Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автор-вдохновитель идеи – к.х.н., главный редактор журнала «Химия и жизнь» Л.Н. Стрельникова




Следствие ведут химики… - Курск: ООО, 2018 г, с. 66

Автор-вдохновитель идеи – к. х. н., главный редактор журнала «Химия и жизнь» Л. Н. Стрельникова

Составитель сборника – учитель химии высшей категории МБОУ «Гимназия №44» А. П. Минакова, который выражает глубокую признательность за помощь в подборе материала учащимся МБОУ «Гимназия №44» Котельникову Никите, Коротееву Никите, Нероновой Дарье, Лукашову Михаилу и Мишустиной Маргарите

Рецензенты:

  Егельская Л. А., к. х. н. , доцент, заместитель директора ЦПРППУ УПОУ ЮЗГУ;

Афанасьева М. Н., учитель высшей категории МБОУ СОШ №7 с УИОП им. А. С. Пушкина г. Курска

Уважаемые коллеги!

В данном сборнике вы найдете материал для проведения очень увлекательного внеурочного мероприятия (возможно и не одного! ), а так же сведения и эксперименты, которые можно использовать на уроках химии, делая их более увлекательными

Уважаемые коллеги!

Весной прошлого года мне в очередной раз повезло встретиться с замечательным человеком, бесконечно влюбленным в химию, кандидатом химических наук, главным редактором популярного журнала «Химия и жизнь», автором книги «Из чего все сделано» Любовью Николаевной Стрельниковой. Уже много лет она пропагандирует химическую науку не только на страницах своего журнала, в статьях, книгах, но и при личных встречах с самой разнообразной и разновозрастной аудиторией. Одно из её мероприятий – «Следствие ведут химики» буквально с первых минут захватывает аудиторию, где каждый чувствует себя не столько слушателем, сколько участником таинственных историй, где с химией переплетается история, наука, литература, музыка.

Первое желание учителя-химика – приехать и провести такое же увлекательное мероприятие у себя в школе, со своими учениками, заранее предвкушая всю ту гамму чувств и интереса, которое оно может вызвать у них. Как оказалось, Любовь Николаевна так и не нашла времени, чтобы издать, используемые для его проведения материалы. Пришлось вначале самой проштудировать литературу, Интернет в поисках необходимых сведений, но, после первого же выступления, и дети с большим энтузиазмом подключились к поиску подобных историй.

В данном сборнике встретятся, слегка дополненные подробностями, истории, рассказанные Л. Н. Стрельниковой, и те, которые нашли и подобрали школьники.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Дело №1…… о бабочках
2. Дело № 2…о побеге
3. Дело№ 3…о гостеприимстве
4. Дело №4…о «Подсолнухах»
5. Дело № 5…о бриллиантах
6. Дело № 6…о погибшем полке
7. Дело № 7…о загадочной смерти
8. Дело №8 … об отравлениях
9. Дело №9… о пожарах
10. Дело №10 …о шпионах
11. Дело № 11…о нобелевских медалях
12. Дело № 12…о скупой хозяйке
13. Дело № 13…о философском камне
14. Дело № 14…кровавое дело Голливуда
15. Дело №15…о царском нраве
16. Дело №16… о фальшивой монете
17. Дело №17…о погибшей экспедиции
18. Дело №18 … о сожженных кораблях
19. Дело №19…о скрипке Страдивари
20. Дело №20…о Моне Лизе

Дело № 1…… О бабочках

В 19 веке во Франции жил коллекционер Пьер Болеро, у него была огромная коллекция бабочек. Он заметил, что одни бабочки со временем теряют свою окраску, а другие нет. Болеро подумал, что если выделить окрашивающее вещество из крыльев этих бабочек, то можно получить краситель, который будет обладать прекрасным цветом и  высокой устойчивостью.

Он взял несколько бабочек Морфидо, обладающих переливающейся голубой окраской, деньги и обратился к химикам с просьбой выделить этот краситель, но они не смогли этого сделать. Болеро подал на них в суд, который долгое время не мог принять ни чью сторону.

- Как вы думаете, почему химикам не удалось выделить красящее вещество?

- Есть только 2 варианта: 1) химики бездарны; 2) вещества в бабочках нет. Первый вариант практически невозможен, так как для своих исследований Болеро выбирал химиков, известных своим профессионализмом, то остается только второй вариант.

- Но   тогда что окрашивает крылья бабочек?

-Давайте вспомним радугу. Какие у неё цвета?

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», а вначале 20 века поговорка была другой: «Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь». Радуга на небе. Откуда там цвет? Это игра света. Подобное явление мы можем наблюдать, пуская мыльные пузыри.

Демонстрационный опыт: получение мыльных пузырей.

- Как эта игра света происходит на крыльях бабочек?

Недавно с помощью электронного микроскопа ученым удалось рассмотреть, как устроены чешуйки бабочек. Их структура похожа на вязаные кружева, у каждого вида бабочек свой рисунок. На этой кератиновой матрице происходит физическое явление, как вы думаете, какое?

- Дифракция света. Это сложное физическое явление. В нашем случае дифракция проявляется в разложении волн по их частотному спектру. Подобное явление почти каждый из вас наблюдал, пуская мыльные пузыри. Радуга – это тоже дифракция света, капельками воды. Дифракция неразрывно связана с явлением интерференции. Интерференция – это наложение отдельных частей спектра. Такое окрашивание называют структурным. Это гениальное изобретение природы. В химии появилось целое направление по созданию синтетических волокон (Япония), обладающих подобными свойствами, так, как это делает природа на крыльях бабочек и получить цветное волокно без единой капли красителя. Создание такого волокна имеет большое экологическое значение, т. к. крашение волокон сильно загрязняет окружающую среду.

Демонстрационные опыты.

1. Получение мыльных пузырей. Подсвеченные светом, они переливаются разными цветами, демонстрируя явление дифракции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...