Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы формирования корпоративной культуры




 

Важным условием эффективного и устойчивого развития корпоративной культуры является научно обоснованная разработка основных принципов, определяющих ее базовые исходные принципы. Принципы корпоративной культуры - это базовые исходные положения, которые обеспечивают формирование и развитие корпоративной культуры.

В условиях обеспечения экономического и социального развития разработка принципов корпоративной культуры обусловлена важностью ее влияния на деятельность предприятия.

Принципы корпоративной культуры должны соответствовать критериям стабильного и эффективного развития предприятия. Предприятия, имеющие целью эффективное развитие, особое внимание обращают на понимание и соблюдение этих принципов в собственной деятельности.

Внедрение и соблюдение принципов корпоративной культуры позволит сделать корпоративную культуру мощным инструментом управления персоналом, обеспечит целостность организации, создаст благоприятные условия для управления предприятием и будет способствовать стабильному развитию корпоративной культуры.

Для того, чтобы четко определиться с корпоративной культурой предприятия, прежде всего, необходимо разработать ее принципы. Принципы корпоративной культуры отражают исходные принципы, положения по эффективному управлению персоналом. Попробуем очертить важнейшие принципы корпоративной культуры, характерные для предприятий Белоруссии.

Каждое предприятие может самостоятельно разрабатывать принципы корпоративной культуры, однако на основании проведенного анализа литературных источников, считаем, что принципы необходимо разделить на общие и специальные (рис. 1.3). Поскольку есть базовые принципы, которые могут быть характерными и общими для различных предприятий, а уже в зависимости от отрасли, сферы деятельности, формы хозяйствования предприятие может дополнять общие принципы специальными (индивидуальными). Общие учитывают важнейшие характерные признаки и свойства корпоративной культуры предприятия. Общие принципы могут быть общими для многих организаций, но несмотря на то, что корпоративная культура на предприятии является индивидуальной и почти неповторимы, целесообразно выделить специальные принципы. Это принципы, которые учитывают особые, индивидуальные признаки и свойства корпоративной культуры предприятия и разрабатываются конкретно для данного предприятия.

 

Рис. 1.3. Принципы формирования и развития корпоративной культуры [авторская разработка]

 

При формировании корпоративной культуры, несмотря на разнообразие факторов, влияющих на ее уровень, целесообразно руководствоваться следующими общими принципами:

. Социально-экономического и интеллектуального развития. Этот принцип предполагает, что корпоративная культура должна ориентироваться на обеспечение соответствующего экономического благосостояния, социального и интеллектуального развития всех работников предприятия.

. Всеохвачености и системности. Предусматривает формирование и развитие корпоративной культуры с позиции охвата ею всех работников, явлений, элементов и процессов, обеспечивающих деятельность предприятия.

. Размерности и полезности. Корпоративная культура на предприятии должна обеспечивать его эффективную деятельность. Именно поэтому выделение принципа размерности, позволит обеспечить набор качественных и количественных параметров для оценки уровня корпоративной культуры и характер ее влияния на финансовые, экономические и другие показатели деятельности предприятия. Корпоративная культура должна выполнять функцию полезности как для людей, так и для предприятия.

. Открытости и постоянного совершенствования. Элементы, ценности, нормы корпоративной культуры передаются из поколения в поколение, однако современный научно-технический прогресс не стоит на месте, а значит, этот принцип предполагает развитие корпоративной культуры с учетом, с одной стороны, базовых ценностей культуры учредителей предприятия, а с другой, соответствие требованиям современной экономики, ценностей и потребностей работников. Следовательно, этот принцип предполагает ориентацию корпоративной культуры на усовершенствование и стабильное развитие. Корпоративная культура должна быть открытой, постоянно совершенствоваться, стремиться к новым достижениям.

. Координации. Этот принцип заключается в том, что корпоративная культура в первую очередь должна обеспечивать порядок в работе предприятия. Она должна координировать поведение людей на предприятии, а также за его пределами. Поскольку очень часто работники предприятия за его пределами демонстрируют тот или иной тип корпоративной культуры, особенно это проявляется в беседе с партнерами, клиентами, окружающими.

. Обязательности. Руководство компании имеет право осуществлять контроль за соблюдением норм и правил корпоративной культуры.

. Вознаграждения. Корпоративная культура должна обеспечить одинаковое и справедливое вознаграждение работникам, которые придерживаются ее норм.

. Принцип соответствия действующему законодательству. Предприятие самостоятельно определяет нормы и правила корпоративной культуры, систему вознаграждений за их соблюдение, механизм осуществления контроля за их соблюдением, модели развития корпоративной культуры, однако в соответствии с требованиями законодательства, такие действия можно осуществлять только на основании действующих законодательных и нормативно-правовых актов и не противоречить им.

Рассмотрим теперь специальные принципы. Разработка этих принципов зависит от значительного перечня факторов: вида хозяйственной деятельности, организационно-правовой формы хозяйствования, отрасли, экономической ситуации и т.д.

К специальным принципам корпоративной культуры относим:

. Принцип свободного проявления. Корпоративная культура должна быть ненавязчивой, а возникать под влиянием различных ситуаций, она должна формироваться в зависимости от вида деятельности, которой занимается предприятие [9].

. Принцип согласованности и соответствия целям. Каждое предприятие разрабатывает свою миссию, стратегию, цели. Корпоративная культура должна соответствовать этим целям и обеспечивать их достижение.

. Принцип четкости. Этот принцип показывает осознание менеджментом значения корпоративной культуры. Менеджеры должны уметь четко сформировать основные требования к корпоративной культуре, чего они хотят достичь с помощью ее использования.

. Принцип личностно-ориентированного менеджмента. Корпоративная культура должна быть сосредоточена на личностно-ориентированном менеджменте. Поскольку личность человека является тем фактором, от которого напрямую зависит эффективность ее работы и значимость ее результатов [9].

. Принцип отношений «руководство - работник». В основе корпоративной культуры должны быть: честность, порядочность, воспитанность, справедливость, уважение, признание власти, с одной стороны, и признание ценности и индивидуальности каждого работника с другой в становлении отношений.

. Принцип эталона. Корпоративная культура должна быть эталоном эффективной деятельности.

Примеры ведущих компаний свидетельствуют, что прочная и высокоразвитая культура способствует укреплению положения компании, увеличению ее доходов, повышение эффективности деятельности работников. Основные принципы некоторых компаний приведены в таблице 1.2. [6,7,8].

 

Таблица 1.2. Принципы некоторых ведущих компаний мира, способствующие развитию корпоративной культуры

Компания Принципы
1 2
Merck - корпоративная социальная ответственность; - идеальное совершенствование во всех аспектах компании; - инновация, основанная на науке; - честность и прямота; - прибыль от работы на пользу человечества.
Nordstorm - сервис для клиента - прежде всего; - тяжелая работа и индивидуальная производительность; - никогда не останавливаться на достигнутом; - безупречность репутации; - быть частью чего-то особенного.
Philip Morris - право на свободу выбора; - выиграть - победить других в честной борьбе; - поощрение индивидуальной инициативы; - тяжелая работа и постоянное совершенствование.
Sony - поднятие японской культуры и национального статуса; - быть инноватором, не наследовать других, делать невозможное; - поощрение индивидуальных способностей и производительности;
Walt Disney - отсутствие цинизма; - принятие и пропаганда «благотворительных американских ценностей»; - творчество, мечты и воображение; - сосредоточенное внимание к каждой детали; - сохранение и контроль магии Disney.
IBM - сильные убеждения, ценности и культура; - уважение к личности; - пожизненная занятость; - прием работников высокого класса; - возможности карьеры; - длительная подготовка; - единый статус; - система аттестации и собеседований; - система уровней и зарплаты; - холистический подход к работникам; - участие персонала в управлении; - максимальная ответственность; - запланированные ограничения для менеджмента; - горизонтальные связи; - поощрение разногласий во взглядах.

 

Как видим, подходы к формированию принципов разные. Некоторые компании стремятся иметь не более пяти правил, некоторые приводят широкий перечень. Однако подавляющее большинство компаний на первое место выносит национальные идеи служения обществу, совершенствование профессиональных и личных навыков работников, успешную деятельность ориентированную на максимальное удовлетворение собственно человеческих интересов. Нужно также отметить, что для крупнейших компаний значительное внимание сосредоточено на личностях своих сотрудников. Уважение, вера в личность, отношение к ней рассматриваются как необходимое условие успешной работы предприятия. Для японских компаний характерным есть принцип преданности корпорации. Стоит заметить, что для них прогресс технологий ценится меньше, чем доброжелательное отношение к сотрудникам.

Эталонным носителем культуры на предприятии являются его менеджеры. Ведь именно они ярко могут продемонстрировать нормы корпоративной культуры, поскольку имеют для этого больше возможностей чем обычные работники. Будучи образцом корпоративной культуры, менеджеры тем самым обеспечивают ее развитие и эффективность.

Можно сделать выводы, что принципы корпоративной культуры формируют целесообразное поведение ее сотрудников в зависимости от ситуации. Учитывая то, что в последнее время наблюдается смена приоритетов в шкале ценностей работников, такие из них, как обязанность, дисциплина, повиновение теряют свое значение, зато растут ценности, связанные с самовыражением индивида [10], корпоративная культура и ее принципы выходят на первое место в успешной деятельности предприятий.

Четкие принципы корпоративной культуры способствуют реализации миссии, целей, задач и стратегии предприятия, обеспечивают прозрачное и эффективное управление предприятием в соответствии с требованиями современности. Усовершенствованные принципы корпоративной культуры содержат ключевые аспекты, способствующие ее развитию. Принципы формируются для компании в целом. Однако свои принципы могут формировать также и отдельные подразделения организации. Принципы корпоративной культуры отражают характер деятельности организации и особенности ее корпоративной культуры.

Таким образом, корпоративная культура рассматривается как главный механизм, который обеспечивает практическое повышение эффективности работы предприятия. Учитывая все положительные стороны корпоративной культуры, можно констатировать, что формирование ее высокого уровня для современных предприятий должно стать одной из важнейших стратегических целей их эффективного развития.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...