Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация аналитического учета основных средств




 

Роль основных средств в процессе производства, особенности их воспроизводства в условиях перехода к рыночной экономике обуславливают особые требования к информации о наличии, движении, состоянии и использовании основных средств.

Рыночная система управления требует более оперативной и комплексной информации по основным средствам. Учет должен быть построен таким образом, чтобы из него можно было получить не только отчетные данные, но любую информацию, потребность в которой возникает.

Работа по совершенствованию учета основных средств должна вестись по двум направлениям.

Во-первых, следует работать над тем, чтоб как можно быстрее и наиболее полно получать необходимую информацию по основным средствам.

Вторым направлением является совершенствование действующей методологии учета основных средств, что вызывается целым рядом причин.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить:

правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступление основных средств, их внутреннее перемещение и выбытие;

своевременное и полное отражение в учете амортизации основных средств;

достоверное и полное определение результатов реализации и прочего выбытия основных средств;

полное определение затрат, связанных с проведением всех видов ремонтов и поддержанием основных средств в рабочем состоянии, а также затрат на проведение модернизации, дооборудования, технического перевооружения оборудования и реконструкции, достройки объектов основных средств, которые не включаются в себестоимость, а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств после окончания работ;

контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

проведение анализа использования основных средств;

получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности;

формирование фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету.

Для этого, в организации должна быть разработана рациональная система документооборота, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Аналитический пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках учета основных средств (унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»,(Приложение 1) утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 декабря 2003 года № 168). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.

Организация на основании локального правового акта, регламентирующего учетную политику, по объектный учет основных средств может осуществлять в инвентарной книге форма ОС-6б (Приложение 2) или «Инвентарной карточке группового учета объектов основных средств» форма ОС-6а (Приложение 3) с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.

Заполнение инвентарных карточек или инвентарных книг производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, изготовление, перемещение и выбытие объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены следующие основные данные по объекту основных средств: общие сведения об объекте, характеристика объекта по признакам начисления об объекте, характеристика объекта по признакам начисления или освобождения от начисления амортизации, участия или неучастия в предпринимательской деятельности, нормативный срок службы, срок полезного использования; ресурс объекта (при выборе производительного способа начисления амортизации), способ и метод начисления амортизации; сведения об изменениях местонахождения и стоимости объекта в течение всего срока его эксплуатации, о содержащихся в нем драгоценных материалах, а также индивидуальная характеристика объекта по другим необходимым параметрам. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии.

В целях контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в специальной «Описи инвентарных карточек по учету основных средств» формы ОС-7 (Приложение 4), составленной в одном экземпляре. Для учета движения основных средств по классификационным группам при ручной обработке учетной информации применяется «Карточка учета движения основных средств» форма ОС-8 (Приложение 5). Она открывается на каждую классификационную группу на год и заполняется на основании данных инвентарных карточек соответствующих групп основных средств и сверяется с данными их синтетического учета.

Для по - объектного учета основных средств в местах их нахождения (эксплуатации) по материально ответственным лицам применяется и «Инвентарный список основных средств» форма ОС-9 (Приложение 6).

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации «Акта о приеме-передаче объекта основных средств» форма ОС-1 (Приложение 7), который составляется на каждый отдельный инвентарный объект, «Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств» форма ОС-1а (Приложение 8), который составляется на группу инвентарных объектов, и иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях.

Один из экземпляров указанных актов, утвержденный руководителем организации, вместе с технической документацией передается в бухгалтерию организации, которая согласно этим документам открывает соответствующую инвентарную карточку или делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке.

Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке.

Приемка законченных работ по достройке, модернизации, дооборудованию, реконструкции, частичной ликвидации, проведению технического диагностирования с соответствующим освидетельствованием оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов форма ОС-3 (Приложение 9).

Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов является основанием для внесения соответствующих корректирующих записей в инвентарную карточку этого объекта. Если отражение соответствующих корректирующих записей в инвентарной карточке объекта затруднено, то взамен открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного инвентарного номера) с отражением новых показателей, характеризующих достоверный, дооборудованный, реконструированный, модернизированный объект.

Бухгалтерия организации на основании оформленного «Акта на списание основных средств (кроме автотранспортных средств)» форма ОС-4 (Приложение 10) или «Акта списание автотранспортных средств» форма ОС-4а (Приложение 11) производит отметку объекта в инвентарной карточке (инвентарной книге).

Выбытие объектов основных средств вследствие продажи, обмена, внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях, установленных законодательством, совершается на основании договора и оформляется актом о приемке-передаче основных средств (форма ОС-1). Наряду с актом о приеме-передаче основных средств (форма ОС-1) составляется товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001 года № 53 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г., № 68, 8/6295), если отпуск (перемещение) объекта основного средства осуществляется с участием автомобильного транспорта, либо товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001 года № 53, если отпуск (перемещение) объекта основного средства осуществляется без участия транспортных средств (почтой или нарочным).

На основании акта о приеме-передаче основных средств (форма ОС-1) бухгалтерия организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта.

Для оформления внутреннего перемещения объектов основных средств из одного структурного подразделения (цеха, участка) в другое, применяется «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств» форма ОС-2 (Приложение 12). Передающей стороной накладная выписывается в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы Ос-6, ОС-6а, ОС-6б).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...