Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы размещения государственного заказа и меры по совершенствованию механизмов формирования и реализации государственного заказа




 

2.1 Проблемы прогнозирования, планирования и реализации государственных нужд

 

В структуре осуществленных закупок наблюдается высокая доля необоснованных и (или) нецелесообразных закупок, несоблюдение ресурсных ограничений. Данная проблема связана с тем, что к настоящему времени не сформирована методология разработки и обоснования планов закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, при этом существующая практика обоснования параметров государственных нужд не в полной мере отражает приоритеты социально-экономического, научно-технического и инновационного развития государства.

Качество обоснования параметров государственных нужд остается недостаточно высоким, они не играют должной роли при планировании и обосновании бюджетных ассигнований.

Существующий порядок не позволяет на этапе планирования определить ключевые параметры государственных контрактов. Не установлены необходимые требования к детализации предмета закупки и порядку определения функциональных, технических и иных требований к закупаемым товарам, работам и услугам, при подготовке проектов контрактов не используются международные закупочные стандарты, нередки случаи размещения крупных контрактов с крайне размытой формулировкой требований и условий.

В дальнейшем это значительно затрудняет мониторинг и оценку исполнения государственных контрактов. Кроме того, распространены случаи срыва сроков реализации контрактов и превышения запланированных ресурсных ограничений, заключения дополнительных соглашений или новых

контрактов, что прямо обусловлено фактическим невыполнением необходимых объемов работ и услуг.

Для решения обозначенной проблемы в апреле 2011 г. Минэкономразвития России разработало проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка ведения федеральными органами исполнительной власти и федеральными бюджетными учреждениями планов закупок товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд, размещения указанных планов в сети Интернет и формирования отчетов об их реализации, форм прогнозного плана закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, плана закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, плана-графика размещения заказов и исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и формы отчета о реализации плана закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд» (далее - Проект) и соответствующий Порядок ведения федеральными органами исполнительной власти и федеральными бюджетными учреждениями планов закупок товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд, размещения указанных планов в сети Интернет и формирования отчетов об их реализации (далее - Порядок).

Проектом предусмотрены новые формы:

прогнозного плана закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд на очередной финансовый год и плановый период (далее - Прогнозный план закупок);

плана закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд на очередной год (далее - План закупок);

квартального плана-графика размещения заказов и исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд (далее - План-график);

отчета о реализации плана закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд за предыдущий год (далее - Отчет о реализации плана закупок).

Следует отметить, что ряд новых требований к процедурам формирования государственного заказа, предусмотренных Проектом, даст возможность значительно повысить прозрачность и обоснованность работы государственных заказчиков по формированию заказа. В то же время в своем нынешнем виде он не позволяет в полной мере устранить рассмотренные выше проблемы формирования государственного заказа и обладает рядом недоработок.

Прежде всего обращает на себя внимание расплывчатость введенного определения приоритетных закупок, которое можно трактовать достаточно широко, понимая практически любые закупки заказчиков. Данное определение нуждается в конкретизации и должно быть увязано как с минимальными потребностями собственно заказчика (обеспечением его функционирования), так и с потребностями заказчика по выполнению его основных функций, а также государственными приоритетами в сфере деятельности соответствующего заказчика.

Предусмотренное Порядком требование об указании в Прогнозном плане закупок и Плане закупок ожидаемого социально-экономического эффекта от реализации особо крупных закупок представляется необходимым и обоснованным, однако отсутствие даже минимального набора стандартных показателей, индикаторов, требований и методологии расчета этого эффекта сводит результативность этого требования к минимуму, поскольку указание социально-экономического эффекта в свободной форме таит в себе угрозу недобросовестного поведения заказчика по расчету ожидаемого эффекта, представления сведений в наиболее выгодной для себя форме и сокрытия «неудобной» информации. Отсутствие предельных минимальных (приемлемых) значений показателей социально-экономического эффекта от реализации особо крупных закупок затрудняет оценку обоснованности выбора того или иного проекта и содержит потенциальные угрозы лоббизма. Кроме того, свободная форма изложения ожидаемого социально-экономического эффекта затрудняет мониторинг реализации заказов и сравнительную оценку эффективности работы различных заказчиков.

Одно из установленных оснований для внесения изменений в Планы закупок на текущий год и Планы-графики - изменение потребностей в продукции, в том числе сроков ее потребления. Однако Порядком не уточняется, в результате чего могут произойти такие изменения и какие основания для этого можно считать объективными, а какие - надуманными заказчиком и свидетельствующими о его неэффективной работе и (или) вовлеченности в коррупционные процессы.

Отсутствие системы типовых контрактов, библиотеки типовых контрактов не позволяет должным образом учесть специфику закупаемой продукции, исчерпывающе определить ожидаемые результаты исполнения государственных контрактов.

Регламентация процессов исполнения государственного заказа ограничивается применением общих положений ГК РФ. В результате реальный ход исполнения государственных контрактов (соблюдение этапности, темпов и качества) остается нередко вне зоны управленческого контроля.

Анализ, оценка и систематизация рисков невыполнения контрактов не ведутся, система прогнозирования рисков и управления ими отсутствует. Проектные принципы управления заказами практически не применяются.

Отсутствуют единые инструктивные и методические материалы, позволяющие государственным заказчикам результативно взаимодействовать с исполнителями, корректировать и администрировать условия контракта и предупреждать возможные срывы уже на ранних этапах.

В настоящее время оценивается лишь экономия бюджетных средств, рассчитываемая как разница между начальной (максимальной) и фактической ценой контракта, и своевременность поставки товара (выполнения работы, оказания услуги). Качество поставленных (выполненных, оказанных) товаров (работ, услуг), соответствие фактических результатов реализации заказа запланированным, социально-экономический эффект закупок не оцениваются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...