Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональный анализ товарооборота




Региональный анализ товарооборота – изучение состояния и развития товарооборота каждого отдельного региона, характеристика межрегиональных товарных связей, исследование межрегиональных различий объема, уровня, структуры и динамики товарооборота.

Товарооборот региона складывается под воздействием совокупности факторов:

1. производственных;

2. финансово-экономических;

3. социально-демографических;

4. природно-климатических.

В регионах имеются существенные различия в формировании оптового и розничного товарооборота. Последний обычно ограничен пределами региона и ориентирован на проживающий в регионе контингент населения (кроме курортных районов и туристических центров).

Оптовый товарооборот, с одной стороны, в значительной мере связан с производственным потенциалом региона, с другой – с потребительским комплексом региона. Размеры оптовой продажи и оптовой покупки в регионе может существенно различаться от типа его экономики.

Существует три основных типа региональной экономики по признаку товарных связей:

1. автаркический (автаркия – греческое слово, в переводе означает «самообеспечение») – когда производство полностью удовлетворяет потребности (покупка равна продаже);

2. экспортный – когда объем производства превышает потребности региона, излишек товара вывозится (продажа превышает покупку);

3. импортный – когда объем производства не удовлетворяет потребности региона. Разница возмещается за счет ввоза товаров из-за его пределов (продажа меньше покупки).

Одним из методов анализа направления и размеров межрегионального обмена служит модель шахматного баланса с таблицей ввоза-вывоза. Суть модели заключается в расчете соотношения между объемом произведенных в регионе товаров, проданных в пределах региона и проданных в другие регионы. Другим аспектом расчета является соотношение между продажей товара в регионе на цели внутреннего потребления и товарами, закупленными за пределами региона и ввезенными в него.

Шахматный баланс раскрывает полную картину товарных связей и дает перечень регионов-партнеров, а также предостерегает против нерациональных товаропотоков.

Степень соответствия территориального распределения товарооборота величине региона, распределению производственных мощностей, финансовых ресурсов и т.п. измеряется так называемыми показателями географической ассоциации, в частности:

1. коэффициентом локализации, который рассчитывается по формуле:

,

где Xj – доля j-го региона в общем объеме факторного признака, %;

Yj – доля j-го региона в общем объеме результативного признака (товарооборота), %.

Чем ближе коэффициент локализации к нулю, тем больше совпадает распределение товарооборота с распределением данного фактора, и, следовательно, теснее с ним связано.

2. индексом локализации, который вычисляется по каждому региону и показывает в какой мере не совпадает доля региона в общем объеме товарооборота с долей изучаемого фактора:

.

Колеблемость индексов локализации может быть обусловлена региональной колеблемостью уровня жизни населения. Оценку региональным различиям можно дать с помощью коэффициента вариации товарооборота на душу населения, который рассчитывают по формуле:

;

;

.

Региональные различия могут быть также обусловлены территориальной колеблемостью цен. Можно исключить влияние данного фактора, если пересчитать фактический товарооборот каждого региона в единые для всей территории цены. В качестве таких цен можно выбрать среднюю цену товара, тогда товарооборот на душу населения рассчитывают по формуле:

;

.

В целях упрощения расчета часто региональные цены взвешивают по численности жителей региона, т.е.:

.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...