Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6: статистика себестоимости продукции




 

1. Сущность себестоимости, ее структура.

2. Изучение себестоимости единицы продукции.

3. Индекс себестоимости постоянного, переменного состава и структурных сдвигов.

4. Сводная оценка динамики себестоимости товарной продукции.

5. Показатель затрат на рубль товарной продукции.

Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирмы, компании), их достоинства и недостатки.

Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования и т.д.

Себестоимость в свою очередь является основой для определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности.

Чтобы добиться снижение себестоимости нужно узнать ее: состав, структуру, факторы ее динамики.

Все это является предметом статистического изучения себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использовавшихся в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и др. затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции предприятию или фирме.

Различают:

1) общую себестоимость – общая сумма затрат на изготовление продукции определенного объема и состава.

2) индивидуальную себестоимость – затраты на производство одного изделия (уникальный агрегат).

3) среднюю себестоимость, которая определяется как отношение общей суммы затрат к количеству произведенной продукции.

В практике статистики различают два основных вида себестоимости по степени учета затрат:

1) производственная себестоимость – охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции, начиная с момента запуска сырья в производство и кончая сдачей готовых изделий на склад.

2) полная себестоимость – произведенная себестоимость плюс расходы на ее реализацию, т.е. коммерческие (на упаковку, хранение, погрузку и т.д.).

Для изучения себестоимость применяют следующие статистические методы:

1) метод группировок;

2) метод средних и относительных величин;

3) графический метод;

4) индексный метод;

В связи с многообразием и издержек производства, их принято группировать по различным признакам в качественно однородные совокупности:

1) группировка затрат по экономическим элементам. В основу этой группировки кладется признак экономического содержания того или иного расхода. Это необходимо, чтобы выяснить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости. Поэтому все расходы делят на группы или элементы затрат:

а) материальные затраты за вычетом возвратных расходов;

б) затраты на оплату труда;

в) отчисления на социальные нужды;

г) амортизация и прочие затраты;

Таким образом, поэлементный анализ себестоимости показывает, каковы конкретно расходы на производство продукции, не зависимо от их места возникновения и непосредственного назначения.

2) группировка по калькуляционным статьям:

а) сырье, материалы, покупные изделия, полуфабрикаты, топливо, энергии на технологические цели;

б) расходы на оплату труда производственных рабочих;

в) расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

г) общепроизводственные расходы;

д) потери от брака;

е) общехозяйственные расходы;

ж) коммерческие расходы;

Группировка затрат по статьям калькуляции объединяет в группы затраты, которые характеризуются общностью назначения независимо от их содержания. Такая группировка позволяет определить место возникновения расходов, роль различных факторов в изменении всей себестоимости и отдельных статей, а так же позволяет вычислить себестоимость единицы продукции.

На основе группировки затрат по экономическим элементам можно охарактеризовать структуру себестоимости продукции. В различных отраслях промышленности она не одинакова, поскольку отражает специфические особенности производства и разную техническую оснащенность отдельных отраслей.

В зависимости от того, удельный вес каких затрат преобладает в их общей структуре выделяют отрасли:

1) трудоемкие (угольная, горнорудная);

2) материалоемкие (легкая, пищевая);

3) энергоемкие (цветная металлургия);

4) отрасли с большим удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобывающая, газовая).

Такая классификация имеет большое значение для определения путем снижения себестоимости.

 

Более подробному анализу подвергается себестоимость единицы продукции (средняя себестоимость):

;

При анализе себестоимости единицы продукции вычисляют следующие основные показатели:

1) индекс планового задания:

;

2) индекс выполнения плана:

;

3) индекс динамики себестоимости:

;

Разность между числителем и знаменателем в этих индексах покажет соответственно:

1) экономию, предусмотренную планом:

;

2) экономию сверхплановую:

;

3) экономию фактическую:

;

Между этими показателями существует следующая связь:

;

(*);

Можно рассчитать экономию от снижения себестоимости всего выпуска продукции данного вида:

;

;

;

В этом случае равенство (*) будет выполняться только тогда, когда , в противном случае необходимо дополнительно рассчитать сумму экономии, обусловленную отклонением фактического выпуска продукции от планового выпуска по формуле:

;

Тогда будет выполняться равенство:

.

При изучении динамики себестоимости однородной продукции по совокупности предприятий изменение общей средней себестоимости будет зависеть от двух факторов:

1) от изменения себестоимости одного изделия на отдельных предприятиях;

2) от структуры продукции, т.е. удельного веса количества продукции каждого предприятия в общем объеме выпускаемой продукции.

Для характеристики этих показателей вычисляют индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов:

;

;

;

;

 

Себестоимость товарной продукции рассчитывается по статьям затрат.

При изучении динамики себестоимости необходимо, чтобы продукция была сравнима.

Сравнимой товарной продукцией называется такая продукция, для которой выполняются два условия:

1) такая продукция обязательно выпускалась в базисном периоде;

2) данные о себестоимости единицы продукции в базисном и отчетном периоде должны быть сопоставимы.

Не разрешается включать в состав сравнимой продукции изделия, выпуск которых в базисном периоде носил характер изготовления опытных образцов, т.к. при переходе к массовому выпуску продукции происходит резкое уменьшение издержек производства по сравнению с периодом их освоения.

При анализе динамики себестоимости рассчитывают следующие индексы:

1) плановый индекс себестоимости:

;

Абсолютная экономия (перерасход) рассчитывается как разность между числителем и знаменателем:

;

Затем рассчитывается планируемый процент снижения себестоимости:

2) Индекс динамики себестоимости:

;

Фактическая абсолютная экономия (перерасход):

;

Фактический процент снижения себестоимости:

;

3) Можно рассчитать так же индекс выполнения плана:

;

Однако этот индекс не применяется для оценки выполнения плана, так как в расчет этого индекса могут быть включены не только сравнимые, но и несравнимые виды изделий; поэтому между этими тремя индексами связь отсутствует.

Даже если предположить, что будут рассчитаны индексы только по сравнимой продукции, то и тогда связи не будет. Это связано с изменением доли отдельных изделий с разным уровнем себестоимости (ассортиментными сдвигами). В этом случае необходимо дополнительно рассчитать индекс ассортиментных сдвигов:

,

в этом случае будет выполняться связь:

;

Существует два метода исследования динамики себестоимости:

1. Заводской. Суть метода в том, что для оценки себестоимости, используются данные по каждому предприятию в отдельности, а затем их суммируют для получения общих итогов по отрасли. Индекс себестоимости имеет вид:

2. Отраслевой. Индекс себестоимости имеет вид:

, где

, - средняя себестоимость;

- фактический суммарный объем по каждому виду продукции по отрасли.

Для отрасли понятие сравнимой продукции расширяется, так как продукция, введенная в производство на одном предприятии, может быть уже освоена на другом предприятии.

Пример. Имеется следующие данные о произведенной продукции и ее себестоимости по двум заводам отрасли:

Вид продукции Произведено (тонны) Себестоимость Затрачено на весь

.ед) выпуск (ден.ед)

Базис. Отчет. Базис. Отчет.

Завод № 1

А 800 850 0,2 0,19 160 161,5 170

Б 30 25 1,1 105 33 26,3 27,5

В - 700 - 0,17 - - -

Г 240 210 0,16 0,15 38,4 31,5 33,6

Итого по 1 заводу: 231,4 219,3 231,1

Завод № 2

А 840 800 0,18 0,18 151,2 162 162

Б 35 40 1,4 1,39 49 55,6 56

Г - 50 - 0,165 - - -

Итого по 2 заводу: 200,2 217,6 231,1

Итого по отрасли: 431,6 436,9 449,1

Вычислить: 1) индексы себестоимости по каждому заводу; 2) индексы себестоимости по отрасли заводским методом; 3) индексы себестоимости по отрасли отраслевым методом.

1) или 94,9%;

Себестоимость на первом заводе снизилась на 5,1%.

Абсолютная экономия равна (219,3 – 231,1) – 11,8 ден. ед.

или 99,8%;

Себестоимость на втором заводе снизилась на 0,2%.

Абсолютная экономия составила (217,6 – 218) – 0,4 ден. ед.

2) Продукцию В на заводе №1 и продукцию Г на заводе №2 не учитываем при расчете, так как данная продукция не производилась в базисном периоде и не входит в состав сопоставимой продукции.

или 97,2%;

В среднем по отрасли снижение себестоимости составило 2,8 %, а экономия 12,2 ден. ед., причем это обусловлено снижением себестоимости по заводу №1.

3) При расчете этим методом продукция Г будет включаться в состав сравнимой товарной продукции, так как она производилась в базисном периоде на заводе №1.

Продукция А:

;

;

;

;

Продукция Б:

;

;

;

;

Продукция Г:

;

;

;

;

или 97,7%;

Себестоимость снижена на 2,3%, и общий размер экономии составил 10,5 ден.ед.

Общий индекс себестоимости, рассчитанный по заводскому и отраслевому методу, не совпадает, так как по отрасли расширяется круг сравнимой товарной продукции.

 

Вопрос 5:

Построить индекс себестоимости товарной продукции, включая как сравнимую, так и несравнимую продукцию невозможно, поскольку несравнимая часть товарной продукции не имеет базисной себестоимости, к тому же доля сравнимой продукции на разных предприятиях неодинакова. Это вынуждает искать другую обобщающую характеристику в статистике себестоимости. Такой характеристикой является показатель затрат на рубль товарной продукции – отношение себестоимости к ее полной стоимости:

;

На изменение этого показателя влияют три фактора:

1) изменение объема и состава продукции;

2) изменение себестоимости продукции;

3) изменение цены;

Чтобы рассчитать влияние этих факторов вычисляют следующие показатели:

1) затраты плановые:

;

2) затраты условные первые:

;

 

3) затраты условные вторые:

;

4) затраты фактические:

;

Влияние каждого фактора определяется вычитанием из каждого последующего расчета предыдущего, то есть:

1) ;

2) ;

3) .

Общие изменения: или .

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...