Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема формирования обществоведческих знаний у младших школьников




 

Современное развитие общества требует новой системы образования, нового подхода в обучении, которое сформировало бы у подрастающего поколения способность прогнозировать свое будущее, брать ответственность за него, влиять на него. В связи с этим большое внимание уделяется вопросам методики преподавания обществознания в начальной школе, что является оправданным, так как знание учителем не только содержательной стороны курса, но и его методического сопровождения обеспечивает эффективное формирование обществоведческих знаний.

Особое внимание в процессе формирования обществоведческих знаний уделяется определению основных принципов отбора содержания и методам изучения обществознания в начальной школе, а также формам организации учебной деятельности учащихся.

Одним из принципов обучения в начальной школе является деятельностный подход. Он достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Обществоведческий материал, в отличие от других курсов начальной школы (например, естествознания), носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут ни наблюдать непосредственно общественное явление, ни делать опыты, проводить эксперимент. Однако возможны беседы с членами семьи, местными жителями об особенностях быта и традициях, о родном крае, уместны экскурсии к местам общественных мероприятий, памятникам истории и культуры, в краеведческий музей.

Большие возможности в реализации деятельностного подхода в процессе формирования обществоведческих знаний предоставляют действующие учебники и рабочие тетради. Помимо текстов, они включают широкий круг вопросов и заданий, реализующих деятельностный подход при:

выделении главного в содержании беседы, рассказе;

составлении плана;

подготовке рассказа по иллюстрации;

сравнении изображений;

объяснении новых слов;

чтении схем, карты;

решении проблемных задач и т.д.

Вместе с тем необходимо учитывать, что задания репродуктивного уровня - простого воспроизведения знаний и действий - необходимы при изучении обществоведческого материала. Они позволяют учителю судить об усвоении изучаемого материала. Кроме того, специфическим приемом при изучении обществоведческого материала является комментированное чтение текста учебника, в процессе которого детям разъясняются причинно-следственные связи, комментируются отрывки из статей законов и государственных документов, объясняются образные выражения, непонятные термины. Желательны и комментарии к иллюстрациям учебника.

Л.И. Мымрина отмечает, что работу с учебником целесообразно чередовать с учебной игрой, изложением (рассказом) материала учителем. Игра помогает учащимся лучше представить то или иное событие, вовлекает их в процесс самостоятельного поиска знаний, способствует развитию воображения, памяти, внимания. [24, с. 83]

Эффективным методом в реализации деятельностного подхода в изучении обществоведческого материала является рассказ. Рассказ может быть вводным (перед изучением нового материала), дополнять материал учебника конкретными деталями о событии и его участниках, памятнике культуры, быте людей (в том числе краеведческого характера).

При изучении обществоведческого материала имеет смысл применять такие виды изложения, как повествование и описание. При этом изложение материала учителем должно быть кратким (не более 7 мин), но образным. При рассказе целесообразно опираться на иллюстративный материал учебника, вводить в рассказ прямую речь, персонификацию и драматизацию материала. [24, с. 85]

Рассказ учителя школьник должен воспринимать осознанно, что невозможно без мыслительных действий. Эффективным средством организации познавательной деятельности при рассказе учителя является беседа. Она возможна в начале изложения, в ходе или конце его. Возможна постановка познавательных заданий перед рассказом учителя. Рекомендуется включать в беседу задания, требующие привлечения знаний из внешкольных источников информации (книг, кино, телевидения).

Л.И. Мымрина также отмечает, что при изучении курса необходима словарная работа, предполагающая перевод слов, специальных терминов из пассивного словаря ученика в активный при помощи заданий, закрепляющих навыки точного и правильного употребления слов. Словарная работа должна вестись систематически. Желательно завести тетради, в которые школьники будут записывать новые слова и выражения. Следует помнить, что средства наглядности помогают конкретизировать смысл терминов. Кроме того, необходимо помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем рассказать об этом, так что следует поощрять рисунки учеников, раскрывающие содержание терминов. [24, с. 86]

На уроках младшие школьники учатся работать с иллюстрациями: проводят их элементарный анализ; составляют рассказ по иллюстрации; пишут сочинения и т.д. Задача учителя заключается в том, чтобы учить детей видеть связь между изображенными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному.

При изучении обществоведческого материала большую роль играет сравнение, которое помогает формировать у младших школьников доступное их возрасту представление об обществе. Детям объясняется, что, сравнивая, они узнают, в чем сходны и чем различаются предметы (например, орудия труда, оружие, предметы быта), жизнь различных слоев населения страны, поступки общественных деятелей, памятники культуры и др.

Овладение приемами сравнения сочетается с формированием оценочных суждений. Используя текст в учебнике и приведенные в нем иллюстрации, учитель может целенаправленно организовывать оценочную деятельность учащихся на доступном для них уровне.

Таким образом, для формирования у детей обществоведческих знаний учителю необходимо стремиться к разнообразию приемов, используемых на уроке и включающих школьников в активную учебную деятельность.

Г.А. Чернова одним из эффективным средств формирования обществоведческих знаний у младших школьников выделяет интеграцию уроков окружающего мира с другими изучаемыми предметами начальной школы. [53, с. 164]

Интегрированный урок - это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения. [33, с. 176]

Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме, определяется главная цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

И.П. Подласый выделяет следующие требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:

определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;

тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;

моделирование (т.е. анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;

тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;

оптимальная нагрузка детей впечатлениями;

привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов. [33, с. 177]

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания. Они помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий, изучаемых в начальной школе. Эти понятия, явления, процессы рассматриваются целостно и в то же время разносторонне.

Рассмотрим возможности учебных предметов в формировании обществоведческих знаний.

Русский язык: воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинения, обращения с просьбой).

Литературное чтение: обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; воспитание нравственности, уважения к культуре многонациональной России. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, труде, детях, взаимоотношениях людей, добре и зле.

Иностранный язык: приобщение детей к новому социальному опыту: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.

Музыка: воспитание эстетических чувств, любви к своему народу, патриотизма, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своей страны и других стран мира. Государственный символ России Гимн России.

Изобразительное искусство: воспитание эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении.

Технология: получение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Содержание: трудовая деятельность человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье.

Физическая культура: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию. Всесторонняя физическая подготовленность учащихся; использование приобретенных знаний: выполнение ежедневной утренней гимнастики; наблюдение за собственным физическим развитием.

На основании этого можно утверждать, что обществоведческое измерение содержат практически все образовательные компоненты, входящие в стандарт начального общего образования по линиям: человек, природа, общество, а на уроках по формированию обществоведческих знаний конкретизируются опорные понятия: окружающий мир, природа, человек и природа, общество, Россия наша Родина, государственная символика России, государственные праздники, столица России, регион, где живет учащийся.

В новых условиях необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

В решении данного подхода большое значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Соединение учебных и исследовательских воздействий, бесспорно, дает более сильный результат в усвоении материала, его понимании, создании системного взгляда на весь окружающий мир. В исследовательских процедурах ребята осваивают вполне определенные фрагменты социальной практики. Объектами и сферами последней являются различные организации, учреждения и т.д. (поликлиника, Сбербанк, клуб, магазин, общественный транспорт и др.), совокупности людей и различные группы (семья, друзья, учителя, соседи), ценностный мир, связанный со знакомыми им проявлениями дружбы, любви, культуры и т.д. Важным фрагментом исследования выступает школа. Значимость учебы и отношение к ней, удовлетворенность различными сторонами жизни в школе, система взаимоотношений, сформированность определенных качеств (ответственность, уважение правил школьной жизни, инициативность) - все эти аспекты школьники пропускают через себя. Выполнение различных социальных ролей в ходе проектной или исследовательской деятельности (лидер, организатор, художник, корреспондент) дает сильный эффект самоопределения школьника в многомерном социально-педагогическом пространстве. Каждый из участников исследовательской работы, проявив себя активно в одной или нескольких ролях, начинает понимать свои возможности.

О важности и эффективности использования исследовательских и проектных методов в обучении обществознанию говорится в работах Е.Э. Смирновой. Автор отмечает то, что «абстрактное знание, получаемое ребятами на уроке, вдруг становится чем-то знакомым и понятным - тем самым, что лежит в основе нашей повседневной жизни. Таким образом, процесс социализации не постулируется в учебе как абстрактное понятие, а предстает перед школьниками как фрагмент известного и освоенного. В результате органического соединения теоретического обучения и практического освоения создается цепочка «знание - его апробация - теоретико-практическое усвоение - интериоризация знаний - переход в ценностные ориентации». Приобретенный практический опыт становится инструментом дальнейшей деятельности школьника и выпускника». [42, с. 86]

Проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики. [33, с. 187]

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

самостоятельную деятельность ученика;

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю необходимо:

владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Как уже было сказано, исследование - бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.

Задачи исследовательской деятельности:

Образовательная:

активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы;

систематизация знаний;

знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая:

развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;

отбирать и систематизировать материал, реферировать его;

использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательная:

создание продукта, востребованного другими.

В процессе формирования обществоведческих знаний предполагается проектная и исследовательская деятельность по следующим темам:

·   проекты: «История моей улицы»; «Улица моего детства»; «Мое генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения в семье»; «Обязанности членов семьи»; «Мы приглашаем гостей»; «Мы идем в гости»; «История школы, в которой я учусь»; «Что я могу сделать с мусором?».

·   исследовательские работы: «Вода и ее значение для жизни человека»; «Экологические проблемы водоемов»; «Воздух. Проблемы воздуха в родном крае (городе, селе)»; «Кто работает на родной земле?»; «Современные экологические проблемы сообществ»; «По страницам Красной книги»; «История моего города (села, деревни)»; «Береги свое здоровье смолоду»; «Вредные привычки - враг здоровья» и др.

Выбирая темы для проектов, учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации.

Рассмотрим общую методику организации проектной и исследовательской деятельности.

Что исследовать?

Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Проект или исследование тем и хороши, что можно интегрировать проблемы и менять акценты.

Как исследовать?

Проведение исследований. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога - играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача - собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования.

Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.

Презентация исследований. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Для этого потребуется:

дать определения основным понятиям;

классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

выявить и обозначить все замеченные парадоксы;

ранжировать основные идеи;

предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);

выработать суждения и умозаключения;

сделать выводы;

указать пути дальнейшего изучения явления;

продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;

приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.

Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что в них нет неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры - каждому находится дело по душе.

Итак, в данном параграфе мы охарактеризовали педагогические условия формирования обществоведческих знаний у младших школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке включает широкий круг вопросов и заданий при выделении главного в содержании беседы, рассказе; составлении плана; подготовке рассказа по иллюстрации; сравнении изображений; объяснении новых слов; чтении схем, карты; решении проблемных задач и т.д. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру урока привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания, помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий, эти понятия, явления, процессы рассматриваются целостно и в то же время разносторонне. Многие из учебных предметов в начальной школе предоставляют возможности для формирования обществоведческих знаний у младших школьников. В основе метода проектов и метода исследований лежат: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся. В исследовательской деятельности ребята осваивают практические формы социальной практики.

Основной элемент содержания образования - это накопленные знания.

Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения. Знания могут быть: донаучными; житейскими; художественными; научными. Знания могут обладать разными качествами: системность; обобщенность; осознанность; гибкость; действенность; полнота; прочность. Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный и продуктивный. Уровни усвоения учебной информации - это понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество.

Обществоведческие знания - это система интегрированных знаний, включающих первоначальные знания по экономике, праву, граждановедению, краеведению, основам безопасности жизни. Обществоведческие знания - очень важный раздел учебного содержания. На этом содержании у детей формируются понимание места человека в обществе и среди людей, дети подводятся к усвоению различных социальных понятий: «родина», «страна», «город», «село», «национальность», «закон», «право», «обязанность», «президент», «правительство» и многих других, дающих элементарное представление об экономике, политике, устройстве нашего государства, о достопримечательностях и значении родного края.

Педагогическими условиями формирования обществоведческих знаний у младших школьников мы определили: осуществление деятельностного подхода в организации урока; проведение интегрированных уроков; использование исследовательских и проектных технологий в процессе формирования обществоведческих знаний.

 


Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования обществоведческих знаний у младших школьников

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...