Система показателей статистики товародвижения и товарооборота
Товарооборот является центральным показателем статистики рынка. В стоимостных единицах величина его зависит от количества проданных товаров и цены товара (). Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот (), который зависит от количества проданных товаров (Q) и числа перепродаж (N), т.е. звеньев товародвижения. Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров. Реальный объем товаров отражает чистый товарооборот – это товарооборот, освобожденный от повторного счета и равный конечной продаже товара. Конечная продажа товара означает, что данный товар больше перепродаваться не будет. Розничный товарооборот всегда относится к категории чистого товарооборота. Чистый товарооборот – главный оценочный и базовый показатель статистики товарооборота. Его используют для оценки размера предприятия, для расчета уровня издержек обращения и рентабельности. Продажа товаров фирмами друг другу для каждой из них является чистым товарооборотом, но для всей совокупности фирм они являются внутренним оптовым товарооборотом, и представляет собой повторный счет. Показатель числа перепродаж называется коэффициентом звенности и рассчитывается как отношение валового оборота к чистому: Эта формула дает верный результат при условии, что все товары, влившиеся в сферу товарного обращения, дошли до конечного звена. На практике необходимо делать поправку на изменение товарных запасов: · при увеличении запасов числитель и знаменатель надо увеличить на сумму прироста; · при уменьшении – уменьшить на сумму сокращения.
В этом случае коэффициент звенности рассчитывают по формуле: , где З – товарные запасы. Если известны товарные запасы на начало и конец периода, то равен разности запасов на начало и конец периода: . Когда нет прямых сведений о товарных запасах, то их прирост можно определить, пользуясь балансовой формулой движения товаров: , где П – поступление товаров; Р – реализация товаров. Отсюда, . Товарооборот делится на: 1. Оптовый; 2. Розничный. Оптовый товарооборот – продажа товаров крупными партиями производственными, сбытовыми, торговыми предприятиями другим торговым предприятиям для последующей перепродажи, а также производственным и массовым потребителям. Оптовая продажа через канал нулевого уровня или одноуровневый называется транзитом или транзитным товарооборотом, через двух и более уровневые – складским товарооборотом. Розничный товарооборот – продажа товаров предприятиями, объединениями, физическими лицами населению для конечного потребления. Под товарооборотом понимают только куплю-продажу товаров. Самостоятельной позицией в системе показателей товарооборота выделяется продажа услуг. К потребительским услугам относят: 1. бытовые услуги; 2. жилищно-коммунальные услуги; 3. услуги транспорта и связи; 4. медицинские услуги; 5. спортивно-оздоровительные услуги; 6. юридические услуги и другие. Основные показатели товарооборота относятся к абсолютным показателям. Исключение составляет товарооборот на душу населения. Он рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период (обычно за год) численности населения. Он может быть вычислен как в стоимостном, так и в натуральном выражении, как по всему населению, так и по отдельным его группам: , где Д – товарооборот на душу населения; S – численность населения. Показатели структуры товарооборота являются составной частью системы показателей пропорциональности рынка и важной качественной характеристикой товарооборота. Сюда входят три показателя:
1. абсолютный размер продажи отдельного товара; 2. удельный вес (доля) каждого товара (товарной группы) в общем объеме товарооборота: Он показывает, сколько денег из каждых 100 руб., израсходованных на покупку данного i-го товара. 3. соотношение продаж двух товаров (товарных групп): Он показывает сколько денег израсходовано на покупку товара А в расчете на каждые 100 руб., израсходованных на покупку товара Б.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|