции». Он отражает всю информацию, которая проходит в прессе и на телевидении относительно социально-экономической и политической платформы политика и стоящих за ним сил. Иными словами, данный компонент отражает информацию о том «товаре», который предлагает политик обществу. Информация, проходящая по данному компоненту, регистрируется при помощи большого количества категорий. Но система категорий построена таким образом, чтобы было возможно в самом общем виде оценить содержание информационного потока по политическому деятелю. Для анализа имиджа этого более чем достаточно, а для изучения политических позиций, разумеется, мало.

С учётом широты компонента он был разделён в свою очередь на подкомпоненты. Каждый из подкомпонентов имеет определённое самостоятельное значение в качестве отдельного весомого канала воздействия на социум. Так, подкомпонент «цели» отражает информацию о кардинальных задачах, которые выдвигает политик. Подкомпонент «методы достижения политических целей» фиксирует всю информацию о способах и средствах решения поставленных задач. Наконец, подкомпонент «оценки» учитывает отзывы, попадающие в СМИ в связи с тем или иным политиком.

Политическая практика. Данный компонент имиджа политических деятелей отражает ту информацию, которая освещает его реальные действия. Являясь равнозначным компоненту «политические позиции», он тем не менее несёт более важную нагрузку как функциональный инструмент политической борьбы. Уровень требований к активно действующему политику на этом направлении особенно высок: информация о провалах в сфере реальной политики, взятая в разработку СМИ, превращается в мощный дискредитирующий фактор, способный в некоторых случаях перечеркнуть перспективы карьерного роста и независимой политической деятельности.

Личные качества. Этот компонент достаточно дистанцирован от двух предыдущих. Информация, касающаяся личности политика, оказывает глубокое воздействие на массовое сознание и в определённых случаях может оказаться решающим фактором, обеспечивающим симпатии или антипатии широких слоёв населения. Данный компонент представляет собой очень выгодную позицию для ведения боя в конкурентной борьбе на политической арене.

Визуальный имидж. Результаты исследования по этому компоненту позволяют оценить силу визуального воздействия информации, проходящей по лидерам в прессе и на телевидении. Появление имени лидера в заглавии статьи, отведение ему больших газетных площадей, публикация фотографических и иных изображений, постоянное присутствие на экране телевизора - создает отдельный мощный канал воздействия на социум. В данном случае речь идёт преимущественно о подспудном воздействии, затрагивающим не столько общественное сознание, сколько подсознание, а это в свою очередь означает снижение порогов критического отношения к лидеру в данной части спектра слагаемых имиджа. В том случае, если ставится задача преодолеть предубеждённое отношение к политику или в короткий срок значительно усилить его воздействие на сознание и психологию масс, необходимо планомерно увеличивать информационное давление именно на этом компоненте. В изучении данного аспекта имиджа применяется особый вид контент-анализа, учитывающий появление имени лидера в названии статьи (категория «лидер в названии»), отведённый ему материал (категория «индивидуальный материал»), его собственные выступления в печати и на телевидении (категория «собственный индивидуальный материал»), а также посвящённый ему изобразительный ряд (фотографии, карикатуры, рисунки).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...