Региональный анализ товарооборота
Региональный анализ товарооборота – изучение состояния и развития товарооборота каждого отдельного региона, характеристика межрегиональных товарных связей, исследование межрегиональных различий объема, уровня, структуры и динамики товарооборота. Товарооборот региона складывается под воздействием совокупности факторов: 1. производственных; 2. финансово-экономических; 3. социально-демографических; 4. природно-климатических. В регионах имеются существенные различия в формировании оптового и розничного товарооборота. Последний обычно ограничен пределами региона и ориентирован на проживающий в регионе контингент населения (кроме курортных районов и туристических центров). Оптовый товарооборот, с одной стороны, в значительной мере связан с производственным потенциалом региона, с другой – с потребительским комплексом региона. Размеры оптовой продажи и оптовой покупки в регионе может существенно различаться от типа его экономики. Существует три основных типа региональной экономики по признаку товарных связей: 1. автаркический (автаркия – греческое слово, в переводе означает «самообеспечение») – когда производство полностью удовлетворяет потребности (покупка равна продаже); 2. экспортный – когда объем производства превышает потребности региона, излишек товара вывозится (продажа превышает покупку); 3. импортный – когда объем производства не удовлетворяет потребности региона. Разница возмещается за счет ввоза товаров из-за его пределов (продажа меньше покупки). Одним из методов анализа направления и размеров межрегионального обмена служит модель шахматного баланса с таблицей ввоза-вывоза. Суть модели заключается в расчете соотношения между объемом произведенных в регионе товаров, проданных в пределах региона и проданных в другие регионы. Другим аспектом расчета является соотношение между продажей товара в регионе на цели внутреннего потребления и товарами, закупленными за пределами региона и ввезенными в него.
Шахматный баланс раскрывает полную картину товарных связей и дает перечень регионов-партнеров, а также предостерегает против нерациональных товаропотоков. Степень соответствия территориального распределения товарооборота величине региона, распределению производственных мощностей, финансовых ресурсов и т.п. измеряется так называемыми показателями географической ассоциации, в частности: 1. коэффициентом локализации, который рассчитывается по формуле: , где Xj – доля j-го региона в общем объеме факторного признака, %; Yj – доля j-го региона в общем объеме результативного признака (товарооборота), %. Чем ближе коэффициент локализации к нулю, тем больше совпадает распределение товарооборота с распределением данного фактора, и, следовательно, теснее с ним связано. 2. индексом локализации, который вычисляется по каждому региону и показывает в какой мере не совпадает доля региона в общем объеме товарооборота с долей изучаемого фактора: . Колеблемость индексов локализации может быть обусловлена региональной колеблемостью уровня жизни населения. Оценку региональным различиям можно дать с помощью коэффициента вариации товарооборота на душу населения, который рассчитывают по формуле: ; ; . Региональные различия могут быть также обусловлены территориальной колеблемостью цен. Можно исключить влияние данного фактора, если пересчитать фактический товарооборот каждого региона в единые для всей территории цены. В качестве таких цен можно выбрать среднюю цену товара, тогда товарооборот на душу населения рассчитывают по формуле:
; . В целях упрощения расчета часто региональные цены взвешивают по численности жителей региона, т.е.: .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|